Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Краеведение у истоков российской культуры

Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №8, стр. 139-144

 

Епатко Юрий Георгиевич

   
Старший научный сотрудник Русского музея в СПб. На протяжении многих лет занимается изучением рода Манзеев-Волковых. Знаток портретной живописи XVIII-XIX веков. Постоянный автор альманаха «ВИКА».
Елена Михайловна Храповицкая

 

Елена Храповицкая
дочь Михаила Ивановича Сердюкова

Посвящается памяти
Рудия Ивановича Матюнина

В начале 2002 года в Петербург в командировку приехал редактор и издатель газеты «Древний Волок» и альманаха «ВИКА» Рудий Иванович Матюнин. Мы с ним встречались в Отделе редкой русской книги Российской Национальной библиотеки, в Российском Государственном историческом архиве и у меня дома. Рудий Иванович собирал материалы о портретах двух породнившихся семейств Сердюковых и Храповицких. В моей фототеке русского художественного портрета XVIII-первой половины XIX века, насчитывающей около 25.000 изображений россиян, живших в это время, нашелся портрет дочери М. И. Сердюкова – Елены Михайловны, бывшей замужем за бригадиром и сержантом лейб-кампании Василием Ивановичем Храповицким. Ее портрет впервые был опубликован (черно-белое воспроизведение) в статье С. В. Евтушенко.1 Цветная репродукция воспроизведена в Генеральном каталоге Русского музея 1998 года2. Портрет поступил в музейное собрание в 1928 году из Государственного Музейного фонда, куда он попал из собрания семейных портретов Ростопчина, очевидно, бывшего в родстве с Храповицкими.На обороте холста написано: «№ 3 Елена Мих. Храповицкая, таже, что (№ 2)». Из этого же собрания в Русский музей поступил портрет, приписанный кисти Д.Г. Левицкого, на обороте которого была поздняя ошибочная надпись: «Елена Михайловна Сердюкова дочь Михаил Ивановича Сердюкова устроившего при Петре I-м Вышневолоцкую водную систему». В 1932 г. портрет передали в Харьковский исторический музей. С 1955 г. по настоящее время хранится в Харьковском художественном музее. Научные сотрудники Государственного Русского музея, устроители выставки Д.Г. Левицкого 1987 г., на основании «технико-технологического исследования и сравнительного анализа» отвели авторство Левицкого и сняли имя Е.М.Храповицкой, так как «возраст изображенной на портрете женщины намного меньше, чем возраст Храповицкой, которой в 1770-е гг. было, отметим от себя, более 65 лет».3 Таким образом, единственным изображением Елены Михайловны Храповицкой является ее портрет, хранящийся в запасниках Русского музея и приписанный кисти известного итальянского художника XVIII века Пьетро Антонио Ротари (1707-1762).4 В фондах Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа хранится неопубликованный портрет супруга Е.М. Храповицкой - Василия Ивановича Храповицкого, происходящий из того же семейного собрания Ростопчиных. На обороте авторского холста старинная надпись черной краской: «Василий Иван. Храповицкий был 1777 г. полный генералъ (аншефъ)». (Инв.№ Э113/р-ж; холст, масло; 63 х 48,5). Автор портрета неизвестен. Композиционное решение обоих портретов, модели которых направлены лицом друг к другу, идентичность масштаба фигур, близость размеров холстов позволяют предположить, что портреты супругов Храповицких являются парными.

Василий Иванович Храповицкий

Храповицкий Василий Иванович родился в 1714 г., умер между 1777 и 1782 гг. Начал службу в 1731 г. рядовым в лейб-гвардии Преображенском полку, в гренадерской роте. 25 декабря 1741 г. дочь Петра I, цесаревна Елизавета Петровна, поддержанная гвардейскими полками, в результате дворцового переворота вступила на российский престол. Особо отличившуюся в перевороте гренадерскую роту переименовали в лейб-кампанию, все унтер-офицеры и рядовые, не имевшие дворянства, были пожалованы в дворянское достоинство, получили особые дворянские гербы и дворянские дипломы. Герольдмейстерской конторе пришлось срочно сочинить, нарисовать и высочайше утвердить 220 дипломов. Их приготовление растянулось на несколько лет. 25 ноября 1742 г. лейб-компанцу вице-сержанту Василию Храповицкому Именным указом Елизаветы Петровны Сенатом было пожаловано «в вечное и потомственное владение пятьдесят крестьянских душ с землей».

Дворянский герб сержанту Василию Храповицкому был утвержден 2 декабря 1745 г. коллежским асессором Василием Адодуровым, который руководил изготовлением лейб-компанских гербов. Императрица Елизавета Петровна подписала дворянскую грамоту В.И.Храповицкого 7 февраля 1747 г. В грамоте описан герб: «На две вдоль разделенной щит, у которого правая часть показывает в черном поле золотое стропило с наложенными на нем тремя горящими гранатами натурального цвета между тремя серебряными звездами, яко общий знак особливой Нам и всей Империи Нашей при благополучном Нашем с помощью Всевышнего на родительский Наш наследный престол вступлении верно оказанной знатной службы и военной храбрости Нашей Лейбкомпании, а левая наподобие Андреева креста красным по серебру на четверо разделенная часть содержит две стеблями так соединенные лилии, что цвет у одной вверх а у другой вниз происходит, переменных с полями цветов. Над щитом несколько открытой, к правой стороне обращенной стальной дворянский шлем о трех обручах, который украшает наложенная на него обыкновенная Лейбкомпании гренадерская шапка с красными и белыми страусовыми перьями и с двумя по обеим сторонам распростертыми Орловыми крылами черного цвета, на которых повторены три серебряные звезды. По сторонам щита опущен шлемовной намет красного и черного цветов, с правой стороны подложенный серебром, а с левой золотом, с приложенной внизу щита надписью: «За верность и ревность»».5 В 1741 г. В.И.Храповицкий пожалован в чин премьер-майора, в 1756 – генерал-майора, принимал участие в войнах с турками, шведами и в Семилетней войне. Кончил службу генерал-аншефом.
Портрет Е.М.Храповицкой до сих пор не привлекал внимания специалистов. Рудий Иванович Матюнин в нашу последнюю встречу в Петербурге настойчиво советовал мне заняться портретом: «Юрий Григорьевич! Единственный портрет дочери М. И. Сердюкова хранится в Вашем отделе, можно сказать у Вас под боком. Вы же в любую минуту можете взять его в руки и изучать. Может быть, Вам удаться узнать, когда был заказан портрет и кто был его автором – Ротари или другой художник?» Сегодня эти слова известного вышневолоцкого историка и краеведа, ныне покойного, звучат как завещание.
Научная карточка портрета Е. М. Храповицкой была составлена 4 декабря 1957 г. старшим хранителем живописи Русского музея Ю. В. Смирновым: «Изображенная сидит в кресле с голубой обивкой, голова чуть влево, слегка откинута назад. Пудреные волосы, на голове прозрачная черная наколка с мыском надо лбом и с розовым и белыми цветками на затылке. Черное платье с белыми кружевами по вырезу. Вокруг шеи рюшь из черного газа, перевитые концы которой спускаются на грудь. В ушах черные, овальные в дорогой оправе серьги».6
Внимательное изучение платья и украшений Елены Михайловны позволяет сделать вывод, что она изображена в траурной одежде. В русской религиозной и житейской традиции черный цвет связан с трауром. Обычай надевать черное платье на похоронах появился давно. Наши предки верили, что в такой одежде дух умершего не узнает скорбящих и не причинит им вреда.
В XVIII-XIX вв. траур соблюдали очень строго. Елизавета Петровна Янькова (1768-1861), оставившая замечательные по наблюдательности воспоминания «Рассказы бабушки», подробно описывает бытовую сторону жизни русского дворянства, и в частности, правила соблюдения траура: «Когда кто из родственников умирал, носили по нем траур, смотря по близости или отдаленности, сколько было положено. Вдовы три года носили траур: первый год только черную шерсть и креп, на второй год черный шелк и можно было кружева черные носить, а на третий год, в парадных случаях, можно было надевать серебряную сетку на платье, а не золотую. Эту носили по окончании трех лет, а черное платье вдовы не снимали, в особенности пожилые. Да и молодую не похвалили бы, если б она поспешила снять траур.
По отцу и матери носили траур два года: первый – шерсть и креп, в большие праздники можно было надевать что-нибудь дикое шерстяное, но не слишком светлое».7 Элементы траура присутствуют в одежде Елены Михайловны. Она изображена в черном платье, на голове черная наколка. Вокруг рюшь из черного газа.
Обратим внимание еще на одну деталь траурного убора Е.М.Храповицкой. Это черные в золотой оправе серьги. Согласно правилам ношения траура, «никакие драгоценные уборы не допускаются; единственное, что можно носить – это вещи из каменного угля».8 Изучение родословных Храповицких и ближайших к ним родственников позволяет сделать вывод, что Елена Михайловна в середине 1750-х гг. (этим временем датируется портрет по покрою платья и форме прически изображенной) могла носить траур по своему отцу известному гидротехнику, изобретателю и предпринимателю Михаилу Ивановичу Сердюкову (1677-1754). Следовательно, портрет Елены Михайловны Храповицкой мог быть выполнен в 1754-1755 гг. Авторство Ротари в отношении портрета Е.М. Храповицкой, установленное при поступлении портрета в музей, вызывало сомнение у авторов каталогов 1980 и 1998 гг. Исследование портрета под микроскопом, в свете видимой люминистенции, изучение его рентгенограммы, проведенное по нашей просьбе заведующей технико-технологическим отделом Русского музея С. В. Римской-Корсаковой, позволило отвести авторство Пьетро Ротари и установить, что портрет был написан неизвестным русским художником середины XVIII века. С этим заключением согласуется наша датировка (1754-1755), основанная на изучении элементов траура в одежде и украшении Е.М. Храповицкой. Пьетро Ротари приехал в Петербург по приглашению императрицы Елизаветы Петровны в мае 1756 г. и не мог быть автором портрета Елены Михайловны Храповицкой, урожденной Сердюковой. Надеемся, что дальнейшее изучение портрета позволит установить имя его автора.

Литература и источники

1. С. В. Евтушенко. О портрете одной из первых русских поэтесс М.В.Сушковой. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1993. М: 1994: С. 194.
2. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Том 1. СПБ: 1998: с. 135
3. Государственный Русский музей. Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735-1822. Каталог. Л.: 1987: С. 117: № 101.
4. Государственный Русский музей. Живопись XVIII-начало XX века. Каталог. Л.: 1980: С.:280:№5015.
5. Тройницкий С. Гербы лейб-компании обер и унтер-офицеров и рядовых. Пг: Б/г: С.388.
6. Государственный Русский музей. Отдел живописи XVIII-I-й пол. XIX вв. Научная картотека. Ж-5315
7. Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д.Благово. Л.: 1989: С.108.
8. Жизнь в свете, дома и при Дворе. СПБ: 1890: С.100.

Список иллистраций

1. Неизвестный художник сер. XVIII в. Портрет Елены Михайловны Храповицкой, урожденной Сердюковой. 1754-1755. Холст, масло; 65 х 53. ГРМ.
2. Неизвестный художник сер. XVIII в. Портрет Василия Ивановича Храповицкого. Холст, масло; 63,6 х 48,5. ГЭ. Публикуется впервые.
3. Дворянский герб Храповицких