Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Альбом уездной барышни

Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №4, стр. 13-27

 
Ю. Г. Епатко
   
Старший научный сотрудник Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. На протяжении многих лет занимается изучением рода Манзеев - Волковых. Постоянный автор альманаха «ВИКА».

 

Альбом уездной барышни

Альбомы столичных и провинциальных девушек – их еще называли барышнями – играли большое значение в жизни их владелиц. На его страницах подруги оставляли свои пожелания к именинам, дням рождения; художники-любители рисовали портреты, шаржи, пейзажи; "домашние" поэты записывали стихи "на случай". Сами барышни старательно вписывали в альбом стихи модного поэта. Вся девичья жизнь с ее радостями и печалями находила отражение на страницах альбома.
После замужества альбомы прятали в нижнем ящике комода, укладывали на дно шкатулки подальше от ревнивых взглядов мужа и новой родни. После кончины альбом переходил по наследству к дочке, потом – к внучке и т.д., пока не находил постоянное пристанище в архиве, в музее, в библиотеке. Сейчас альбомы дворянских девушек в кожаных и сафьяновых переплетах, с бронзовыми и золотыми застежками, украшенные монограммами владелиц, дворянскими гербами, являются объектами пристального внимания и изучения специалистами по истории культуры России.
В пушкинское и лермонтовское время альбомы были рукописными. В середине XIX века после изобретения светописи – так назвали тогда новый вид искусства – фотографию, и широкого ее распространения по всей России возникла мода на фотографические альбомы. Они были двух типов. Небольшие по формату для маленьких визитных фотографий, размером с визитную карточку и большие альбомы для хранения в них кабинетных фотографий. Их название произошло от места бытования – кабинета. В кабинетах, на больших письменных столах, покрытых сукном, в рамках под стеклом стояли фотографии родных, друзей, знакомых, снимки членов императорской семьи, фотографии знаменитостей.

Вензель Софьи Манзей на альбоме

Один из таких альбомов для кабинетных фотографий в кожаном переплете со стальной застежкой когда-то принадлежал вышневолоцкой дворянке, представительнице известного в этих краях рода Манзей – Софье Николаевне Манзей, в замужестве Волковой (1861-1942). Угол верхней крышки альбома украшен серебряной монограммой из двух переплетенных латинских букв "SM" – инициалы имени и фамилии Софьи Манзей.
Соня – дочь отставного полковника лейб-гвардии Гусарского полка Николая Николаевича Манзея (1825-1889), внучка генерал-майора, приятеля А. С. Пушкина Николая Логиновича Манзея (1784-1862), правнучка по "женской" линии С. С. Яковлева – сына знаменитого заводчика екатерининских времен Саввы Яковлевича Собакина, осташковского мещанина, сумевшего на государственных поставках и винных откупах нажить миллионное состояние. Разбогатев, неблагозвучную фамилию он сменил на фамилию Яковлев, произведенную от отчества. После кончины С. С. Яковлева его огромное состояние по именному указу Екатерины II было разделено по числу сыновей на 4 части. Прадед Сонечки Сергей Саввич получил доходные дома в Петербурге, Алапаевский, Невьянский и Уткинские заводы в Пермской губернии. В Алапаевске 8 июля 1861 г. родилась Софья Николаевна Манзей. Этот день ежегодно праздновался в ее родительском доме в усадьбе Боровно, родовой вотчине Манзей. Еще до завтрака отец и мать, близкие домочадцы приходили в ее комнату, находившуюся на втором этаже и поздравляли "новорожденную". Среди подарков Сонечка отметила кожаный альбом, украшенный монограммой из двух начальных букв ее имени и фамилии, поднесенный родителями.
Подарок символический. Он будет напоминать Сонечке о ее родовых корнях после замужества, когда она станет жить под фамилией мужа.
Альбом изготовили в Петербурге по специальному заказу. На внутренней стороне крышки штамп печатными буквами: "В. Л. Вейдле. С-Петербург". Сонечка насчитала в нем пятнадцать страниц-планшетов, в которые вставляли большие кабинетные фотографии, всего тридцать штук. Вечером, после отъезда гостей, именинница стала вставлять фотографии родителей, родственников, подруг. За время бытования одни фотографии изымались, новые заполняли страницы альбома.
В начале 1880-х годов Сонечка Манзей вышла замуж за действительного статского советника, егермейстера Двора Его Императорского Величества, помощника статс-секретаря Государственного Совета Михаила Сергеевича Волкова (1848-1900). Кстати, он приходился ей двоюродным братом, а православие запрещало брак между близкими родственниками. Поэтому венчались молодые где-то вдали от родных мест. Об этом мне рассказывала Любовь Исидоровна Калинина, дочь Исидора Романовича Щасного, заведовавшего фельдшерским пунктом в Березках, который построила, оборудовала и содержала на свои деньги героиня нашего очерка Софья Николаевна Волкова. После скоропостижной смерти муЦса Софья Николаевна с сыном Сергеем, родившимся в 1896 году, вернулась в родительский дом в Боровно, к своей маме Александре Ивановне Манзей. В 1914 году Софья Николаевна с Сережей, поступившим на юридический факультет Петроградского университета, переехала в Петроград, где сняла квартиру в доме на Конногвардейском бульваре. После революции они переехали в маленькую двухкомнатную квартирку на первом этаже дома по улице Марата (бывшая Николаевская улица). Здесь их застала Великая Отечественная война, блокада Ленинграда и смерть в 1942 году...
Любовь Исидоровна, знавшая близко Софью Николаевну по березкинской жизни, встречалась и дружила с ней в Ленинграде. Она похоронила на Волковом кладбище Сергея Михайловича, скончавшегося в мае 1942 года, и его маму, умершую через месяц. Манзеевские и волковские семейные портреты, родовые документы Любовь Исидоровна перевезла к себе и тем спасла их от гибели в опустевшей квартире. После кончины ленинградского актера и коллекционера Г. Д. Душина. второго мужа Л. И. Калининой, по завещанию, семейные портреты, миниатюры, документы, книги, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства поступили в собрание Государственного Эрмитажа. Некоторые вещи, и в том числе альбом с кабинетными фотографиями С. Н. Волковой, Л. И. Калинина передала уроженке Березок, а ныне петербурженке Софье Сергеевне Лучкиной, которая, в свою очередь, передала их мне. Некоторые бытовые вещи из имения Боровно подарены мною в фонды Вышневолоцкого краеведческого музея.
Перечислим все фотографии, хранящиеся в альбоме Софьи Николаевны Волковой, в том порядке, в каком они расположены в альбоме. Размер кабинетных фотографий, можно сказать, стандартный: российские – 16,5x10,5; иностранные – 13,5x10,5.

Николай Николаевич Манзей

1. Манзей Николай Николаевич. Под фотографией рекламная марка: "И. Бранденбург. С.-Петербург. Невск. просп. Дом Петропавловкой церкви, № 24". На обороте: "Фотография художника И. Бранденбурга" и медаль с надписью: "Русская этнографическая выставка 1867 года."
2. Групповая фотография: Александра Ивановна Манзей, урожденная Якобсон, Александра Манзей, младшая дочь А. И. и Н. Н. Манзей, Константин Николаевич Манзей, Софья Николаевна Манзей и неизвестный молодой человек. На обороте рекламная марка: "P. Frois. Peintre Photographe. A. Biarritz".
3. Манзей Александра. На лицевой стороне тиснение: "Н. Denier". На обороте: "Г. Деньер. Фотограф Их Императорских Величеств, Художник. С.-Петербург на Невском проспекте, д. графа Строганова, № 19".
4. Манзей Александра. Рекламная марка на обороте: "Фотограф Бранденбург. С.-Петербург. Надпись чернилами:" 1873.9-го Мая"". Фотография обрезана, вероятно, под какую-то рамку.
5. Манзей Константин Николаевич. На обороте рекламная марка: "Adele К. К /Hof-Fotografin. Wien". Фотография обрезана.
6. Михаил Сергеевич и Софья Николаевна Волковы. Под изображением рекрамная марка: "P. Frois. Biarritz". На обороте надпись карандашом рукой Л. И. Калининой: "С. Н. и М. С. Волковы (они на п-те Маковского)".
7. Михаил Сергеевич, Софья Николаевна и Александр Сергеевич Волковы. Рекламная марка: "Фотография Ф. Орлова в Ялте". Поле с золотым обрезом.
8. Волков-Манзей Сергей Михайлович. Рекламная марка: "Moessy Villa Ambrositti Nice 31 Avenue Beaulien".
9. Волков-Манзей С. M. Рекламная марка: "Moessi Villa Ambrositti Nice 31 Avenue Beau Hen".
10. Софья Николаевна Манзей. Внизу тиснение: "Левицкий".

Групповое фото: неизвестный,
А.И. Манзей, К.Н. Манзей,
С.Н. Манзей сидит Сашенька Манзей.

11. С. Н. Волкова, урожденная Манзей. Внизу марка: "С.-Петербург. Бергамаско".
12. Волков Сергей Михайлович.
Внизу тиснение: "Bergamasco". Под изображением рекламная марка: "Ch. Bergamasco. St. Petersbourg".
13. Волков M. С. Внизу на фото тиснение: "Bergamasco". Рекламная марка: "Ch. Bergamasco. St. Petersbourg".
14. Волков Александр Сергеевич. Внизу на паспарту1 тиснение: "Bergamasco". Рекламная марка: "Ch. Bergamasco. St. Petersbourg Perspect. Nevsky. 12".
15. Волкова Софья Николаевна, урожденная Манзей. Фотограф неизвестен. Фотография обрезана. На обороте надпись чернилами об изображенной рукой Г. Д. Душина.
16. Безак Мария Федоровна. Внизу на паспарту тиснение: "Левицкий". На обороте рекламная марка: "Фотографы Их Императорских Величеств Левицкий и сын С.-Петербург, Невский, 28". На обороте надпись карандашом рукою Г. Д. Душина: "Map. Фед. Безак."
17. Неизвестная в шляпке. Внизу на фото тиснение: "A. Pasetti". Надпись на фотографии чернилами: "Lily". На обороте рекламная марка: "A. Pasetti photographe le S. A. J. M-me Grand Duchesse Alexandra Josefovna 24 Perspective de Nevsky St. Petersbourg".
18. Неизвестная девушка. На лицевой стороне тиснение: "Bergamasco". На обороте рекламная марка: "Ch. Bergamasco. Photographe de sa majeste L'lmperatrice et de plusieurs cours St. Petersbourg Persp. de Nevsky 12".
19. Неизвестная с собакой. Внизу на фото тиснение: "Bergamasco". На обороте рекламная марка: "Ch. Bergamasco. Photographe de sa majeste L'lmperatrice et de plusieurs cours St. Petersbourg Persp. de Nevsky 12".
20. Неизвестная дама. Внизу на паспарту рекламная марка: "Левицкий на Мойке, 30, С.-Петербург".

Михаил Сергеевич
и Софья Николаевна Волковы.

21. Лерхе Надежда Ивановна, урожденная Якобсон, дочь И. Д. Якобсона, автора "Дневника", о котором говорится ниже. Под изображением рекламная марка. На обороте: "Фотография К. Мишоно Большая Морская д. Тура, № 21." Рукою Г. Д. Душина - Ф. И. О. изображенной.
22. Неизвестная в придворном платье. Внизу на паспарту тиснение: "Левицкий". На обороте рекламная марка: "Фотографы Их Императорских Величеств Левицкий и сын. С.-Петербург Невский, 28".
23. Неизвестная в национальном костюме. Внизу на паспарту тиснение: "Westly С°". На обороте рекламная марка: "Фотограф Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича. Э. Вестли и К° Невский просп. № 14 С.-Петербург".
24. Неизвестная девушка. Внизу рекламная марка: "Cabinet. Portrait. Brandendorg St. Petersbourg, 24 Nevsky."
25. Неизвестная дама. Внизу на изображении надпись чернилами: "1893 и фамилия неразборчиво". Под изображением рекламная марка: Е. Potterat. Montreux Photographic Е. Potterat 21 Avenue du Kursaal 21. Montreux".
26. Неизвестный в сюртуке. На фото тиснение: "В. Ясвоин. Б. Морская, 17, С.-Петербург". На обороте: "Фотограф В. Ясвоин. За исполнение фотографической работы удостоен Высочайшей Государя Императора благодарности и награды. С.-Петербург. Большая Морская, дом Рядом с торговым домом Кумберга".

Серёжа Волков-Манзей.

27. Неизвестная девушка. На обороте рекламная марка: "Фотографы Их Императорских Величеств Левицкий и сын. С.-Петербург, Невский, Вверху, на обороте, чернилами, надпись: "Сонечке".
28. Неизвестная в костюме для верховой езды. Внизу, на изображении » тиснение: "Bergamasco" и плохо сохранившаяся рекламная марка. На обороте марка: "Ch. Bergamasco. Photographe de sa majeste L'lmperatricc et de plusieurs cours St. Petersbourg Persp. de Nevsky 12". Последние две фотографии были, очевидно, помещены в альбом Л. И. Калининой, урожденной Щасной, когда альбом С. Н. Волковой хранился у Любови Исидоровны.
29. Елена и Женя Прибыловские. На обороте рекламная марка и множество медалей, завоеванных фотографом на фотографических конкурсах. На обороте надпись чернилами: "Милому Щасному от любящих его Японии и Америки. Кубъ. И из-под снега иногда бежит кипучая вода. Таков Щасный." Внизу надпись чернилами об изображенных, сделанная со слов Г. Д. Душина Ю. Г. Епатко.
30. Неизвестная девушка с брошью в виде царской короны. Внизу рекламная марка: "А. Оцуп. СПБ. Бассейная, 2. Тел. 45-63. Пассащ. Невский, 48". На обороте марка: "Удостоен Высочайших наград и благодарностей Их Императ. Велич. Государя Императора и Государынь Императриц. На Всемирн. Выставках высшая награда". Внизу надпись чернилами: "На добрую память родной Любочке от горячо любящей ее Тани Ол...вой".
Как видно из рекламных надписей, родственники и друзья С. Н. Волковой снимались за границей, на европейских курортах в Биаррице, Ницце, в Вене и у петербургских мастеров. Наиболее известным из последних был Сергей Львович Левицкий (1819-1898), двоюродный брат А. И. Герцена, один из пионеров русской фотографии. Первые снимки он сделал в 1844 г. В 1851 г. фотопортреты Левицкого получили золотую медаль на Международной выставке в Париже. В 1856 г. он снимал коронацию Александра II в Москве. С 1865 г. С. Л. Левицкий работал в Петербурге. Прославился как мастер фотопортрета. Снимал знаменитых россиян П. А. Вяземского, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Д. И. Менделеева и многих других. Носил почетные звания "фотографа французского императора Наполеона III и императрицы Евгении", а также "придворного фотографа Александра II". В альбоме С. Н. Волковой Левицкий представлен поколенным портретом самой Софьи Николаевны (10). Портрет сделан в ателье на условном пейзажном фоне, в таком же духе выполнен портрет "Неизвестной дамы" (20). С 1867 г. С. Л. Левицкий работал вместе с сыном Львом Сергеевичем Левицким. На снимках, запечатлевших М. Ф. Безак (16), "Неизвестную в придворном платье" (22), "Неизвестную девушку" (27), рекламные марки сообщают, что это работы "Левицкого и сына, фотографов Их Императорских Величеств".

Софья Николаевна Волкова.

Другой известный петербургский фотограф Генрих (Андрей Иванович) Деньер (1820-1892) представлен в альбоме одной работой - портретом Александры Манзей, младшей сестры С. Н. Манзей, умершей в детском возрасте. (3) Она была похоронена на семейном кладбище Манзей около церкви Владимирской Богоматери в Березках. Видимо, с ее прахом связан рассказ внучки последнего священника березкинской церкви, который я слышал в прошлом году во время поездки в Березки и Боровно. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. были варварски уничтожены березкинская церковь и семейное манзеевское кладбище. Комсомольцы ломали кресты, сбрасывали с кладбищенского погоста каменные надгробия, разрывали могилы. Вдова священника, кстати, репрессированного Советской властью, проходила мимо и, видя надругательство над могилами, стала стыдить комсомольцев. Один из них разразился бранью, пригрозил "матушке" расправой и бросил ей вдогонку детский череп, только что изъятый из могилы. Это могли быть останки Александры Николаевны Манзей.

Константин Николаевич Манзей.

Фотографическая карьера А. И. Деньера типична для многих первых русских фотографов, вышедших из среды художников. Он учился в петербургской Академии Художеств, в классе знаменитого художника К. П. Брюллова. В 1851 г. окончил Академию и получил звание художника портретной живописи". Падение спроса на портретную живопись и невероятный успех фотографии побудил его сменить палитру на фотографический аппарат. В этом же году он открыл в Петербурге "Дагерротип и ческое заведение художника Деньера". Со временем Деньер прославился как мастер фотопортрета. В 1865-66 гг. издал "Альбом фотографических портретов августейших особ и лиц, известных в России" (12 выпусков).
Более полно в альбоме представлены фотографии, выполненные Карлом Ивановичем Бергамаско (1830-1896). Бергамаско, итальянец по происхождению, был сыном первой в России женщины-фотографа, которая в 1848 г. открыла в Петербурге фотоателье. К. И. Бергамаско, в основном, снимал портреты. Его заказчиками были члены Императорского дома, представители аристократических кругов, писатели, артисты, чиновники, купцы. В альбоме он представлен двумя (№ 12,13) портретами Михаила Сергеевича Волкова (1848-1900), мужа владелицы альбома, портретом его младшего брата Александра Сергеевича Волкова (1850-?) (№ 14), "Неизвестной девушки (№ 18), "Неизвестной с собакой "(№ 19) и "Неизвестной в костюме для верховой езды" (№ 28). Поражает качество работ Бергамаско, разнообразие композиций, мягкость печати и естественность поз.
К сожалению, Щ других мастерах, представленных в альбоме, нам не удалось найти никаких сведений. Это И. Бранденбург, А. Пазетти, В. Ясвоин, К. Мишоно, Эдуард Вестли, А. Оцуп. В Петербургском некрополе (СПб., 1912. T.I.C. 424) упомянут Вестли Эдуард, род. 5 декабря-ум. 21 августа 1885, похоронен на Смоленском евангелическом кладбище. Возможно, эти сведения относятся к Эдуарду Вестли, "фотографу Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича", представленного в альбоме портретом "Неизвестной в национальном костюме" (№ 23). Фотопортрет "Неизвестной девушки с брошью в виде царской короны" (№ 30) выполнил Адольф Оцуп. Вероятно, это отец известного русского и советского фотографа Петра Адольфовича Оцупа (1883-1963), фотокорреспондента периодических изданий, единственного фотографа, запечатлевшего Смольный в 1917 г., снимавшего В. И. Ленина и других видных большевиков.
А кто же запечатлен на фотографиях, выполненных известными фотографами? Если нас интересуют и авторы фотографий, и их модели, то для владелицы альбома важно было не кто снимал, а кого снимали. Порядок расположения фотографий говорит о родственных связях и дружеских привязанностях Софьи Николаевны.
Открывается альбом фотопортретом Николая Николаевича Манзея (1825-1889), отца Сонечки (№ 1). Он был сыном офицера лейб-гвардии Гусарского полка Николая Логиновича Манзея и его жены Софьи Сергеевны, урожденной Яковлевой. Николай Николаевич учился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил наш знаменитый поэт М. Ю. Лермонтов. В 1844 г. Манзей был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк, в котором служил его отец. Военных лавров Николай Николаевич не стяжал. После девяти лет "безупречной службы" он вышел в отставку с чином полковника и поселился в родовом имении Боровно. В мае 1860 г. посватался к Александре Ивановне Якобсон, дочери Ивана Давыдовича Якобсона, действительного тайного советника, члена Военного Совета и получил согласие на брак. В рукописном "Дневнике" Якобсона, который хранится в Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки, в Петербурге, а копия – в архиве автора статьи, подробно рассказывается о сватовстве, о поездке отца невесты в Боровно, о венчании и торжественном свадебном ужине. Позволим себе сделать обширные выписки из "Дневника", т.к. в нем говорится о тех лицах, что запечатлены на фотографиях в альбоме С. Н. Манзей.

С.М. Волков-Манзей
и С.Н. Волкова.

" 14.05.1860 г. Вскоре приехали Сергей Иванович (1807-1879) и Елена Николаевна Волковы (ур. Манзей, 1823-1888)... Елена Николаевна сама пришла в кабинет и объявила, что Николай Николаевич Манзей (ее племянник) просит руки второй дочери, моей Сашеньки. Это такая блистательная во всех отношениях прекрасная партия для Саши, что я ни на минуту не задумывался изъявить полное со своей стороны согласие. Я не знаю ни одного молодого человека лучше Н. Н. Манзей и по личным достоинствам, и положению в свете, и по материальным средствам. И жена, и братья ее, и Милечка (старшая сестра А. И. Якобсон), все были в восторге от этого предложения, лучше которого, по единогласному приговору всех, ничего и ожидать невозможно. К удивлению нашему, старики Манзей (Н. Л. и С. С. Манзей) отец и мать очень рады его выбору и вполне одобрили и благословили его...
15.05.1860. Н. Н. Манзей приехал в два часа и сделал нам (официально) предложение отдать за него Сашеньку, на что мы с женою тотчас изъявили полное согласие.
Сперва толковал он со мною с одним, и мы передавали друг другу изъявления взаимного уважения и давнишнего расположения, но я откровенно сказал, что никогда не ожидал счастья иметь его в своем семействе, так как ему предстояли без сомнения гораздо блистательнейшие партии, где и знатность, и красота, и богатство могли бы пленить. Он уверял, что не надеялся на то, чтоб мы приняли его в свою семью, славящуюся превосходным домашним воспитанием детей и всеми христианскими добродетелями. После этих объяснений вошла жена, которой он обещал торжественно составить счастье нашей дочери и, наконец, привели ее, голубицу мою. Смущенная, растерянная, но сохраняя вполне свое достоинство, она дала ему свою руку.
Обедали у нас жених и обе сестры с мужьями Волковым и Одинцовым (Елена Николаевна и Сергей Иванович Волковы, Елизавета Николаевна и Алексей Алексеевич Одинцовы). Кроме них, были все четыре братья Эттеры, наши Эллисы. Я ездил к А. А. (Анастасия Александровна Эллис, урожденная баронесса фон Штайбен, 1794-1864, камер-фрау вдовствующей императрицы Александры Федоровны, мать жены И. Д. Якобсона – Эмилии Вениаминовны). Старушка была счастлива.
16.05.1860. Довольно рано утром приехал ко мне Д. Е. Бенардаки (грек, богатейший откупщик, предприниматель, благотворитель, коллекционер современной западноевропейской и русской живописи. 1799-1870) поздравить со свадьбой, у нас устраивающейся, и рассыпался в похвалах Н. Н. Манзей, сказав, что много лет тому назад он сам желал выдать за него свою дочь Александру Дмитриевну, и что А. Д. охотно вышла бы за него, но посватался не он, а старший брат его Константин (К. Н. Манзей, 1821-1905), которого считали они слишком противным,., и отказали ему.
Приезжала М-Т Лерхе (№ 21, очевидно ее невестка) с поздравлением и, просидев более полутора часов в ожидании жены, кое-куда ездившей, просила формально руки Милочки для своего сына, но жена, зная образ мыслей Милы, почти наотрез отказала....
29.06.1860. Сегодня, в праздник Петра и Павла, совершилось в семействе нашем великое событие – первая свадьба нашей дочери, миленькой Саши. Первый приехал Аммосов, а спустя некоторое время Анна Степановна и Евграф Петрович Ковалевские. В тоже время собрались матушка, Анастасия Александровна и братья. Сашеньку, по русскому обычаю, благословили хлебом и образом посаженные родители и мы в 7 часов 45 минут повезли ее в церковь Горного института. (Директором института был Сергей Иванович Волков, муж Елены Николаевны).
... по окончании обряда венчания пошли мы через длинные залы Института в квартиру Сергея Ивановича Волкова, где произошло поздравление молодых и осушение бокалов за них и за всех прочих. На свадьбе были с его стороны: граф Орлов-Денисов с женою, граф Мусин-Пушкин, женатый на дочери Орлова, Иван Алексеевич Яковлев, с нашей стороны Кантакази, Сухотин, Гвоздев...".*2
После свадьбы Николай Николаевич жил с молодой женой в имении Боровно. 8 июля 1861 г. у них родилась дочь Софья, владелица фотографического альбома, которую назвали в честь бабушки Софьи Сергеевны, урожденной Яковлевой, матери Н. Н. Манзея. Через несколько лет родилась вторая дочь Александра, о портретах которой мы писали выше (№ 3, 4). Николай Николаевич принимал активное участие в освобождении крестьян в Вышневолоцком уезде. В архиве Тверской области хранится документ о награждении 13 июля 1863 г. Манзея памятной медалью: "Милостивый Государь Николай Николаевич! По высочайшему Его Императорского Величества повелению имею честь препроводить при сем к Вашему Высокородию серебряную, на Александровской ленте, медаль для ношения в петлице, в память об освобождении крестьян от крепостной зависимости...".*3
12 мая 1889 г. Н. Н. Манзей умер и был похоронен на семейном кладбище около церкви Владимирской Богоматери в селе Березки.*4
Следующая фотография (№ 2) – групповой портрет, выполненный на курорте в Биаррице... Этот снимок сделан после смерти Н. Н. Манзея, т.к. его жена А. И. Манзей изображена в траурном черном платье с крепом, около ее ног сидит Александра Манзей... Справа стоит С. Н. Манзей (до замужества), рядом с нею ее дядя К. Н. Манзей, слева неизвестный мужчина. В альбоме есть еще один портрет Константина Николаевича Манзея (1821-1905), старшего брата Н. Н. Манзея, в партикулярном платье, выполненный венским фотографом (№ 5) во время заграничного путешествия. Константин Николаевич окончил Пажеский корпус, откуда 15 мая 1840 г. был выпущен в Гусарский Его Величества Короля Вюртембергского полк. Он сделал блестящую военную карьеру, благодаря тому, что в молодости служил адъютантом великого князя, наследника престола Александра Николаевича. Став императором, Александр II не забыл своего адъютанта... В 1859 г. он пожаловал его во флигель-адъютанты. В 1871 г. Константин Николаевич произведен в генерал-лейтенанты и назначен командиром 7-й кавалерийской дивизии, с которой принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. За боевое отличие Манзей был награжден орденом Белого Орла и золотым именным оружием. После К. Н. Манзей командовал гвардейским корпусом. Константин Николаевич много работал как военный историк. В 1859 г. вышла в свет 4-томная "История лейб-гвардии Гусарского Его Императорского Величества полка. 1775-1857" с приложением в виде альбома с цветными таблицами, воспроизводящими формы рядовых и офицеров полка за всю его историю. Скончался К. Н. Манзей 4 января 1905 г. и был похоронен на семейном кладбище в селе Березки.*5 Константин Николаевич женат не был, не имел потомства и все свое состояние завещал внучатому племяннику, сыну С. Н. Манзей, Сергею Михайловичу Манзею, с условием, что он будет носить двойную фамилию Волков-Манзей... Император Николай II дал на это свое милостивое согласие.*6 Михаил Сергеевич и Софья Николаевна Волковы ежегодно ездили на модные европейские курорты. В Биаррице выполнена фотография, помещенная в альбоме на шестом планшете. Первый план из дерева и кустов -натурный, фон – живописный задник. Михаил Сергеевич снялся в сюртуке, в котелке, с тросточкой в руке. Софья Николаевна стоит у дерева в шляпке, длинные перчатки до локтя закрывали руки, в руке зонтик для защиты от солнца. Светской даме не полагалось иметь загар на лице и руках. Загар – удел простолюдинок, работающих на открытом воздухе. На другом курорте в Ницце родители сфотографировали Сережу Волкова в матроске и круглой панамке. Сережа был единственный отпрыск от двух семей – Манзей и Волковых. Все состояние этих семей было записано на него. Любовь Исидоровна Калинина говорила мне, что, если бы не революция 1917 г., Сергей Михайлович Волков-Манзей был бы очень богатым человеком. В альбоме есть еще одна фотография С. Н. Волковой в зимней шапке, в овале, работы С. Л. Левицкого (№ 10). Фотограф передал женское очарование, "породу" и властный характер модели. Внучка березкинского священника отца Николая (Николая Андреевича Синицына) рассказала, со слов своей бабушки, что "барыня" – так называли сельчане Софью Николаевну – была очень строгая. Как-то дочь священника Софья, за что-то не любившая "барыню", не поздоровалась с ней в церкви. Софья Николаевна пригласила попадью к себе и сделала выговор: "Сего дня Ваша дочь была ко мне непочтительна". Круто повернувшись, она вышла из комнаты. У меня есть фотография, которая не входит в состав альбома, но именно она завершит рассказ об альбоме и ее владелице. На ней сфотографированы Софья Николаевна и Сергей Михайлович на балконе квартиры на Конногвардейском бульваре в Петербурге, на фоне Исаакиевского собора, где был крещен Сережа Волков.*7 Софья Николаевна располнела, постарела; Сергей Михайлович в форменной одежде студента юридического факультета Петроградского университета. Так и прошли вместе всю жизнь мать и сын. Сережа семьей не обзавелся. После революции они переехали в квартиру на улице Марата. Там их застала Великая Отечественная война, блокада Ленинграда. Немолодые люди не смогли пережить голод и холод первой блокадной зимы. Сергей Михайлович скончался в мае 1942 года, через месяц умерла Софья Николаевна. С ее кончиной пресеклась русская ветвь шотландского рода Манзей. Их предок Михаил Манзей поселился в России в середине XVIII века. Его единственный сын Логин Михайлович Манзей (1740-1803) жил в Вышневолоцком уезде с начала 1770-х годов. Любовь Исидоровна, сама обессилевшая от голода, с трудом похоронила своих друзей на Волковом кладбище. Никаких отметок на могиле не было, и после войны, она, увы, не смогла найти место вечного упокоения Софьи Николаевны и Сергея Михайловича... Фотографии из альбома С. Н. Волковой рассказали нам о людях, которые жили в Вышневолоцком уезде, об их радостях и горестях. Многие снимки остались безымянными и ничего не могут сказать о том, кто на них изображен, кем они были в жизни, почему они попали в альбом. Я надеюсь, что после публикации статьи, вышневолоцкие специалисты, историки, краеведы, музейщики помогут стереть белые пятна со страниц фотоальбома с кабинетными фотографиями, запечатлевшими людей, живших в Вышневолоцком крае в конце прошлого и начале нынешнего века.

Примечания:

1. Паспарту - чистое поле внизу фотоснимка, на котором на старинных фотографиях помещалась информация о владельцах фотомастерской, изготовившей данную фотографию.
2. "Дневник Ивана Давидовича Якобсона (1804-1874), действительного тайного советника, члена Военного Совета, веденный им с 1 октября 1858 по 31 марта 1864 года". СПб, РНБ... (Приобретен у Г. Д. Душина; шифр Ир 40/г-7/1. Цитируется по копии, хранящейся у автора статьи). Пояснения, взятые в скобки, сделаны автором статьи.
3. Госархив Тверской области. Ф. 1016... On. 1... Ед. хр. 86... Л. 1...
4. Русский провинциальный некрополь. М., 1914... Т. 1... С. 522. "Манзей Николай Николаевич, полковник. Ум. 12 мая 1889 г., на 61 году. Похоронен в с. Березки, Вышневолоцкого уезда."
5. Там же. "Манзей Константин Николаевич, генерал от кавалерии. Ум. 4 января 1905 г., 84 лет. Похоронен в с. Березки, Вышневолоцкого уезда."
6. Сенатские ведомости. 1889. №21. 12 марта. Именной указ, данный Правительствующему Сенату: "Снисходя на всеподданнейшее прошение нашего генерал-адъютанта, генерала от кавалерии Константина Манзея, Всемилостивейше дозволяем внучатому племяннику его Сергею Волкову присоединить к своей фамилии фамилию и герб Манзеев и именоваться, с нисходящим потомством, Волковым-Манзеем... Правительствующий Сенат к исполнению сего не оставит сделать распоряжение. Николай."
7. В архиве автора статьи хранится копия свидетельства о крещении Сергея Михайловича Волкова: "По указу Его Императорского Величества от С.-петербургской духовной консистории дано сие свидетельство о том, что в метрической 1896 г. книге СПб Исаакиевского кафедрального собора, под № 12-м - показано: "тысяча восемьсот девяносто шестого года января двенадцатого родился и двадцать седьмого крещен Сергий. Родители его: камергер двора Его Императорского Величества действительный статский советник Михаил Сергеевич Волков и законная жена его София Николаевна, оба православные и первобрачные... Восприемники: командир гвардейского корпуса генерал-адъютант, генерал от кавалерии Константин Николаевич Манзей и вдова полковника гвардии Александра Ивановна Манзей. Гербовый сбор уплачен июля 13 дня 1906 г."
Свидетельство выдано Вышневолоцким Нотариальным отделом, находящимся по Никольскому переулку в доме Пантюшкина, гражданину Сергею Михайловичу Волкову-Манзею, проживающему в гор. Волочке, по Новгородской улице в доме Вальковского... Копия выдана 24 сентября 1918 г.
С 1918 по 1931 г. с перерывами С. М. Волков жил в Вышнем Волочке и преподавал немецкий язык в школе - девятилетке № 1. Среди его учеников был знаменитый ученый, академик Борис Сергеевич Соколов, президент Российского палеонтологического общества.