Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Народный художник Юрий Петрович Кугач
Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №3, стр. 60-65
 
Алевтина Файзулина
 
Искусствовед.
Народный художник Юрий Петрович Кугач

Какие ассоциации возникают при этом имени? Конечно лица, лица, лица. Лица крупным планом. Иногда отчеканенные с мастерством модельера, иногда, словно растворяющиеся в окружающем их пространстве. Иногда замечательно прекрасные и значительные, иногда обыденные, даже некрасивые. Внешне не похожие, очень индивидуальные, но одинаково таинственно притягательны очаровательной цельностью своей натуры, то словно окруженные ореолом почтения и одиночества ("Бабушка Иринья"), то словно готовые на великую жертву ("Клятва бойцов"), то полные трепетного ожидания с какой-то трогательной детской сосредоточенностью на лице ("Перед танцами"), то преисполненные высокой патетики ("Прощание").

Открытие Ю.П. Кугача для меня началось с работы, считаю, исторического жанра – это картина "Летом 1941 г.". Работа, мимо которой невозможно было пройти, хотя сюжет в общем-то прост. Отступавшие под палящим июльским солнцем, русские солдаты на считанные минуты остановились на краю деревеньки, чтобы напиться. Вот и весь сюжет. Но не спешите отходить. И неведомая глубина картины раскроется вам. В центре композиции старая крестьянка с ведром, наполненным водой. Её образ выделяется и колористически. Среди выгоревших добела, пропылённых солдатских гимнастёрок, её белая кофта и белая косынка – звучат символически, донося до зрителя всю высоту духовной мощи русской женщины, вынесшей на своих плечах и боль разлук, и трагизм потерь, и всю тяжесть военного времени. Женщины, которая не только выстояла сама, но стала источником Веры, Надежды, Любви. В работе несколько образов, и, переходя взглядом с одного на другой, всё более постигаешь смысл происходящего. Глаза старой женщины остановились на молодом солдате. Художник изобразил его спиной к зрителю, но как "играет" эта спина. В ней и возраст (мальчишка!) и предсказуемость будущего...
Краем картины художник как бы срезает часть фигур. Прием в русской живописи не новый. Но, будучи точно выбранным, он придаёт картине масштабность, раздвигая границы увиденного. И вспоминаются слова Алексея Толстого, которыми он завершает свой знаменитый цикл рассказов Ивана Сударева – "Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота!"
Юрий Петрович убеждён, что глубинная сверхзадача картины – утверждение жизни, её красоты. Совершенным откровением явилась работа "Клятва бойцов" (1947 г.)
Тяжёлая осень 1941 года. Отступающие части Красной Армии. И горстка бойцов, охваченная единым душевным порывом – памятью погибшего друга, они клянутся отомстить врагу. Ощущение монументальности рождается из точно найденной композиции: соотношения неба и земли в картине, четкой вертикали клянущихся и горизонтали убитого юноши, за счёт сурового колорита. И все же при такой кропотливой продуманности всех деталей, как истинно русский мыслитель, Ю.П. Кугач не утратил целостности.
Вспоминается выставка Ю.П. Кугача в залах Академии Художеств СССР (1988 г), когда у его работ разгорались споры, когда Книга отзывов пестрела совершенно противоположными оценками. Одни благодарили за выставку, другие бичевали за отсутствие движения, статичность поз. Помнится, я долго пыталась в этом разобраться. В статичности я не могла обвинить художника. Просматривая многочисленные рисунки отмечала про себя, что рисунок для Кугача является одной из форм активного отношения к миру. Рисунок служит для фиксации наблюдений и является средством аналитического исследования. Обилие эскизов также свидетельствует о колоссальной роли рисунка как в накоплении этюдного материала, так и в пластической реализации художественного замысла. Он много рисует с натуры. И в этих рисунках, удивительным образом, сочетается живая пульсирующая пластическая энергия, выразительные живые характеристики персонажей и необыкновенно яркая живописность. В рисунках Кугача чувствуется хорошая школа и, конечно, природное дарование. Сам художник вспоминает, что его рисунки, рисунки мальчика 7-8 лет, понравились самому Б.М. Кустодиеву, который благословил его на работу с рисунком. Откуда же тогда эта статичность? И вдруг открылось! Он избегает суетливости, и в безмолвном диалоге обращается к зрителю. Помните, как у Пушкина: "Прекрасное не терпит суеты. Прекрасное должно быть величаво!" Его герои величавы.
Помню, как на 6-ой республиканской художественной выставке "Советская Россия" моё внимание привлекло большое историческое полотно, посвященное победе Дмитрия Донского над вражескими татарскими полчищами. Его картина "За отчизну" была посвящена 600-летию знаменитой битвы на Куликовом поле. Взглянула... и ожили страницы былого. Из городских ворот единой монолитной стеной встала рать – тысячи и тысячи русских мужиков – тверских и коломенских, рязанских и вологодских, переяславльских и нижегородских – соединились в родстве, скрепленном кровью, и, взяв в руки иконы да мечи, хоругви да рогатины, пешие и конные выступили против грозного врага. Гордость-то какая охватывает, вот, где ощущаешь величие родной истории, свои корни, свою причастность к Истории.
А историю художник знает хорошо. СМ. Соловьев, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский – это настольные книги художника. В его альбоме – зарисовки возков и старинных тканей; костюмов и удивительные в своей соразмерности и неповторимости красот архитектуры; предметы быта и составные воинского обмундирования.
Работая над многофигурными историческими полотнами, Кугач уделяет внимание и портретному жанру. Их, портретов, много создано художником – и графических и живописных. Например, за портреты: "Депутата Верховного Совета РСФСР ткачихи Е.Ф. Бабуриной"; "Дважды Героев Советского Союза летчиков Г.Ф. Сивкова, A.M. Ефимова"; "Лауреата Государственной премии В.И. Матросова"; "Знатного рабочего Н.З. Смирнова"; "Мастера И.Н. Герасимова" Юрий Петрович Кугач, Действительный член Академии художеств СССР, Народный художник СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина добавил ещё одну – Государственную премию СССР.
И всё же не об этих портретах стоит сказать, а о портретах трогательно-лирических. Их герои, и особенно героини, близки друг другу простотой, обликом и каким-то особым внутренним светом: "Тетя Катя", "Бабушка Иринья".
Сейчас, когда наиболее читаемыми и смотримыми становятся произведения так называемого остросюжетного жанра с обилием действия, конфликтов, драматических положений, я с трогательной теплотой вспоминаю портреты этих женщин. Вот уж, поистине, на них Россия держалась. Такие светоносные, такие незаменимые и незаметные, к ним можно придти и днем, и за полночь, и за советом, и за куском хлеба, они никогда ни в чем не откажут, они всегда помогут и советом и делом. Они неспешны и мудры. Кстати, заметила, что особое почтение испытывает Кугач к портретам стариков. И думается, что он пишет их образы вовсе не потому, что эти люди в большинстве своём окружают его, а потому, что в старости ярче, виднее насколько состоялся человек, как он прожил свою жизнь. Черты Добра и Зла в старости проступают ярче. "Я с благоговением пишу стариков, – говорит Кугач. – В них духовная сторона проступает заметнее, чем у молодых: яснее видно, какой перед тобой человек. Старики бывают разные. Есть желчные, есть брюзги, но много в деревнях мудрых стариков, которые всё понимают, охотно прощают людям их заблуждения и никогда не становятся поперёк пути молодым".
Так вот, портреты кугачевских стариков – это портреты экологически нравственных людей. И неплохо было бы обратиться к нравственному опыту не столь уж далёкого поколения.
Талант художника обрёл особую силу, когда Кугач обратился к созданию картин на темы деревенской жизни. Вот уже почти пятьдесят лет он безвыездно живет в деревне Малый Городок, что близ Академической дачи. Живет в своём деревенском доме с мастерской. Собирает этюдный материал, пишет картины. Одной из значительнейших работ этого направления стала работа "Прощание". Тема, надо сказать, крайне редкая в нашем искусстве. В доме – похороны. Похороны человека малоиз­вестного за пределами деревни, но для семьи очень нужного. У фоба, выделенного горизонтальным расположением и красным цветом, собралась семья - три взрослых сына, вдова и односельчане. Кугач находит впечатляющую композицию. Взгляды людей направлены – в одну сторону, на лицо умершего. И хотя художник не изобразил его лицо, смерть мы воспринимаем через лица живых. Это горькие, но и торжественные минуты. Перед лицом смерти суета отходит и человек не лжёт. Он начинает задумываться о главном – смысле жизни. А смысл прост – вот они, трое сыновей – воплощение физического и духовного совершенства.
Все образы отличает особая внутренняя сосредоточенность, они наделены определённой долей монументальности. Этому способствует лаконизм и масштабность композиционного решения, использование крупных фигур, вынесенных на передний план. Число действующих лиц невелико, каждый персонаж полон самодавлеющей значимости. В каждом характере ощутим укрупненный, внутренний масштаб, что и определяет высокую меру содержательности образа и вместе с тем все объединены единым переживанием, это как совокупность отдельных индивидов.Величавым ритмом,
наполненная торжественным звучанием алого, разворачивается перед нами "Свадьба". Именно разворачивается, не суетливо и говорливо, а величаво и торжественно. Это точка отсчета событиям новой семьи.

Вечная тема искусства – мать и дитя. Из всех красот, созданных природой – самое достойное внимания мастера слова, кисти, резца. "У колыбели" – бережно и нежно опускают младенца в кроватку материнские руки. Сколько уже написано этих образов – не счесть. Но работа удалась. В ней найден свой музыкально-пластический строй. Отодвинулась в сторону теплого золотистого цвета занавеска, и зрительскому сердцу, именно сердцу, не глазу – открылось таинство жизни - дитя и склонившаяся над ним мать. Золотое сияние исходит от младенца и оно сгармонировано с золотистым цветом, разлитым в картине. Именно в самом колорите, в, словно напоённом предзакатными лучами солнца, общем цветовом строе, где благородная звучность основных тонов сочетается с многообразием тончайших красочных нюансов, находит выражение глубокое лирическое чувство, излучаемое героями картины.
В работе, философски осмысляющей жизнь, этот цвет несёт символическое звучание. Вечное тепло жизни! Наделённые поразительным духовным богатством мадонна и младенец замкнуты друг на друга. Величественная красота жизни!
Красота жизни! Художник чаще раскрывает её в женских образах. Его женщины величественны земной красотой. "Хозяйка". Образ молодой красивой женщины, накрывающей на стол. Речь идет о вещах простых и будничных, но, тем не менее, образ перерастает рамки бытового композиционного портрета.
В чистом и ясном образе женщины художник сумел показать совершенство красоты, которое природа поделила в тысяче женщин. Образ включает в себя извечные представления человечества о животворности женского начала.
На третьей зональной выставке, посвященной 100-летию В.И. Ленина, была представлена работа "В семье". Композиция составлена как бы в форме треугольника, вершинами которого являются три женщины разного возраста: юная, молодая и самой высокой точкой композиции является мудрая, полная достоинства старуха. В центре картины маленькая девочка, боясь потерять равновесие, протягивает руки к матери (второе название картины "Первые шаги"). Та, привстав на колено, в любой момент готова подхватить ребёнка. За всем этим наблюдают девочка-подросток да степенная старая женщина. В работе показаны четыре поколения, зримо воплощающие четыре важных этапа в жизни женщины: детство, юность, зрелость и старость.
Вот и завершается круг жизни, где женщина остаётся началом начал. В одежде женщин варьируется красный цвет. И звучит он как тепло жизни, как солнечная энергия, как смысл жизни.
Среди своих любимых работ художник выделяет тематическую картину "В субботу". Кстати, основу композиции составляют опять же женские образы. Суббота – банный день. Блестят чистотой выскобленные полы и скамейки, свежевыстиранные половики и занавеска на печи. А сами женщины только вернулись из бани. Одна из них, которая является композиционным, колористическим и идейным центром, расчесывает волосы. Её младшая сестра несёт самовар. Маленькая девочка, пьёт из кружки молоко, а пожилая женщина заплетает косичку внучке и... конечно, кошка, ластящаяся к хозяйке. Каждый занят своим делом. В работе найден четкий ритм фигур, поворотов голов. Пленяет найденность цветовых пятен, несущих не только декоративную и эмоциональную, но и символическую нагрузку – создать полнокровный образ женщины-труженицы, начала начал.
Можно говорить и о других работах Кугача. "Перед праздником", "Свадьба", "Колхозные плотники", которые принесли художнику признание.
Не меньший интерес вызывают и пейзажи Кугача. В этом жанре он также оставил яркий след. Его первые пейзажи "Золотая осень" и "Дождь прошёл", появившиеся в 1976 году, привлекли внимание к Юрию Петровичу, как к пейзажисту-лирику. По собственному признанию художника, в пейзаже он выше всего ставит чувственный момент. И действительно, пейзажи этого художника впечатляют своей внутренней красотой, и гармонией природы и человека.
Каждое время года прекрасно по-своему, надо только увидеть это. И художник помогает нам не просто увидеть, но прочувствовать и проникнуться Любовью и Согласием.
Несмотря на свой большой жизненный путь (художнику исполнилось «1 год) Юрии Петрович не остановился на достигнутом, не почивает на лаврах, он совершенствуется и работает над собой, а потому мы говорим, что Юрий Петрович Кугач – современен.

 
 
 
     
 
Юрий Петрович Кугач насвоей дапче в д. Ново-Почвино.
Фото В.А. Шпанского. 1997 г.
 
Колхозный плотник.
Рис. Ю.П. Кугача. 1957 г.
 
Этюд к картине "За Отчизну".
Рис. Ю.П. Кугача. 1980 г.