Возврат в МЕНЮ

ДВ №4 о 28 января 2004, стр. 3, ДВ №5 от 04 февраля 2004, стр. 3, ДВ №6 от 11 февраля 2004, стр. 3, ДВ №7 от 18 февраля 2004, стр. 3, ДВ №8 от 25 февраля 2004, стр. 3, ДВ №9 от 03 марта 2004, стр. 3, ДВ №10 от 10 марта 2004, стр. 3

 

Ступкин Евгений Иванович

 
учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (2002-2009), издатель (с 2000 г.), учредитель и редактор Альманаха ВИКа (с 2002 г.), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (с 2002 г.), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов.
     

Посолье

Троицкий-Удомельский-Богословский

В описи 1581 г. сказано: «Монастырь на озере Удомельском, на Песво. А в монастыре церковь Животворной Троицы да теплая Рождества Пресвятой Богородицы. А в церквах образа и свечи, и книги и все церковное строение монастырское. Да церковь была Иван Богослов. А та церковь сгорела. Да в монастыре ж игумен Дионисий, в келье 2 брата, да 6 келий пустых». Принадлежал Борисоглебскому Новоторжскому монастырю. Как видим, это был небольшой, небогатый монастырь – типичное посолье, в котором было всего 3 монаха. До середины XX века о монастыре напоминали сразу два селения – погост Троицкий и Удомельская Слобода. Сегодня от погоста осталась красавица Троицкая церковь да старинное кладбище. Деревеньки Удомельская Слобода давно нет – осталось урочище Слобода.

Троицкий-Млевский

В 1764-м был обращен в приходскую церковь села Млёво. Монастырь принадлежал к числу очень древних, но история его, к сожалению, неизвестна. Известно, что приписан он был к Новгородскому Кириллову монастырю, иждивением которого в 1756 г. построена каменная Троицкая церковь. Именно здесь, во Млёвском монастыре, был обнаружен надгробный памятник 1492 г., положенный, по преданию, на могилу Марфы Посадницы.

Удомельский Параскево-Пятницкий

Единственный среди вышневолоцких посолий женский монастырь. Монастырь был полностью уничтожен еще в XVIII веке, и от него не осталось никаких следов. Находился недалеко от Троицкого погоста на озере Песво. О нём в 1581 г. говорится: «Монастырь у озера Песвы, а в монастыре церковь Христовой мученицы Парасковеи, древяная в верх, а в церкви образы и свечи и книги и все строение монастырское да приходское. Да 5 келий, а в них живут 6 стариц, да 2 кельи нищих». Монастырь, как видим, содержатся с помощью прихожан: «всё строение монастырское да приходское». Вероятно, в память об этом монастыре и была открыта в 1907 году Параскево-Пятницкая община.

Никольский-Иловицкий

Мужская пустынь. На этом месте до самой революции существовала деревенька Никольская Пустынь, в двух километрах от деревни Иловицы. Сегодня это Кувшиновский район, примерно в 10 км от села Борзыни. Об этом монастыре есть следующее: «Ржевского уезда (ошибка – с 1772 по 1929 год Иловицы были Вышневолоцкого уезда. – Е.С.) Никольского Иловецкого монастыря строитель Александр – 1670». Ниже сего сказано: «Владимирова Николаевского игумен Тихон 1677 г.» и на стороне против вышеприведённых слов замечено: – «один». В тверском музее есть рукопись, касающаяся сего монастыря, из которой можно узнать, что в 1668 г. в Иловце построена новая церковь. Других сведений автору об этом монастыре неизвестно.

Никитский-Евановский

Мужской монастырь. Первоначальная история его существования изложена в 1582 г. по описи Бежецкой пятины: «У села Еванова (на Ивановском озере) монастырек поставили ново Климентий Милюков с братиею в нынешнем 90 году на своей на поместной земле. А в монастыре церковь Христов мученик Никита, а в церкви образы и свечи и книги и все церковное строение Клементья Милюкова с братиею, да в монастыре же в келье черный поп Иакинф, в келье старец Еувфимий, в келье церковный сторож». Интересен этот монастырь тем, что известен его основатель и строитель. Монастырёк этот и был собственностью «Клементья Милюкова с братиею». Интересно, имеет ли строитель и владелец монастыря отношение к Милюковым времён Венецианова (вторая четверть XIX века)? Многое говорит за то, что имеет. Сегодня села Еванова нет – его вобрала в себя железнодорожная станция Еремково Удомельского района. Нет сегодня на картах и Ивановского озера. Заросло небольшое озеро, заглохло.

Спасский-Забережский

Когда и кем основан этот мужской монастырь, неизвестно. В 1581 г. о нём говорится: «В Никольском же погосте в Забережье монастырь на реке Мологе, а в монастыре церковь Преображения Спасова древяная в верх, да в монастыре ж 2 кельи а в них живут 2 старца». В 1592 г. монастырь опустел, и новгородский митрополит Варлаам отдал «попу Ивану тот монастырь ведать и строить до игумена и до братии, и игумена и братию прибывать». В литовское нашествие обитель подверглась разорению, но затем была восстановлена. В середине XVIII века вместо 3 ветхих деревянных церквей был построен каменный трёхпрестольный храм. Последним настоятелем был Иосиф в 1755-1759 гг. О размерах «богатств» посолий можно судить по имуществу, которое было передано после закрытия Спасского-Забережского монастыря в 1764 г.: 11 риз, 4 подризника, 4 стихаря, 12 душ крестьян, пахотная и сенокосная земля. Всё это небогатое   имущество было передано в Теребенскую пустынь, а церковь обращена в приходскую для окрестных деревень. Монастырские крестьяне заключили с Теребенской пустынью договор платить ей по 50 руб. в год вместо отбывания натурой разных работ. Построенный намного позже буквально в нескольких верстах от Спасского, на другом берегу Мологи, Николо-Теребенский монастырь быстро вырос в крупный торговый центр, окончательно подорвав Спасский-Забережский. Сегодня это село Спас-Забережье Максатихинского района. В XIX веке село носило название Спасск-Забережье.
Нам ещё многое предстоит заново открыть и осмыслить. Велико сегодня незнание своей истории, к тому же усугублённое тяжкими годами безвременья. Долгие годы религия была запретной темой. И сегодня мы только-только начинаем заново открывать для себя место монастырей в истории России, их роль и значение для культуры и экономики нашего государства. Эта работа – только первый опыт, первая ласточка. Уже в ходе работы над статьёй автору стали известны новые данные, новые источники. И поэтому в статье есть неточности. Многое ещё предстоит узнать: история монастырей, и не только вышневолоцких, хранит ещё немало неизвестных страниц. Что-то, к сожалению, уже безвозвратно утрачено. Но находки и открытия будут, они ещё ждут своих исследователей.
В статье совершенно не затронута тема народных преданий и легенд о монастырях и святых местах. Например, около села Кузнецово рядом со старинным почтовым трактом есть небольшая деревенька Пустынь. Что здесь было? Древний ли монастырь или просто место жительства отшельника? Есть предание о том, что был мужской монастырь на озере Ульстим, а недалеко от устья речки Пуйги – женский.
Автор будет благодарен за любые замечания и отзывы, касающиеся истории вышневолоцких монастырей.

______________________
1. Первым изображением такого креста на Тверской земле является икона середины XVI века «Савватий Тверской (Оршинский)» (музей А. Рублева), который жил в конце XIV – первой половине XV века (по недостоверным данным, умер в 1434 г.). На месте его водружения позднее вырос Сретенско-Савватьевский монастырь (Курочкин В. Деревянные часовни // Тверская старина, 1994, № 4).
2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Тома VIIa, XXI. СПб.
3. Воспоминания о Сердюкове в Вышнем Волочке // Журнал «Московитянин». 1852.
4. Киновия, в переводе с древнегреческого – совместное житие в полной любви, единомыслии и экономическом единстве. Синоним латинского «коммунизм». В средине XIX века так стали называть общежительные монастыри. Но чаще всего это слово встречается в несколько ином смысле – как филиал женского общежительного монастыря.
5. Соловьёва Ф.Б. Первые упоминания вышневолоцких земель // ВИКА № 6. Вышний Волочёк, 2002.
6. Литература Тверского края в контексте древней культуры. Тверь, 2002.
7. Рубцов М.В. Тверь в 1764 году, по Пальмквисту. Тверь, 1902.
8. Варлаам святой и преподобный игумен Хутынский, новгородский чудотворец, в миру Алекса Михайлович, сын богатых новгородцев. Еще молодым удалился от мира в Лисицкий монастырь. Позже в десяти верстах от Новгорода, в уединённом месте на холме Хутынь, поставил келью. Узнав об отшельнике, к нему стал приходить народ. Вскоре был поставлен деревянный храм Преображения Господня и несколько келий. Отличительными чертами преподобного Варлаама были постничество и постоянная работа. Был исключительно строг не только к себе, но и к другим. Скончался в 1192 году. Последним деянием Варлаама было построение в обители каменного храма. По смерти он завещал монастырю всё своё достояние: пашни, сенокосы, воды, вместе с людьми. (Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Том VIIa. СПб.)
9. Николай Чудотворец, один из любимейших святых русского народа. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, родился в г. Патаре (в настоящее время Турция) и был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны. С детства преуспев в чтении Божественного Писания и молитвах, он становится священником, а затем и епископом города Мир Ликийских. Жития святителя сохранили описание множества его чудес и его необычайного милосердия к людям, стремления помочь им. Скончался Николай Чудотворец около 350 года от Рождества Христова. Сегодня его святые мощи покоятся в г. Бар в южной Италии. (Календарь «Православные праздники» на 2003 год).
10. Историческое описание находящихся в России епархий, монастырей и церквей. СПб, 1825.
11. Монастыри Тверской епархии (Тверской епархиальный сборник за 1901 г.) // Тверская старина, 1994, № 3.
12. Казанская икона Божией Матери была чудесно обретена в 1579 году в Казани. Богородица явилась во сне девятилетней девочке Матроне и повелела обрести на пепелище её икону. Свидетелями явления было множество людей. Небольшая икона вскоре стала всенародной святыней, знамением Небесного Покрова Пресвятой Богородицы над всем нашим Отечеством. Казанская икона Божией Матери является и покровительницей нашего города. В её честь в 1771 году был освящён новопостроенный храм, в котором на следующий год 1 июля Вышний Волочёк был провозглашён городом. В честь этого события одна из центральных улиц новоучреждённого города получила название Казанской (некоторое время это был Казанский переулок).
13. Общины, в основном женские, стали появляться почти сразу же после реформы и массового закрытия монастырей в 1764 году. Отличались общины от общежительных монастырей только тем, что члены общины не принимали монашеских обетов. Впоследствии, начиная с середины XIX века, общины довольно часто переименовывали в общежительные монастыри.
14. Монастыри Тверской епархии (Тверской епархиальный сборник за 1901 г.) // Тверская старина, 1994, № 3.
15. Параскева-великомученица, именуемая Пятница, была дочерью богатых родителей и ещё в юности посвятила себя аскетической жизни. Во времена гонения на христиан императора Диоклетиана была приведена на суд к правителю области, который предлагал ей за отречение от Христа взять её в жёны. Параскева отказалась и была казнена.
16. Монастыри Тверской епархии (Тверской епархиальный сборник за 1901 г.) // Тверская старина, 1994, № 3.
 

Возврат в МЕНЮ                    
5