Возврат в МЕНЮ

ДВ №4 о 28 января 2004, стр. 3, ДВ №5 от 04 февраля 2004, стр. 3, ДВ №6 от 11 февраля 2004, стр. 3, ДВ №7 от 18 февраля 2004, стр. 3, ДВ №8 от 25 февраля 2004, стр. 3, ДВ №9 от 03 марта 2004, стр. 3, ДВ №10 от 10 марта 2004, стр. 3

 

Ступкин Евгений Иванович

 
учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (2002-2009), издатель (с 2000 г.), учредитель и редактор Альманаха ВИКа (с 2002 г.), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (с 2002 г.), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов.
     

Посолье

 

Городолюбский, или Горноязерский, монастырь

Основан преподобным Варлаамом Хутынским8 в конце XII века: «... монастырь находится в восьми верстах к северо-западу от Вышнего Волочка на озере Городолюбля, а... монастырь, по преданию, основан был Варлаамом Хутынским до его прихода в Новгород, следовательно, в XII в». В хранившемся в Хутынском монастыре документе (примерно XVI века), говорится: «...в Коломенском погосте на Спасской земле промеж Шлины и на Сне (Цне) реке на черном лесу, после Скуратова письма Зиновьева, стал монастырь, да две церкви – Преображение Спасово да Варлаам чудотворец...»
Ныне не существующее село Городолюбля обязано своим возникновением и названием этому монастырю. Впоследствии он был приписан к новгородскому Хутынскому монастырю, куда после закрытия Городолюбского были переведены все монашествующие. Некоторые учёные дату основания монастыря подвергают сомнению и относят её к более позднему времени.
К концу XVIII века, когда оставшиеся без хозяев монастырские постройки обветшали, в селе Городолюбле была выстроена новая деревянная церковь Преображения Господня. В 1797 году она была освящена и 200 с лишним лет исправно служила местным жителям. В настоящее время от села Городолюбля остались развалины каменной Воскресенской церкви 1890 года постройки да часть кладбища. Церковь сильно разрушена, и её восстановление вряд ли возможно. Старинное кладбище подмывают воды Вышневолоцкого водохранилища. В центре кладбища около развалин церкви находится могила создателя Вышневолоцкой водной системы М.И. Сердюкова. Несколько десятков лет на этом месте был пионерский лагерь.
Сегодня здесь полное запустение и разруха. А вокруг красивейшие сосновые леса и воды рукодельного озера – настоящий рай для грибников, рыбаков и охотников.

Николо-Столпенский мужской заштатный монастырь (Николо-Столпенская пустынь)9

Дата основания монастыря неизвестна. Но, учитывая то обстоятельство, что стоял он на самом перекрёстке торговых и военных дорог, на начале волока из Тверцы в Цну, вполне вероятно его существование ещё в ХII-ХIII веках, когда Господин Великий Новгород был крупнейшим торговым и культурным центром всего северо-востока Европы. Хотя сегодня многие историки отрицают упоминание нашего верхнего волока ранее XV века, относя все летописные упоминания к волоку Ламскому, который, по версии, был частью Новгородской республики. Само существование такого конклава в окружении чужих владений для XIII-XIV веков весьма спорно. А потом путь из Поволжья в Новгород через Волочёк был значительно выгоднее, и весьма сомнительно, чтобы купцы пренебрегали им или он был им неизвестен.
Сегодня сторонники В.Н. Татищева пока в меньшинстве. Василий Никитич в своей «Истории Государства Российского» первой датой упоминания нашего волока называет 1135 год: «...итако Всеволод возвратился в Новгород, а Изяслав остался на Волоке». Ставя под сомнение дату 1135 год, нужно помнить о том, что еще за 200 лет до этого – «в лето 6455» (947 г.) ставила по Мсте погосты великая княгиня Ольга. И версия, что одним из этих погостов был наш Волок, имеет место быть. А тот факт, что учёные сегодня не располагают данными о существовании селения на древнем верхнем волоке в XI-XII веках, никоим образом не значит, что его не было.
Монастырь «Николы у Столпа» сначала, вероятно, существовал как ставка, а позднее перерос в посолье. И еще один интересный момент: у какого «Столпа» возникла Николо-Столпенская пустынь? Вполне возможно, что речь идет о языческом капище, которого не могло не быть на таком месте, каким был волок. Всё это пока только предположения, версии. Они имеют право на существование, но хочется надеяться, что – пока. Существует также предание, что монастырь обязан своим возникновением царю Иоанну Грозному, который, перевозя из Новгорода в Москву икону Святого Николая Чудотворца, оставил ее на этом месте и повелел построить монастырь. Эта версия, правда, не объясняет названия «Столпенский».
В 1825 году в «Николаевской Столпенской заштатной пустыни была церковь каменная во имя Покрова Богородицы, с приделом во имя Святого Николая Чудотворца»10. Настоятельская и братская кельи и ограда были деревянные.
К концу XIX века большинство построек монастыря были уже каменные. В 1890 году была выстроена новая главная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с тремя престолами: Покрова Пресвятой Богородицы, Архистратига Михаила и Святого Иоанна Предтечи; в 1878 году построена тёплая церковь Святителя Николая, с одним престолом; в 1883 г. на подворье в Вышнем Волочке на Екатерининской улице была поставлена каменная Александро-Невская часовня, в память мученической кончины императора Александра II, в 1896 году обращенная в церковь.
Каменными были и большинство монастырских построек: два каменных одноэтажных корпуса для настоятельских и братских келий, трапезная, кухня, два погреба, амбар и рига. Монастырь был обнесен каменной оградой с башнями. Кроме того, двухэтажный скотный двор с молочной и подвалом, гумно, сараи, баня, школа и другие деревянные постройки.
В 1901 году Николо-Столпенской пустыни принадлежало более двух тысяч гектаров земли и угодий:
1. При монастыре – под строениями 1 десятина 1948 кв. сажен (около 2 га); пахотной 43 д. 200 с. (47,4 га); дровяного леса 165 д. 416 с. (181,6 га) под дорогами 7 д. 1500 с. (8,2 га); итого: удобной земли 210 д. 1034 с. (231,4 га).
2. При Троицких дачах (в 30 верстах от монастыря) сенокоса, дровяного леса и неудобий – 1525 д. 1946 с. (1678 га), и в отдельных пустошах той же местности: Самсонихе 86 д. 1532 с. (95,2 га); Нестерихе 25 д. 1218 с. (28 га). Все пустоши сдавались в аренду за 1181 руб. 28 коп. в год.
3. Рыбные ловли в озерах Песво и Удомля сдавались в аренду за 33 руб. в год.
В 1900 г. в монастыре были: 1 иеромонах, 2 иеродиакона, 1 монах и 6 послушников во главе с настоятелем иеромонахом Антонием. Монастырь служил приходом семи селениям: Никольской слободе и деревням Белый Омут, Терелесово, Борьково, Тверстянка, Елизаветино и Обрадово, в которых в то время числилось «796 душ мужского пола»11.

Возврат в МЕНЮ                    
2