Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление Возврат в МЕНЮ

ДВ №4 о 28 января 2004, стр. 3, ДВ №5 от 04 февраля 2004, стр. 3, ДВ №6 от 11 февраля 2004, стр. 3, ДВ №7 от 18 февраля 2004, стр. 3, ДВ №8 от 25 февраля 2004, стр. 3, ДВ №9 от 03 марта 2004, стр. 3, ДВ №10 от 10 марта 2004, стр. 3

 

Ступкин Евгений Иванович

 
учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (2002-2009), издатель (с 2000 г.), учредитель и редактор Альманаха ВИКа (с 2002 г.), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (с 2002 г.), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов.
     

Посолье

При слове «монастырь» перед нашим взором встают высокие белокаменные стены, за которыми золотятся маковки храмов, плывёт над окрестными озёрами и лесами малиновый звон больших и малых колоколов, созывая православный люд на молитву. Монастыри – это тысячи богомольцев и богатейшие библиотеки, это богадельни и школы, иконописцы и виноделы, это неотъемлемая часть тысячелетней истории России.

Монастыри, как и города, как и сама Русь, развивались и росли постепенно. В большинстве случаев всё начиналось с одинокой кельи подвижника. Удалившись в пустынное место, они устраивали себе для молитвенных подвигов особые помещения. Но строительство даже небольшой часовенки требовало немало времени. Поэтому первым сооружением на месте будущего монастыря чаще всего становился деревянный крест. Историкам даже известно изображение такого креста на иконе XVI века1.
В скором времени поклониться подвижнику начинали приходить верующие. Часть из них оставалась, селилась рядом, и постепенно возникала пустынь. Знаменитая Нилова пустынь на острове Столобень озера Селигер выросла на месте кельи пустынника Нила. Довольно часто около монастырей образовывались селения, выраставшие до крупных населённых пунктов, а то и городов. Старинный город Кашин, родина одной из самых почитаемых тверских святых Анны Кашинской, образовался около Калязинского монастыря. Далеко не все скиты становились основой будущих монастырей или селений, большинство из них по смерти или уходу хозяина глохло и забывалось.
Другие монастыри возникали на людных местах: на перепутьях дорог, на волоках, как Николо-Столпенский монастырь. Основываются монастыри на местах явления святых чудотворных икон, как Вышневолоцкий Казанский монастырь. В истории становления и развития каждого монастыря были свои особенности, но все монастыри начинались с первого колышка, с первой молитвы.
Возникновение монастырей на Руси большинство учёных относят ко времени крещения Руси князем Владимиром Красное Солнышко в 988 году от Рождества Христова. Особенно быстро идёт развитие в ХI веке, со времени основания Киево-Печерской лавры в 1062 году. К 1 июля 1896 года в России существовало 789 монастырей, скитов, пустыней и женских общин. Из них основано: в XI веке и ранее – 19, ХII – 19, ХIII – 20, XIV – 44, XV – 53, XVI – 90, XVII – 145, XVIII – 73, и в XIX веке был основан 241 монастырь (скит, пустыня, женская община)2.
Все монастыри разделялись на общежительные и необщежительные. Общежительные монастыри – это коммуны, где всё было общим и всё необходимое: пищу и одежду – монахи получали от монастыря. Никто: ни монахи, ни настоятель – ничем не располагали на правах частной собственности. В монастырях необщежительных общей, как правило, была только трапеза. Всё необходимое для себя монахи приобретали на получаемое жалованье или доходы от богослужения да продажи производимого в монастыре товара (икон, крестиков, различной церковной утвари и т. д.).
Монастыри, бывшие на государственном обеспечении и имевшие число монахов, определённое по штату, назывались штатными. В зависимости от размеров получаемого содержания и по степени прав штатные монастыри делились на три класса. Так, по количеству монахов в первоклассном мужском монастыре их полагалось 33, второклассном – 17, третьеклассном – 12 монахов.
Если монастыри не получали жалованье от государства и жили на доходы от трудов самих монахов, они назывались заштатными.
На протяжении веков монастыри на Руси имели огромное значение: они играли важную, а то и первостепенную роль во всех сферах жизни русского государства. Они были очагами культуры, экономическими и религиозно-просветительскими центрами. При монастырях рано, еще до монголо-татарского ига начали создаваться библиотеки и школы для обучения грамоте. На чтение и списывание книг монахи смотрели как на богоугодное дело. Во многих монастырях были свои иконописные мастерские – на весь православный мир известны имена Андрея Рублёва, Даниила Чёрного, Феофана Грека. Все летописцы со времён Нестора были монахами.
Возле монастырей устраивались богадельни и больницы. Во времена народных бедствий монастыри становились центрами благотворительности и помощи. Кирилло-Белозерский монастырь, например, кормил в голодное время ежедневно до 600 человек. Монастыри служили оплотом от неприятеля в лихую годину, собирая в свои стены всё окрестное население. Достаточно вспомнить знаменитую оборону от польских захватчиков Троице-Сергиева монастыря или героев Куликовской битвы монахов Александра Пересвета и Родиона Ослябю. Монахи были прекрасными воинами, сражавшимися и за свою святую родину, и за свою святую веру.
Как правило, в монастырях велось хорошо налаженное хозяйство. Монастыри были и крупными земельными владельцами – им принадлежали пашни, покосы, пустоши, леса, рыбные ловли. До секуляризации монастырских вотчин в 1764 года монастыри были богатейшими собственниками крестьян. К примеру, тверские монастыри по ревизии 1744 года владели почти 20000 душ крестьян «мужеского пола».
Всё это так. Но всё это относится в первую очередь к крупным монастырям, таким как Нилова пустынь в Осташкове, Жолтиков и Отроч монастыри в Твери. Головные монастыри в средние века были центрами, и они, как правило, имели в своих вотчинах более мелкие монастыри – так называемые посолья.
«В Тверской губернии крайне много сёл, которые имеют несомненные признаки прежде бывших монастырей; но это были не монастыри, а посолья от монастырей. Большие монастыри, такие как Троице-Сергиевский, Симоновский, Донской, Калязинский, Старицкий, Осташковский, Волоколамский и другие имели обыкновение ставить часовню с образом на перепутье, пристанях, рыбных ловлях, в торговых сёлах. Это называлось ставкою. Старец из монахов или бельцов, заведовавший этими сборами, жил на квартире в ближайшем селении. Если сборы где-либо были значительны, то выстраивалась церковь и кельи; то и другое нередко обносилось стеною; число монахов проживало от 2 до 7 и до 10. Это и называлось посольем»3. Небольшие второстепенные монастыри, бывшие, по-современному, филиалами крупных, головных монастырей носили в разное время разные названия: в средние века «посолья», затем позднее их называли «приписными монастырями», а с конца XIX века – «киновиями»4. Так, один из крупнейших в России женских монастырей Вышневолоцкий Казанский имел три киновии: Кашаровскую, Спировскую и Параскево-Пятницкую. А один из богатейших монастырей России Троице-Сергиева лавра в середине XVIII века имел в своём подчинении 33 приписных монастыря.
Роль посолий, их значенье и место в истории и культуре России была совершенно иной, чем у головных монастырей. Они решали задачи другого уровня. Посолье – это представительство, посольство. Роль их была подсобная, но и не только: с другой стороны, это были форпосты крупных монастырей. Если сравнивать, то головные монастыри – это города, центры княжеств, земель, позднее губерний. Посолья – это крупные селения, принадлежащие городам, а ставки – хутора и деревеньки. На посолья монахи довольно часто посылались в виде наказания. Вполне естественно, что они не могли быть такими же центрами культуры и просвещения, как и головные монастыри.
До начала XIX века в Вышневолоцком уезде было три мужских монастыря: Городолюбский, или Горноязерский (упразднён в 1722 г.), Николо-Столпенский и Николо-Теребенский. Последние два упоминаются в описании российских монастырей за 1825 год. Все они были посольями. Об этом говорят дошедшие до нас описания этих монастырей.
В Городолюбском монастыре в 1582 г. находились «...келья священника черного Корнилья, да братских шесть келий, да пустых пять келий». В другом, недатированном документе говорится: «...в нем игумен да десять человек старцев»5.
А вот что свидетельствовали иностранцы о Николо-Столпенской пустыни. Аксель Гюльденстиерне: «8 сентября (1602 г. – Е.С.)... достигли другого большого местечка, называемого Вышний Волочек... 9 сентября проехали мимо грязного монастыришка, называемого св. Николай; там было всего шесть противных, скверных монахов...»6. Эрик Пальмквист (1673 г.): «В этом монастыре живут семь монахов, все беглецы из Ингерманландии...»7.
Тверская губерния была среди других местностей России одной из самых богатых на монастыри: в конце XIX века их насчитывалось 27. Если брать Вышневолоцкий уезд в его дореволюционных границах, в нём в разное время было шесть монастырей: три мужских – Городолюбский, Николо-Столпенский и Николо-Теребенский – и три женских. Во второй половине XIX века был открыт Казанский женский монастырь, а в начале века ХХ – Параскево-Пятницкая, что на Бору, женская община. В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона в описании Вышневолоцкого уезда упоминается пять монастырей: два мужских и один женский с двумя женскими общинами. На территории современного Вышневолоцкого района располагались три из них – Городолюбский, Николо-Столпенский и Казанский.

Возврат в МЕНЮ                    
1