Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Краеведение у истоков российской культуры
Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №8, стр. 123-138
 

Соловьёва Фаина Борисовна

   
Родилась в Вышнем Волочке. Старший научный сотрудник Вышневолоцкого краеведческого музея. Автор многочисленных публикаций по истории Вышневолоцкого края в областной и местной прессе.
Вышний Волочек. Училище кондукторов путей сообщения.
С открытки XX века.

 

Вышневолоцкое училище
кондукторов путей сообщения

В 1840 г. в Вышнем Волочке была открыта школа кантонистов, одна из четырёх в России. В ней обучались дети солдат и унтер-офицеров аракчеевских военных поселений, которые наряду с общим начальным образованием получали некоторые технические знания, главным образом строительные с уклоном в сапёрное дело[1, с.121]. Заведующими Вышневолоцкой школы кантонистов в основном были военные инженеры: инженер капитан  Клобуков[2], инженер штабс-капитан  Чешковский[3], инженер подполковник Кокум[4].
По мере развития сети железных и шоссейных дорог, а также продолжавшегося по всей стране использования водных путей сообщения и строительства на них более совершенных гидросооружений требовались грамотные технические кадры. Их готовил единственный в России институт инженеров путей сообщения. Но кроме инженеров были нужны так называемые низшие техники, которые обладали бы достаточным общим и специальным образованием и навыками в графических работах и строительном искусстве. Для того, чтобы по указаниям и под наблюдением инженеров руководить рабочими и исполнять, так сказать, черновую работу инженера – вычерчивание проектов, участие в составлении смет и технической отчётности, обмер произведённых работ, непосредственный надзор за ними и т.п.
[5, с.51].
В стране срочно было создано несколько училищ на частных железных дорогах. Но они выпускали узких специалистов, работали по примитивным программам и не могли удовлетворить потребность в техниках ни числом, ни качеством. Тогда были открыты две кондукторские школы  – в Вышнем Волочке и г. Лепеле Витебской губернии.
Вышневолоцкая кондукторская школа была создана в 1878 г. на базе школы кантонистов
[6]. Её заведующим был коллежский асессор Гузен[7]. Открытие кондукторской школы совпало с окончанием русско-турецкой войны, и Министерство Путей Сообщения приняло решение о предоставлении свободных вакансий в Вышневолоцкой и Лепельской школах "сыновьям нижних чинов, пострадавших в последнюю войну"[8].  Но создание кондукторской школы на базе школы кантонистов также не решало проблемы. Общее образование в ней давалось не выше уездного училища, а техническая подготовка сводилась к "умению копировать чертежи и обращаться с геодезическим инструментом". Большинство преподавателей школы состояло из её же выпускников. Среди них инженеров почти не было[1, с.122].

Группа учащихся Вышневолоцкого кондукторского училища.
В нижнем ряду справа Б.Ф. Лычевко. Фото 1910 года.

Вот тогда и было принято решение образовать на базе кондукторской школы в Вышнем Волочке училище кондукторов путей сообщения. Его предполагалось открыть с начала 1883-1884 учебного года и "проводить оное постепенно, по мере закрытия существующей в городе Лепеле кондукторской школы, которую упразднить, по окончательном выпуске всех наличных в ней ныне воспитанников"[9, л.2-2об]. Так что фактически училище кондукторов в Вышнем Волочке было создано на основе двух кондукторских школ и имело целью готовить "ближайших помощников инженеров по надзору за производством строительных работ и исправным состоянием сооружений на путях сообщений, главным образом водных и шоссейных" [5, с.51].
Положение о Вышневолоцком училище кондукторов путей сообщения было разработано Министерством Путей Сообщения, рассмотрено Государственным  Советом и Высочайше утверждено 28 мая 1883 г. На его основе 8 июля был утверждён Устав, состоявший из 4 разделов и 37 параграфов. Параграф 1 Устава гласил, что училище "имеет целью образование второстепенных техников для инженерной службы по ведомству путей сообщения"
[9, л.48, §1].
Согласно Уставу в училище допускались "одни только русские подданные"
[9, л.50, §9].    Приёмный возраст "новопоступающих" определялся как 14-17 лет  [9, л.51об., §10]. Интересно отметить, что они не сами подавали документы о приёме, "прошение" должны были подавать или пересылать по почте "их родители, родственники или попечители" [9, л.51, §14]. Поступающие должны были представить аттестат или свидетельство об окончании ими "полного курса учения в уездном или городском училище Министерства народного просвещения". При поступлении мальчики подвергались "состязательному испытанию из математики и русского языка в объёме курса означенных училищ" [9, л.51об., §11]. Кроме  экзаменов мальчики должны были пройти "предварительный медицинский осмотр" [9, л.51об., §15].
Вступительный экзамен был довольно строгим. Ежегодно поступало меньше половины подавших заявление
[1, с.122]. Каждый год в училище зачисляли 35 человек. Поступать сюда съезжались со всей России [10]. Однако в 1896 г. было принято решение о предоставлении детям жителей города Вышнего Волочка  преимущества при поступлении в училище [11].
Все ученики разделялись на "казённых стипендиантов и своекошных"
[9, л.52об., §18]. Стипендианты Министерства Путей Сообщения избавлялись от внесения платы за учение, остальные же учащиеся должны были вносить по 12 рублей в год [9, л.52об.,19].  Стипендии предоставлялись учащимся "только по состязательным вступительным  или переходным годичным испытаниям" [9, л.53, П20]. В примечании к параграфу 19 Устава сказано, что дети бедных родителей, отличающиеся успехами в учении и в поведении, могли быть, с разрешения Министерства Путей Сообщения, освобождены от взноса платы за учение[9, л.53]. Однако освобождение от платы за учение налагало на стипендиантов особые обязательства. После окончания училища "кондукторы путей сообщения, пользовавшиеся во время пребывания в училище казённою  стипендиею, обязаны прослужить четыре года по ведомству путей сообщения" [9, л.57об., §33].
В параграфе 5 Устава говорилось, что полный курс учения в училище продолжается 5 лет, из коих первые 3 года предназначаются на прохождение теоретических предметов, а последующие 2 года – на  практические занятия "при производстве работ в ведомстве путей сообщения"
[9, л.49, §5].
Согласно параграфу 6 Устава в Вышневолоцком кондукторском училище преподавались следующие предметы:
а) Закон Божий, согласно документам первым законоучителем был протоиерей В.Зосимовский  
[12];
б) первоначальная математика, преподавателем в 1889-99 г.г. был гражданский инженер Людовик Ежовский
[13];
в) общие понятия из физики и механики и основания прикладной (описательной) механики, преподавателем был гражданский инженер С.А. Шереметинский
[14], ставший позднее начальником училища;
г) общая теория и подробные практические приёмы по топографии, нивелированию и производству изысканий;
д) черчение, иллюминовка и наклейка планов;
е) начальное строительное и инженерное искусства;
ж) черчение по строительному и инженерному искусствам и начальное проектирование;
з) урочное положение и составление смет;
и) основные познания из межевых законов и законоположения о путях сообщения;
к) чистописание, линейное черчение при помощи инструментов и от руки, понятие о перспективе и тенях, преподавателем в 1887-91 гг. был В.Г. Кондратьев
[15];
л) ремёсла: плотнично-столярное и слесарно-кузнечное.

В конце  параграфа 6 сказано, что "сверх сего, ученики упражняются в пении и гимнастике" [9, л.49,49об., §6]. Причём Учебным отделом Министерства Путей Сообщения было принято решение "о введении в виде опыта" в Вышневолоцком училище кондукторов путей сообщения и Кременчугском техническом железнодорожном училище программы обучения гимнастике, составленной надворным советником А.К. Шмидтом. В результате посещения Вышневолоцкого училища Шмидт представил проект  устройства в нём гимнастического городка и план предполагаемого расположения гимнастических приборов в рекреационных залах училища[16, л.4,6].
"Классное учение" в училище продолжалось в течение целого года, за исключением, как сказано в Уставе, "воскресных и праздничных дней, вакаций [каникулы – Ф.С.] и практических занятий". Интересно отметить, что на "вакации" полагался один месяц, а на летние практические занятия два месяца. Для учеников третьего класса  практические занятия назначались на все три месяца 
[9, л.49об.,50, §7].
Теоретические занятия начинались в 8 часов утра с общей молитвы и заканчивались в 13 с половиной часов. Обедать шли строем.  Кормили "просто, но сытно".  Преобладали каши и щи. "Сервизом " служили оловянная тарелка и ложка. После обеда ученики занимались практикой до 6 часов вечера. Для этого при училище были кузнечно-слесарная и плотнично-столярная  мастерские
[1, с.124].  Здесь делали модели мостов, шлюзов, кранов, портов. Требования к ученикам в этих мастерских были очень высокие, и качество работ было очень хорошее[10].  В результате работы учащихся с успехом экспонировались на различных выставках: выставки I, II  и III съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, Всероссийская и Нижегородская выставки [1,  с.127; 17; 18], Всемирные выставки в Чикаго и в Париже[1, с.127;19], выставка при XI Международном судоходном конгрессе [20].
В конце каждого учебного года  в мае производились "переводные испытания". Ученик, не переведённый в следующий класс "за малоуспеваемость в науках, искусствах и практических познаниях", оставался на второй год, но только один раз в течение всего трёхлетнего курса классного учения
[9, л.50, §8].
В своих воспоминаниях брат знаменитого писателя А.Я. Шишков, учившийся в Вышневолоцком кондукторском училище в 1899-1904 г.г., писал: "После мастерских ученики обычно ходили гулять с вышневолоцкими девицами, шли на каток, часто на вечеринки, устраиваемые девицами". Большинство преподавателей были  инженерами путей сообщения: С.А.Шереметинский, К.Лодыгин, А.Ильин, Е.Фрейбург, В.Курепин. Топографию преподавал известный межевой инженер Н.Н.Муравьёв. Исключение составлял учитель каллиграфии и первоначального черчения, "каковым был окончивший курс Строгановского училища"(!). В июне и июле до 20 числа для учеников 1 и 2 классов проводились практические занятия по топографии. А в 3 классе строительная практика продолжалась до 1 сентября
[21, с.7,8]. Практические занятия по съёмке, нивелировке и строительному делу проходили на специально оборудованном для этого учебном поле[5, с.5].

А.Я. Шишков

Известны ещё некоторые фамилии учителей Вышневолоцкого кондукторского училища: К.К.Гегер[22], Г.Н. Вильгельминин[23], надворный советник инженер Н.Е.Кузьмин[24]. Врачом при училище в 1883-96 г.г. состоял Музалев[25]. Попечителем училища в 1886 году был назначен начальник Вышневолоцкого округа путей сообщения старший советник Стабровский[26].
Особое внимание уделялось нравственному воспитанию учеников. В Уставе подчёркивалось, что это воспитание должно быть основано на строгих началах "христианского верования", преданности Государю и Отечеству: "Утверждая в молодых сердцах упование на Божий промысел, покорность святой воле Творца, христианскую любовь к ближнему и почтение к старшим, ученикам следует в то же время внушать непоколебимую преданность Престолу и любовь к Отечеству".  Кроме того, рекомендовалось всеми мерами развивать в них чувство долга, привязанность и повиновение к родителям и "лицам их заступающим". Но это ещё не всё. Устав рекомендовал  воспитателям устранять во всём, что окружает учащихся, всякое излишество, "могущее дать им неправильное понятие о их назначении",  и утверждать в учащихся любовь к "простоте, порядку и труду"
[9, л.52,52об., §17].

Церковь Петра и Павла на
Дворцовой площади. С открытки начала XX века.

По воспоминаниям выпускника училища М.Я. Желнина, дисциплина была очень строгая. После 8 часов вечера ученики не имели права выходить на улицу. В училище были надзиратели, которые ходили вечерами по домам и проверяли выполнение этого правила. Ослушавшихся сажали на несколько часов в карцер. По воскресеньям учеников водили в церковь Петра и Павла на молитву [10].   Танцы с барышнями в городском саду под духовой оркестр были целым событием[1. с.129; 21, с.129].
Согласно разделу  IV Устава управление училищем вверялось начальнику, назначаемому из лиц, кончивших полный курс в одном из высших технических учебных заведений. Первым начальником Вышневолоцкого училища кондукторов путей сообщения был инженер К.И. Галиновский
[27]. Его сменил в 1892 г. С.А. Шереметинский, потом был А.В. Ильин.
В параграфе 22 Устава сказано: "Учащиеся в училище кондукторов носят форменную одежду"
[9, л.53об., П22]. В Российском государственном историческом архиве в фонде Учебного отдела Министерства Путей Сообщения хранится целое дело "Об утверждении форменной одежды для учеников Вышневолоцкого училища кондукторов путей сообщения" 1883-84г.г. на 28 листах[28]. Это  дело содержит рисунки и описания одежды, сделанные тогда ещё исполняющим должность начальника училища К.И. Галиновским. Кроме того, в деле есть документ, составленный в 1883 г. уже известным нам надворным советником  К.А. Шмидтом "Некоторые замечания  по поводу условий правильного покроя форменной одежды в войсках". Документ этот представляет собой два листа, написанные мелким почерком, и содержит, в частности, такое замечание: "Характер строения и условия покроя одёжи в состоянии весьма серьёзно влиять на состояние нашего здоровья" [28, л.11-12об.].
Первоначальный вариант форменной одежды воспитанников Вышневолоцкого кондукторского училища, составленный Галиновским, включал в себя полукафтан, шаровары, кушак, фуражку и шинель. Форма должна была выглядеть довольно-таки нарядной, сделанной по образцу, установленному для воспитанников морского училища.  Чёрное гвардейское сукно  украшалось зелёными выпушками по воротнику, петлицам, обшлагам, по краю кушака, вокруг тульи и околыша фуражки. На околыше и железной пряжке кушака – изображение пересекающихся якоря и топора. Полукафтан и шинель планировались двубортными, с петлицами, полукафтан – с отложным воротником. Шаровары предполагалось носить убранными в длинные сапоги
[28, л.4]. По подсчётам, сделанным Галиновским, выходило, что "в сложности же вся форменная одежда будет стоить 30-35 руб. на человека" [28, л.3об.].
Однако господин Министр путей сообщения, которым в то время был К.Н. Посьет, не согласился с проектом, а "изволил приказать проектировать форму, более подходящую к проектированной уже форме кондукторов ведомства путей сообщения". Полукафтан и пальто – однобортные, застёгнутые сбоку на костяжках. Ни канта, ни петлиц не полагалось, кроме узкого кантика на обшлагах рукавов. Шаровары должны были носиться "сверх сапогов обыкновенного образца"
[28, л.9,9об.].
Галиновский переделал проект согласно указанию министра, снабдив его новыми рисунками. В окончательном варианте форменная одежда учеников Вышневолоцкого училища кондукторов путей сообщения должна была выглядеть так:
Кафтан – без пуговиц, на крючках, покроя новой военной формы, чёрно-серого сукна, со стоячим воротником, по воротнику и борту кафтана зелёные выпушки; около обшлагов рукавов   зелёные выпушки в несколько рядов, смотря по классам: для третьего – 3, второго – 2, первого – 1.
Шаровары – серо-синего сукна, носятся на выпуск, при полевых практических работах носятся спрятанными в сапоги с длинными голенищами.
Кушак – чёрный суконный с зелёными выпушками, носится поверх кафтана и плаща.
Фуражка – чёрного сукна с зелёными выпушками вокруг тульи и околыша с козырьком; на тулье  металлический знак из перекрещивающихся топора и якоря.
Плащ – тёмно-серого солдатского сукна, обыкновенного покроя на крючках, без петлиц, с зелёными выпушками по воротнику и обшлагам рукавов как на кафтане.
Кроме того, добавлялась рабочая рубашка, надеваемая вместе с кафтаном в классах и мастерских. В таком виде проект форменной одежды был подписан министром путей сообщения К.Н. Посьетом
[28, л.25].
Адмирал Константин Николаевич Посьет (1819-1899), молодым офицером принимавший деятельное участие в знаменитом плавании фрегата "Паллада" в Японию в 1852-54 г.г., был впоследствии назначен воспитателем великого князя  Алексея Александровича
[29, с.28-36]. Во время морского путешествия с великим князем корабль, которым командовал Посьет, столкнулся с другим кораблём. После этого он удалился от морского дела, но благоволивший к нему император Александр II, не имея возможности назначить Посьета морским министром, сделал его в 1874 г. министром путей сообщения. Интересную характеристику даёт Посьету в своих "Воспоминаниях" знаменитый русский государственный деятель С.Ю. Витте: "Посьет был очень честный, прямой, прямолинейный человек, но очень ограниченный. И вот, когда Посьет ездил иногда по железным дорогам для ревизии, то … делалось распоряжение, чтобы были очищены и приведены в полный порядок особые места, которые существуют на станциях, с надписью: "Для мужчин" и "Для женщин"… Если находил непорядок в них, то происходили большие истории, он требовал взысканий; а если эти места он находил в полном порядке, то на всё остальное он обращал мало внимания (вероятно, потому, что в остальном он ничего не понимал). Почему он считал себя специалистом именно по этой части – я не знаю" [30, с.169,170].
Карьера Посьета, как министра путей сообщения, закончилась в 1888 г. после крушения поезда императора Александра III в Борках
[30, с.131-132]. Но Посьет успел дважды посетить Вышневолоцкое училище кондукторов путей сообщения, выказав ему "весьма лестное для него внимание и,  ознакомившись с училищем во всех подробностях, остался весьма доволен как постановкою учебного дела, так и внешним видом и выправкою учеников"[31, с.16].
В Вышневолоцком училище кондукторов путей сообщения учился знаменитый русский писатель Вячеслав Яковлевич Шишков и два его брата: Дмитрий и Алексей. Позднее А.Я.Шишков вспоминал, что вследствие разорения их отца «в семье наступила настоящая бедность. Матушке нечем было кормить ребят. Родители не могли помогать нам. А училище выплачивало стипендию и предоставляло нам общежитие. Все мы провели по пять, может быть, самых лучших лет своей жизни в Волочке"
[32].
Общежитие находилось в Кожевенном углу Солдатской слободы
[33, с.106]. Сейчас это Бейшлотский переулок, здание не сохранилось.  В советское время здесь располагалась детская больница. Смотрителем общежития был  Опекаловский Алексей Алексеевич, "человек простой и хорошо относившийся к ученикам" [21, с.7].

Вышний Волочёк.Общежитие кондукторов.
С открытки начала XX века.

В.Я. Шишков приехал в Вышний Волочёк после окончания Бежецкого уездного училища в 1888 г. Ему было тогда 15 лет. Вячеслав Шишков успешно сдал экзамены и был утверждён казённым стипендиатом: в месяц он получал 10 рублей стипендии[1, с.123]. Учился он хорошо. Сохранился список учеников  2-го класса училища  за первое полугодие 1889-1890 учебного года. Общий бал по теоретическим дисциплинам ("за науки") – 25. Из них только по арифметике В.Шишков имел "3", а по остальным "5" и "4". Это пятый результат среди 23 учащихся. А общий итог – 42  балла. Это уже 12-е место, т.к. оценки  "за искусства" (линейное черчение, ситуационное черчение, черчение по строительному и инженерному искусству, каллиграфия) значительно хуже.  А по плотнично-столярному делу вообще "2". Баллы за пение, гимнастику и поведение не входили в общий итог. Кстати, за пение у Вячеслава была "5" – единственная из всех учащихся. Пятёрка за поведение была почти у всех, за исключением четверых учеников. А вот по гимнастике у Вячеслава, как и ещё у двоих, стояла двойка[34, л.106-107].

В.Я. Шишков

После прохождения теоретического 3-годичного курса  была 2-летняя практика. В рапорте начальника училища, поданном в Правление Вышневолоцкого округа путей сообщения, говорилось, что "его высочество г.  министр путей сообщения [А.Я. Гюббенет – Ф.С.] утвердил распределение на практические занятия 15 учеников, окончивших теоретический курс училища в сём году, из числа коих Вячеслав Шишков назначен на 2-летние практические занятия в Вышневолоцкий округ п. с. ". Шишкова определили работать в Опеченское отделение Вышневолоцкого округа. Он принимал участие в перестройке Березайского бейшлота, находившегося в 30 км от Опеченского посада и получал жалование 30 рублей в месяц[1, с.126]. По воспоминаниям его брата А.Я. Шишкова  «здесь он работал полную зиму… Для молодого техника эта работа была нелёгкая. Каменная трёхпролётная плотина перестраивалась зимой в тепляках. Эта работа была хорошей практикой на постройке гидротехнического сооружения". В Опеченском посаде В.Я. Шишков жил около двух лет. Затем он перевёлся в Вологду, в Вытегорский округ путей сообщения, где прожил около года [21, с.10]. Получив в 1894 г. звание кондуктора путей сообщения будущий писатель отправляется вместе со своим товарищем в Сибирь, где поступает на работу в Томский округ путей сообщения. 20 лет занимался он исследованием сибирских рек и сухопутных дорог, проехав, проплыв и пройдя пешком тысячи и тысячи километров, прежде чем окончательно посвятил себя литературному творчеству[35, с.20,21].
Окончившим училище присваивалось звание инженерного кондуктора путей сообщения.  Инженерный кондуктор – архаическое звание младшего техника. Чтобы получить звание техника путей сообщения, надо было проработать не менее 3-х лет на строительных работах, а затем выдержать специальный экзамен на это звание при Петербургском институте путей сообщения или при управлении одного из округов путей сообщения
[5, с.52]. В 1900 г. такой экзамен в Управлении Томского округа путей сообщения В.Я. Шишков "выдержал хорошо, первым из экзаменующихся" [21, с.14].
Согласно параграфу 32 Устава учащиеся, окончившие полный теоретический курс в училище, получали свидетельство, а после прохождения двухлетней практики  "удостаивались аттестата на звание кондуктора путей сообщения"
[9, л.57, 57об., §32].
В Вышневолоцком краеведческом музее хранятся документы работника водного транспорта Бориса Фёдоровича Лычевко. Среди них аттестат об окончании им в 1907 г. Вышневолоцкого городского училища. Из десяти предметов – восемь "5" и две "4" – по чистописанию и черчению
[36].
Другим документом является Свидетельство № 982, выданное 14 декабря 1910 г. от "Вышневолоцкого училища кондукторов путей сообщения Лычевко Борису Фёдоровичу, сыну канцелярского чиновника, православного вероисповедания, родившемуся 1893 года июня 15 дня." Согласно этому Свидетельству Б.Ф. Лычевко был зачислен в училище 26 августа 1907 г. и окончил установленный теоретический курс учения. Успехи по 17 предметам оценены так: девять "4" – хорошие, семь "3" – удовлетворительные и один "3,5" – весьма удовлетворительные
[37].          
Аттестат об окончании  "полного курса учения" в Вышневолоцком кондукторском училище датирован 3 апреля 1914 г. На нём вверху пометка: "Копия с копии". Но он заполнен на бланке училища, с подлинными подписями начальника училища и инспектора, нет только печати. В этом аттестате сказано, что Б.Ф.Лычевко "был назначен на двухлетние практические занятия строительными работами в ведомстве путей сообщения и, по доставлении надлежащих доказательств и сведений об отличном поведении и отличном исполнении работ, возложенных на него во время практической деятельности с 1 октября 1910 г. по 4 марта 1914 г., Педагогическим Советом … удостоен звания кондуктора путей сообщения с первого октября 1912 года"
[38]. Из фотографий, хранящихся в музее в личном фонде Б.Ф. Лычевко, следует, что он работал на шлюзовании Северного Донца в 1913-1914 г.г.[39].
В Аттестате повторены все те же предметы и оценки по ним, что и в Свидетельстве. Несколько удивляет тот факт, что, будучи почти отличником в городском училище, Борис Лычевко не имел ни одной пятёрки в кондукторском училище. Возможно, это объясняется более строгими требованиями преподавателей последнего. Однако это не помешало Б.Ф. Лычевко стать отличным специалистом. Он участвовал в  I мировой войне (в сапёрном батальоне) и в гражданской – на стороне Красной Армии. В его обязанности входило обеспечение переправы через реки, устройство временных мостов и дорог
[40]. В 1924 г. он был даже награждён "Бухарской звездой" – орденом Красной Звезды Бухарской республики.  А в 1926 г. вновь вернулся на водный транспорт, работал инженером в Министерстве Речного Флота, был награждён орденом Ленина в 1953 г.[41].
С годами кондукторское училище набирало вес. Из Вышневолоцкого округа путей сообщения в ведение училища была передана метеорологическая станция
[42], книги из его технической библиотеки[43] и модели гидротехнических сооружений[44]. В 1911 г. было принято решение о расширении здания училища в связи с введением параллельных классов[45]. Кстати, в годы  I мировой войны здание училищного общежития было переоборудовано под лазарет[46].

Б.Ф. Лычевко с орденом
"Бухарскаязвезда" Фото 1926 г.

Вышневолоцкое училище кондукторов путей сообщения выпускало квалифицированных специалистов по водным и шоссейным путям, проектированию и строительству гидросооружений. Это подтверждается и тем фактом, что выпускникам Вышневолоцкого училища разрешалось замещать должности заведующих учебными мастерскими в железнодорожных технических училищах Министерства просвещения. На эти должности по положению надо было подыскивать людей с высшим техническим образованием, которых в России было очень мало [5, с.52].
Как было сказано ещё в  "Исторических заметках о деятельности Вышневолоцкого училища кондукторов путей сообщения за десятилетие с 1 сентября 1883 г. по 1 сентября 1893 г." кондукторскому училищу "удалось дать инженерной службе техников совершенно особого, неизвестного до сих пор типа; помимо приобретённых в училище знаний, тип этот характеризуется особыми важными в служебном отношении личными свойствами молодых людей, окончивших курс в этом училище. Приученные к дисциплине, порядку и труду, они в большинстве случаев не боятся никакой работы, скромны и нетребовательны в жизни"
[31, с.15,16].          

 

Свидетельство и Аттестат об окончании Вышневолоцкого
кондукторского училища Б.Ф. Лычевко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Литература и источники

1. Ильин М. В начале пути // На родине Шишкова. Сборник. М. 1973.
2. ГАТО. Ф.967. Оп.1. Д.16.  Дело по предписанию правления III округа о принятии инженер капитаном Клобуковым Вышневолоцкой школы кантонистов.  19.12.1848 г. – 8.08.1850 г. 19л.
3. ГАТО. Ф.967. Оп.1. Д.62. Дело по сдаче школы подполковником Кокумом инженер  штабс-капитану Чешковскому. 1861. 20л.
4. ГАТО. Ф.967. Оп.1. Д.44. Дело о приёме Г-м инженер подполковником Кокумом от штабс-капитана Серебрянитского школы кантонистов.   18.03.-16.09. 1856 г. 123 л.
5. Шумахер Л.И. Вышневолоцкое училище кондукторов путей сообщения // Среднее специальное образование. 1965. № 3.
6. РГИА. Ф.231. Оп.1. Д.70. Об образовании Вышневолоцкой кондукторской школы. 27.03.1878 г. - 23.11.1879 г. 188 л.
7. РГИА. Ф.231. Оп.1. Д.292. С объяснениями по начётам, сделанным Тверскою  контрольною палатою за 1879 и 1880г.  на заведывавшего Вышневолоцкою кондукторской школой кол. асс. Гузена. 7.02.-19.04.1883 г. 191 л.8. РГИА. Ф.231. Оп.1. Д.72. О предоставлении свободных вакансий в Вышневолоцкой и Липельской школах сыновьям нижних чинов, пострадавших в последнюю войну. 2.08.-6.08.1878 г. 3 л.
9. РГИА. Ф.231. Оп.1. Д.3453. Об утверждении устава  Училища кондукторов путей сообщения согласно Высочайше  утверждённому 28 мая 1883 г. положению об этом училище и о предварительных мерах к открытию сего училища осенью в 1883 г. 7.02.1883 г. -22.02. 1884г. 112 л.
10. Захаров В. Училище кондукторов // Вышневолоцкая правда. 1973. 18 августа.
11. РГИА. Ф.231. Оп.1. Д.1551. О предоставлении детям жителей г.Вышнего Волочка преимущества при поступлении в Училище кондукторов путей сообщения. 1896-1914 г.г. 84 л.
12. РГИА. Ф.231. Оп.1. Д.344.  О службе законоучителя  Вышневолоцкого училища кондукторов путей сообщения протоиерея В.Зосимовского. 18.07.1883г.-28.06.1884г. 21 л.
13. РГИА. Ф.231. Оп.1 Д.944. О службе преподавателя математики гражданского инженера Людовика Ежовского. 1889-1899 г.г. 102 л.
14. РГИА. Ф.231. Оп.1. Д.777. О службе преподавателя математики и физики гражданского инженера Сер. Ан. Шереметинского. 18.08.1887г.-1.07.1892г. 41л. Д.1256. 1893-1905г.г. 110л.
15. РГИА. Ф.231. Оп.1. Д.678.  О службе преподавателя чистописания и черчения В.Г.Кондратьева.  14.01.1887г.-2.12.1891г. 34л.
16. РГИА. Ф.231. Оп.1. Д.376. О введении в виде опыта в Вышневолоцком училище кондукторов путей сообщения и Кременчугском техническом железнодорожном училище программы обучения гимнастике, составленных надворным советником Шмидтом. 14.01.-14.03.1884г. 13л.
17. ГАТО. Ф.967. Оп.3. Д.90. Об участии училища на выставках при 2-м съезде русских деятелей  по техническому и профессиональному образованию и на Всероссийской Нижегородской выставке. Списки экспонатов, посылаемых на выставку. 5.02.1895г.-16.10.1896г.
18. ГАТО. Ф.967. Оп.3. Д.141. Об участии училища на выставке при 3-м съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в 1903г. 3.08.1903г.-18.02.1904г.
19. ГАТО. Ф.967. Оп.3. Д.110. Об участии училища на Всемирной выставке в Париже в 1900г. Списки экспонатов, посылаемых на выставку. 1899-1900г.г.
20. ГАТО. Ф.967. Оп.3. Д.175. Об участии в выставке при XI Международном судоходном конгрессе. 25.04.1908г.-16.10.1908г.
21. Шишков А.Я. Воспоминания о брате В.Я.Шишкове. Рукопись. ТГОМ ВВФ. Отдел личных фондов.
22. РГИА.Ф.231. Оп.1. Д.331. О службе инспектора и преподавателя Вышневолоцкого училища кондукторов путей сообщения К. Кар. Гегера. 14.06.1883г.-22.11.1889г. 44л.
23. РГИА. Ф.231. Оп.1. Д.345. О службе преподавателя Вышневолоцкого училища кондукторов путей сообщения Г.Н.Вильгельминина. 30.06.1883г.-2.11.1890г. 95л.
24. РГИА. Ф.231. Оп.1. Д.459. О службе преподавателя Вышневолоцкого училища кондукторов путей сообщения надворного советника инженера Н.Е.Кузьмина. 1884-1887г.г. 16л.
25. РГИА. Ф.231. Оп.1. Д.339. О службе врача при Вышневолоцком училище кондукторов путей сообщения Музалева. 10.07.1883г.-29.07.1896г. 45л.
26. РГИА. Ф.231. Оп.1. Д.565. О назначении начальника Вышневолоцкого округа путей сообщения действительного статского советника Стабровского попечителем Вышневолоцкого училища кондукторов путей сообщения. 1886г. 15л.
27. РГИА. Ф.231. Оп.1. Д.337. О службе и.д. Начальника Вышневолоцкого училища кондукторов путей сообщения инженера К.И.Галиновского. 7.07.1883г.-15.12.1892г. 143л.
28. РГИА. Ф.231. Оп.1. Д.327. Об утверждении форменной одежды для учеников Вышневолоцкого училища кондукторов путей сообщения. 18.05.1883г.-26.07.1884г. 28л.
29. Бондаренко Ю. Имя на карте Отчизны // Прометей . Т.14. 1987.
30. Витте С.Ю. Избранные воспоминания.  1849-1911г.г. М.1991.
31. Еселев Н.Х. Шишков. ЖЗЛ. М.1973.
32. Шишков А.Я. Слово о брате // Вышневолоцкая правда. 1973. 3 октября.
33. Список домам, находящимся в городе Вышнем Волочке. Тверь.1896.
34. ГАТО. Ф.967. Оп.3. Д.36.
35. Еселев Н. Талант, отданный народу // Огонёк. 1973. Сентябрь. №40.
36. ТГОМ ВВФ КОФ-2224/10.
37. ТГОМ ВВФ КОФ-2224/9.
38. ТГОМ ВВФ КОФ-2224/4.
39. ТГОМ ВВФ КОФ-3234/14,16,11.
40. Соловьёва Ф.Б. Источники и методы изучения истории династий: Из опыта работы Вышневолоцкого краеведческого музея // Традиции династий Верхневолжья. Сборник. Тверь. 2004. С.52.
41. ТГОМ ВВФ КОФ-3234/24,18.
42. ГАТО. Ф.967. Оп.3. Д.78. О переходе метеорологической станции Вышневолоцкого округа путей сообщения в ведение училища и о перемещении её в здание училища. 2.05.1893г.-29.04.1897г.
43. ГАТО. Ф.967. Оп.3. Д.122. Списки книг технической библиотеки Вышневолоцкого округа путей сообщения, переданных в училище.  22 мая 1900г.
44. ГАТО. Ф.967. Оп.3. Д.121. Список моделей и технических сооружений музея, находящихся при правлении Вышневолоцкого округа путей сообщения, переданных в училище. 15 авг.1900г.-3 июля 1901г.
45. ГАТО. Ф.967. Оп.3. Д.213. Сметы на строительные работы и пояснительные записки по вопросу о расширении здания училища в связи с введением параллельных классов. Планы здания училища. 17 сент.1911г.-20 окт.1911г.
46. ГАТО. Ф.967. Оп.3. Д.240. Сметы на производство ремонтных и строительных работ в здании общежития в связи с переоборудованием его под лазарет. 25.05.1913г.-9.06.1915г.

Список сокращений

ГАТО – Государственный архив Тверской области.
РГИА – Российский государственный исторический архив.
ТГОМ ВВФ КОФ – Тверской государственный объединённый музей, Вышневолоцкий филиал, Книга основного фонда.