Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Краеведение у истоков российской культуры
Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №6, стр. 113-120
 
Т.А. Пивоварова
   
Родилась в Казахстане. Закончила Красноярский пединститут и Тверской госуниверститет. С 1998 года живёт и работает в Тверской области. С февраля 2000 г. – зав. отделом газеты «Спировские известия».
Имение Лубенькино

 

Коммуна и художники

Документы, о которых сегодня пойдет речь, хранятся в Вышневолоцком архиве, в фонде Вышневолоцкого уездного земельного управления, включавшего 624 единицы хранения за 1918-1929 годы.
До недавнего времени городские, районные архивы являлись низовым звеном среди всей сети государственных архивов и находились на положении архивов с переменным составом документальных материалов, т. е. через определенное время собранные документы должны были передаваться на хранение в областной архив (что и делалось раньше). Так были переданы по приказу областного архива все дореволюционные фонды, находившиеся в Вышнем Волочке: Вышневолоцкой земской управы, Школы кантонистов (кондукторское училище), Казанского монастыря и другие фонды, представляющие значительный интерес для историков, краеведов советского периода за 1917-1929 годы, которые передавались в 50-60-е годы. Также были переданы: вышневолоцкий уголовный розыск, уездный финансовый отдел, редакция газеты "Наш край" и т. д. Сведений о передаче в областной архив документов из фонда земельного управления не имеется. Однако 2 акта подтверждают факт о выделении к уничтожению 626 дел за 1919-1928 годы, утвержденные ЭПК областного архивного отдела. Из этого количества значительную часть занимает переписка (более 50%), которую вряд ли кто рассматривал полистно.А именно в переписке в деле коммуны "Лубенкино" были обнаружены письмо художника Бялыницкого-Бируля, адресованное А. И. Воинову, и удостоверение художника.
Усадьба Лубенкино принадлежала одному из восьми сыновей Павла Михайловича Рябушинского – Сергею Павловичу, постоянно проживавшему при фабрике и, видимо, нуждающемуся в летней резиденции. Окрестности озера Удомля, где расположена усадьба, своей живописностью привлекали многих художников.

С.П. Рябушинский

Эти места без труда угадываются на полотнах В. К. Бялыницкого-Бируля, в том числе и на хранящейся в Тверской картинной галерее картине "Церковь на берегу озера" (1905 г.). В 1918-1921 годах в усадьбе размещалась сельскохозяйственная коммуна "Лубенкино", организованная 31 августа 1918 года, утвержденная и зарегистрированная спустя год – 15 августа 1919 года (1). Своевременное утверждение ее задержалось, с одной стороны, ввиду неудачного подбора ее членов, которые выходили и заменялись новыми, подлежащими испытанию, с другой – малочисленным составом, также притязанием фабричной организации, тормозившей утверждение коммуны. Фабком Вышневолоцкой мануфактуры ходатайствовал о закреплении в пользование 105 десятин земли. Эти земли предполагалось использовать для ведения сельского хозяйства, чтобы удовлетворить 6500 рабочих данной фабрики необходимыми продуктами сельского хозяйства.

Усадьба Лубенькино в 2002 г.

            В июле 1919 года, по словам Воинова, коммуна уже представляла из себя нечто целое, сформированное, усилиями членов ее сельское хозяйство успешно налажено со всеми возможными его отраслями. Это обстоятельство отмечено похвальными отзывами волостного исполкома, земельного отдела, появились лестные отзывы в печати. Коммуна завоевала первое место. Председателем коммуны был Алексей Иванович Воинов. Из посемейного списка членов Лубенкинской сельскохозяйственной коммуны следует, что Воинов, 1875 года рождения, гражданин г. Вышнего Волочка, специалист по дорожно-строительному делу, по гражданским сооружениям и по всем строительным работам, по бухгалтерии и по счетоводству (2).
Уездным земельным отделом был выдан аттестат А. И. Воинову, где отмечалось, что сельское хозяйство поставлено образцово, использована вся годная площадь земли посевами ржи, овса, ячменя, льна, пшеницы и клевера. Садоводство, скотоводство и птицеводство на высоте. Имеется общая столовая. В коммуне находится агроном, командированный от Петроградского ботанического сада.
"Подбор состава членов коммуны, которых в настоящее время 29 человек, вполне соответствует по духу коммунистическому строю жизни и, как установлено несколькими инструкторскими осмотрами, нисколько не отступает от устава сельскохозяйственной коммуны. Коммуна вполне заслуживает названия образцово-показательной" (3).
Но уже в августе в коммуне наблюдаются упадок, вялость коммунаров в отношении исполнительных работ и частые ссоры на личной почве. Основную причину Воинов видел в отсутствии людей, по-настоящему преданных делу коммуны, а не своим интересам. Закрыты общие обеды на зимний сезон, проведено распределение продуктов на грудных детей, которые эти продукты не потребляют, и т. д.

Дача «Чайка». Фото 2002 г.

У Бялыницкого-Бируля недалеко от Лубенкино, на берегу озера, в 1912 году была выкуплена земля и построена дача "Чайка". Он выбрал это место потому, что его привлекла природа этого края, а может, еще и потому, что в этих местах в свое время жил и творил И. И. Левитан. Здесь Бялыницкий-Бируля прожил до 1957 года и написал в нашем крае более 200 работ. Бялыницкий-Бируля на даче устроил художественные и ремесленные мастерские. В мастерских он бесплатно обучал детей сельских жителей.
27 июля 1919 года в газете "Тверская правда" была опубликована анонимная статья под заголовком "Коммунары из коммуны "Чайка". Автор статьи предлагает сделать народ "законным хозяином "Чайки". В письме от 8 сентября 1919 года Бялыницкий-Бируля пишет Воинову: "Считаю себя обиженным и оскорбленным за все доброе, за все заботы по отношению к неверному нашей волости населению, даже за устройство мастерских, как художественных, так и ремесленных, мне заплатили подлой клеветой и сплетнями. И вот я единственно, чем отвечаю, ухожу из школы, мною созданной, мною взлелеянной, при таких отношениях жить и работать не могу и не в силах..." (4).
С письмом он высылает удостоверение № 1681, выданное 9 октября 1918 года и подписанное заведующим отделом изобразительных искусств народного комиссариата по просвещению Татлиным.
Удостоверение подтверждает, что помещение, занимаемое в Вышневолоцком уезде Удомельско-Рядской волости Тверской губернии, "...дача "Чайка", как и мастерская художника, уплотнению и реквизиции не подлежит. Одновременно и мастерская его для обучения детей местных граждан при условии бесплатного обучения не подлежит закрытию и реквизиции. В случае надобности отдел изобразительных искусств просит тов. Бялыницкого-Бируля оказывать возможное содействие как в производстве художественных работ, так и в школьных занятиях"(5).
В письме он также сообщает, что собирается приехать повидаться с Воиновым, кое-что написать с берега Лубенкинского бора, а при встрече забрать это удостоверение. Однако удостоверение он не взял, но его сохранил Воинов.
В Вышневолоцкий уезд В. К. Бялыницкий-Бируля приехал в 1901 году по приглашению Николая Ильича Колокольцева.
Из письма к А. А. Моравову: "На следующий день приезда в Ворониху (имение Колокольцевых) я понял, что это не во сне, а все я вижу наяву. Жили они в чудесном обширном доме, срубленном из вековых сосен казенного леса. Я словно сейчас слышу этот смолистый запах от стен дома, a главное – громадные высокие комнаты и старенькая уютная мебель…" (6)
И, как бы в подтверждение этих слов, читаем описание данного дома в документах Вышневолоцкого архива: "Дом на каменном фундаменте, деревянный, снаружи обшит тесом, крыт дранкой. Имеет 9 комнат, кухню с плитой и русской печкой, окон – 24, дверей – 20, печей голландских – 8. Размер дома 23 х 53 (в аршинах). Построен дом в 1867 году. Первоначальная стоимость дома 2000 рублей, ко дню описания (1924 г.) – 800 рублей" (7). Имеется также описание старенькой мебели. Все сохранилось в имении, так как проживали в нем хозяева – Колокольцевы. Лишь в 1926 году постройки безвозмездно были переданы Парьевскому исполнительному комитету.
Имение Ушаковых Островно не раз изображалось художниками. Бялыницкий-Бируля – один из них, отдавший дань красоте здешних мест и самой усадьбе, в которой написал несколько картин. Островенский дом не сохранился до наших дней. Но в архиве имеется описание этой усадьбы. Под усадьбой было занято 3 десятины земли. Дом, построенный в 1836 году, был 2-этажный, на каменном фундаменте, бревенчатый, площадью 33 х 24 (в аршинах. 360 м2), имел 2 балкона, 40 окон, 14 комнат, 3 кухни, 2 русских печки, 1 камин, 3 плиты, 9 голландских печей. В деле имеется также опись мертвого инвентаря, сохранившегося в усадьбе на 1923 год (8).
Составляя опись имущества, представители народной власти включали предметы обстановки, одежду, посуду, инвентарь, находившиеся в усадьбах, поединично учитывая даже пустые коробки. Предметы, не имевшие практического значения (ноты, книги, картины, иконы), учитывались в лучшем случае количественно, а в основном пачками, сундуками, шкафами. Архивы в отделе земельных органов не упоминаются вообще.
Учитывая историческую ценность дома в имении Ушаковых, в 1924 году он с обстановкой, парком и тремя десятинами земли передается Вышневолоцкому научному обществу по изучению местного края. Позднее в имении организуется дом отдыха работников искусств.
Среди художников, работавших в Вышневолоцком уезде, был и Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944), ближайший друг Бялыницкого-Бируля, один из наиболее проникновенных лирических пейзажистов, член Товарищества передвижных художественных выставок. В свое время он учился у И. И. Левитана в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Жуковский жил и работал в усадьбах Бережок, Гарусово, Ворониха, Всесвятское, Островки, Сигово и других. В Воронихе его захватила и увлекла обстановка дома Колокольцевых. Тем более что в своём творчестве художник значительное место отводил интерьеру вообще. Жуковский сам ни на чём не играл, но музыку очень любил, и, когда жена В. К. Бялыницкого-Бируля Ольга Ивановна играла на рояле, он вместе со всеми с удовольствием слушал её игру. Это послужило Жуковскому поводом написать там картину "Последний аккорд" (за роялем Ольга Ивановна).
Подтверждением факта его пребывания в имении Павловское Поддубской волости является заявление художника, обнаруженное в деле "Описи имущества бывшего имения Павловское Холохоленской волости". Оно ошибочно было отнесено к другому имению.
Заявление датировано 24 апреля 1919 года и обращено в Вышневолоцкий уездный земельный отдел. В нем он сообщает, что отделом изобразительных искусств комиссии по охране памятников искусства и старины Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов откомандирован на работы по живописи: "...я проживаю в усадьбе Павловское близ села Поддубье Поддубской волости Вышневолоцкого уезда. Испытывая крайнюю необходимость в пользовании лодки, прошу Вышневолоцкий уездный земельный отдел на основании моего мандата Ком. П.О.П. И.С. Московского Совдепа за № 3895 от 26 декабря 1918 года дать соответствующее распоряжение Поддубскому исполкому о предоставлении в мое пользование находящейся в усадьбе Павловское лодки" (9). Имеется резолюция о выдаче художнику лодки.
Имение Павловское ранее принадлежало Пелагее Николаевне Малининой. В период пребывания Жуковского в этих местах имение находилось в исправном состоянии (дом был 2-этажный, обшит тесом, крыт дранкой, имел 9 комнат, кухню), возведен в 1893 году. В имении находился участковый ветеринарный пункт (10). Национализация имений и реквизиция имущества в 1920-е годы привели к разрушению естественным образом сложившихся усадебных комплексов.
В творчестве Жуковского с темой русского деревенского пейзажа переплетается тема уходящих "дворянских гнезд". Приведу только два примера, характеризующие закат дворянской культуры в Поддубской волости. В Поддубье в бывшем имении Александры Иосифовны Милюковой, в котором значилось 56 десятин земли, постройки пришли в совершенную негодность. Сама Милюкова, жившая на капитал, умерла в 1921 году. Оставшиеся дальние наследники никогда в имении не проживали. Земля разделена между соседними гражданами (11). Бывшее имение Островки разграбляется окружающим населением. Снимается железо с крыш, флигеля, бани и т. д. (12). Никакие волостные комитеты не могли остановить грабежи и тем более наказать тех, кто грабил брошенные имения.

Картина С. Ю. Жуковского «Белый дом»

В 1912-1914 годах в имении Островки Жуковский создал великолепные полотна "Отблески вечерней зари", "Радостный май", "Поэзия старого дворянского гнезда", "В старом доме", "В комнатах старого дома".

Современный вид имения Островки.

Моей задачей является не изучение творчества художников, а выявление документов, связанных с их пребыванием в Вышневолоцком уезде. Однако в ходе работы, сравнивая описание усадьб по архивным документам с изображениями их на полотнах художников, выявилось явное несоответствие. Например, в картине Жуковского "Бессонная ночь. Светает" изображен одноэтажный деревянный дом, вход обрамляют белые парные колонны. Предполагается, что этот дом принадлежал профессору Петербургской военно-медицинской академии Л. Г. Беллярминову. Но по архивным документам, "дом кирпичный, большой, 2-этажный, на каменном фундаменте, крыша железная, цветом белый, длина – 10 сажень 1 аршин, ширина – 7 сажень, высота 4 сажени, 3 выхода, окон 49 со всеми летними рамами и зимних – 31, терраса на деревянных столбах, комнат 15, дверей 34, из них 3 остекленных..." (13). Не собираюсь что-либо опровергать и утверждать, но это приводит к размышлениям и может стать темой для дальнейшего исследования и дискуссий.

Список литературы:

1. Вышневолоцкий муниципальный архив. - Ф 51. Оп.1. Д.24.Л. 37.
2. Там же. Д. 63. Л. 327.
3. Там же. Л. 405.
4. Там же. Л. 263.
5. Там же. Л. 265.
6.Кац Л.И. Художники в Удомельском крае. - Калинин. Московский рабочий, 1983.- С 26.
7.Вышневолоцкий муниципальный архив. - Ф.51. Оп. 1. Д.417, Л.19 об-20.
8.Там же. Д. 151, Л. 22 об-23.
9.Там же. Д. 49, Л.1.
10.Там же. Д. 453, Л. 55-56.
11.Там же. Д. 191, Л. 20 об.
12.Там же. Л. 18.
13.Там же. Оп. доп. Д. 43, Л. 53об. –54.