Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Из истории села Березки
Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №3, стр. 14-20
 
Фаина Борисовна Соловьёва
   
Научный сотрудник
Вышневолоцкого филиала
Тверского объеденненого музея.
   
Из истории села Березки

Деревня Берёзки – одно из красивейших мест Вышневолоцкого края. Бывшее село Подольской волости расположено оно на высоком берегу озера Клин при слиянии его с озером Имоложье. Название своё получило "очевидно, от обилия росшего кругом берёзового леса, какового и в настоящее время как в самом селе, так особенно в окружающих село полях – достаточно".
Так писал о нём в "Летописи церкви села Берёзки Вышневолоцкого уезда" священник Николай Андреевич Синицын. "Летопись" состоит из вступления, названного "Историко-археологические сведения о церкви села Берёзки Тверской епархии Вышневолоцкого уезда. 1898 года" и записей основных событий по годам с 1898 г. по 1928 г. (несколько лет пропущено). Рукопись эта была любезно предоставлена Вышневолоцкому краеведческому музею дочерью Синицына Екатериной Николаевной, в замужестве Троицкой. Она же подарила и фотографию своего отца на фоне дачи В.А. Беклемишева в Берёзках.

Земля эта, входившая в состав Великого Новгорода, богата археологическими памятниками, изучением которых занимались ещё князь П.А. Путятин, князь А.А. Ширинский-Шихматов, И.А. Тихомиров, Н.К. Рерих и др. Даже священник Н. А. Синицын приложил к этому руку. В "Летописи" он пишет: "Близ дороги, ведущей из села Берёзки в д. Глуби на берегу озера Клин есть курган (в настоящее время разрыт, в этом кургане, говорят, была масса костей. Летом 1896 года я почти случайно нашёл в нём каменный молоток (привязной) и, ощупывая заступом одну сторону кургана, натолкнулся на кости, покрытые землею только на четверть аршина, и когда я осторожно стал снимать этот слой* то обнаружил три полных человеческих скелета, которые лежали на боку, лицом к центру кургана и лежали не рядом, а второй скелет опирался головою в ноги первого, а третий тоже самое – в ноги второго. Тут же найден битый горшок с пеплом". Курганы, селища, обнаруженные в этих местах, современные археологи датируют рубежом I и II тыс. н.э., а неолитические стоянки, две из которых находятся в нескольких сотнях метров от Берёзок, относятся к IV-III тыс. до н.э.
В Берёзках было две церкви: одна каменная в самом селе, а другая деревянная на "новом" кладбище "в 1/4 версты". Каменная – во имя Владимирской Божьей Матери с приделами в честь Святителя и Чудотворца Николая и Великомученика Дмитрия Мироточивого -построена была в 1761 г. местным помещиком подполковником Иваном Ивановичем Кутузовым, умершим 20 января 1765 года в возрасте 67 лет, о чём говорила надпись на медной доске, висевшей на правой стене главного придела. Ниже было написано более мелким шрифтом: "Здесь же положено тело и супруги его Анны Семеновны, которая жила 82 года преставися декабря на 20 число 1765 года". Церковь имела один купол, была покрашена белой краской и крыта железом.
Деревянная церковь в честь Успения Божьей Матери "об одном куполе" построена на средства вышневолоцкого купца Михаила Алексеевича Заворовского в 1870 г. В плане имела форму креста, была покрашена жёлтой краской и крыта также железом.
При обеих церквях колокольни стояли не отдельно, а над входами в церковь, на каждой – по шесть колоколов. В каменной церкви иконостас был в 2 яруса с крестом наверху, в деревянной – в 1 ярус, "живопись везде хорошая". "Между иконами" особенно почиталась Владимирская икона Божьей Матери, "как древняя".
Близ каменной церкви были погребены члены родов господ Вындомских, Манзей, Волковых, Языковых. Среди них: Логин Михайлович Манзей, статский советник, директор Вышневолоцкой конторы водяной коммуникации, умерший 17 декабря 1803 г. в возрасте 63 лет; его сын – Николай Логинович Манзей (1784-1862)-генерал, гусар, близкий знакомый А.С. Пушкина, участник Отечественной войны 1812 года, отличившийся в сражениях под Вязьмой, у реки Березины, при взятии Парижа. 4 января 1905г. в Москве умер Генерал от Кавалерии Константин Николаевич Манзей и был погребён в фамильном склепе "с южной стороны храма у самой стены". К.Н. Манзей был флигель-адъютантом, генерал-лейтенантом, командиром 7-й кавалерийской дивизии. С ней он участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. За боевое отличие был награжден орденом Белого Орла и золотым оружием. Позже командовал гвардейским корпусом. В юности служил адъютантом при наследнике престола великом князе Александре Николаевиче, будущем императоре Александре II, был знаком с М.Ю. Лермонтовым, входил в "Кружок шестнадцати". Военный историк, он написал "Историю лейб-гвардии гусарского Его Величества полка" (1859 г.).
Ни церквей, ни этого кладбища в Берёзках уже нет. На холме осталось только несколько памятников и одна гранитная плита с надписью: "под сим камнем погребён надворный советник Илья Иванов сын Языков преставился в 1786 году октября 31 дня от рождения своего на 60 году".
А когда-то сам Иоанн Кронштадтский, причисленный на Соборе Русской православной церкви в 1990 г. к лику святых, дважды служил Божественную литургию в Берёзкинской церкви.
Протоиерей Андреевского собора в Кронштадте Иоанн Ильич Сергиев (1829-1908 гг.) был одним из самых знаменитых людей России на рубеже XIX-XX вв., прославившийся своей праведной жизнью, проповедями, помощью бедным. Проводимые им богослужения резко отличались от служб в большинстве церквей; проповеди со страстными призывами к милосердию и благотворительности, готовность в любой день и час принимать людей, исповедовать, причащать, помочь материально привлекали тысячи страждущих – не только кронштадцев, но и петербуржцев, а затем и жителей других городов и сёл. С просьбами о его молитве к нему шли письма со всей России, из Европы, Индии и Америки. "Когда отец Иоанн молился, чувствовалось, что он говорит с Богом, как бы воочию Его перед собой видя. Он требовал, умолял, упрашивал... Надо было видеть отца Иоанна за литургиею в алтаре, чтобы понять, как осязательны были для него те тайны, в которые мы верим так холодно и косно", – писал его современник и биограф священник И. Орнатский. – "На него смотрели, как на вселение живой благодати Христовой, и искали случая только прикоснуться к нему".
В июне 1896 г. отцом Иоанном Кронштадтским была прислана в Берёзкинскую церковь Иверская икона Божьей Матери с "собственноручным его письмом, каковое и хранится прибитым к задней стороне иконы. Князь Андрей Александрович Ширинский-Шихматов заказал для неё прекрасный киот".Так написано в "Летописи" священником Синицыным, а далее он описывает посещение Берёзок отцом Иоанном, который часто предпринимал "поездки по городам с несметным количеством встречающих и провожающих".
Впервые о. Иоанн Кронштадтский приехал на станцию Заречье 4 февраля 1899 г. почтовым поездом из С.-Петербурга. На станции его встречали о. Синицын, князь А. А. Ширинский-Шихматов и князь Нил Сергеевич Путятин. В то же утро в церкви села Берёзки он служил Божественную литургию "в сослужении восьми священников при трёх диаконах и пви пении вышневолоцких соборных певчих. Народа было так много, что храм не вмещал в себя всех прибывших, а большая часть народа стояла в церковной ограде и близ неё". Во время обеда в имении князя Ширинского-Шихматова он сказал "глубокую по чувству речь о важности и величии священнического служения; эту речь он сказал в графофон, который и воспроизвёл её с малейшими оттенками дикции".
Во второй раз имение Ширинского-Шихматова "Островки" отец Иоанн Кронштадтский посетил 8 августа 1906 г., уже перенеся тяжёлую болезнь. В Берёзкинской церкви он отслужил "утреню и Литургию", посетил училище в Берёзках, "прослушал несколько песнопений (церковных) местного хора, посетил квартиру священника, затем отбыл в имение А.И. Манзей "Боровно", где принял радушное угощение и довольно долго гулял по прекрасному парку".
По всей видимости, приезд в наши края Иоанна Кронштадтского был вызван его близким знакомством с А.А. Ширинским-Шихматовым, имение которого "Островки" находилось как раз на дороге со станции Заречье (позднее "Академическая") в Берёзки и Боровно. Князь, Андрей Александрович Ширинский-Шихматов (1868-1927) был известным археологом (раскопки Федовского могильника и др.), знаменитым охотником, автором книг "По медвежьим следам", "В свободную минуту", "Медведь и медвежья охота", составителем "Альбома пород северных собак (лаек)", собирателем старых икон.
"Летопись", написанная Синицыным, содержит также записи о посещении Берёзок тверскими архиепископами Дмитрием, Антонием, тверским губернатором князем Николаем Дмитриевичем Голицыным, "осмотревшим школу, ремесленные классы и амбулаторию". Последние записи говорят о посещении Берёзок 8 октября 1920 г. преосвященнейшим Серафимом, епископом Тверским и Кашинским, который гостил уже у Н.А. Синицына, а не в "Островках", о смерти в Москве кн. Ширинского-Шихматова 2 февраля 1927 г. и о кражах церковного имущества. К сожалению, отец Синицын ничего не пишет о художниках и других известных людях, снимавших здесь дачи. Но его записи содержат много иных, часто уникальных сведений.
В начале XIX в. село Берёзки согласно "Ведомости дворянских имений", принадлежало помещице Матрене Вындомской подпоручице Дарье Измайловой, прапорщице Марье Костеровой и майору князю Афанасию Мещерскому и насчитывало 54 "души мужского полу по ревизии". Но позднее Берёзки перешли в собственность к Манзеям, чьё родовое гнездо находилось рядом - в Боровно. Последними хозяевами имения были Александра Ивановна Манзей и ее дочь - Софья Николаевна Манзей, мужем которой был егермейстер Высочайшего Двора Михаил Сергеевич Волков. Он скончался в Ницце 11 февраля 1900 г. в возрасте 49 лет. Тело его было привезено в Берёзки и похоронено при Владимирской церкви 24 апреля, "покойный отличался ревностию к просвящению народа и широкою благотворительностью". Сама С.Н. Манзей-Волкова умерла в блокадном Ленинграде в 1942 г., пережив на несколько месяцев своего сына Сергея Михайловича – последнего представителя рода Манзей – выходцев из Шотландии.
Согласно "Сборнику статистических сведений о Тверской губернии" начальная школа в с. Берёзки была открыта в 1881 г. и содержалась на средства Николая Николаевича Манзей. Располагалась она в собственном доме, имела одну комнату, на каждого ученика приходилось 2,1 кв. аршина пола и 6,82 куб. аршина воздуха. Преподавала учительница, окончившая гимназию, дворянка, получавшая в год 300 рублей, жила на отдельной квартире. В школе было 5 учебников и 10 книг для чтения. В 1886/87-м учебном году школу посещали 27 мальчиков и 8 девочек. Девочки обучались рукоделию. Для учеников из дальних деревень был приют.
6 декабря 1894 г. в с. Берёзки была открыта школа ведения Министерства финансов – в память младенца Николая (сына М.С. Волкова). Дом для этой школы арендовал у церкви М.С. Волков, он же и содержал школу на свои средства. При школе имелся "прекрасный хор певчих, управляемый учителем". "Березкинская школа снабжена всеми учебными пособиями в избытке. Жалование как учащие, так равно и большие певчие получают от г. Волкова. Учащие имеют готовые квартиры, освещение и отопление. Помещение школы прекрасное".
При школе имелись ремесленные классы, куда принимались мальчики после окончания курса в школе, они обучались столярному и сапожному ремёслам. Жили мальчики-ремесленники в общежитии при школе, "содержание, одежда и обувь ремесленникам от того же г. Волкова".
В сапожной мастерской были две швейные машинки, на которых ученики точали "недлинные охотничьи сапоги", хромовые кавалерийские сапоги, мужские штиблеты из мягкой хромовой кожи и башмаки "простого товара". Из кожи, получаемой из Вышнего Волочка, за год изготавливали изделий на 2 тыс. рублей.
Столярная мастерская выпускала художественную мебель. В докладной записке Вышневолоцкому уездному земскому собранию, представленной в сентябре 1909 г., художник Берёзкинской столярно-сапожной мастерской Петр Иванович Субботин предложил выработать программу "систематического обучения учеников". При поступлении ученика в школу он должен первый год заниматься в столярной мастерской и два дня в неделю посещать уроки рисования и черчения. "На второй год его нужно ставить резать резьбу, тоже два дня в неделю, включая сюда рисунок и чертёж". А последние два года он должен три дня уделять "на рисунок, сочинение рисунков, на резьбу, раскрашивание своих вещей" и прослушать краткий курс истории прикладного искусства всех стилей. В то же время Субботин предлагает делать вещи "русского стиля", т.к., во-первых, сам является "поклонником национального творчества" и, во-вторых, "все рынки переполнены мебелью иностранного стиля," "эти вещи дороги", "не особенно удобны" и "публика неохотно их покупает". Перед своей мастерской он ставит следующие цели: "вещи должны быть первой необходимости, красивые, удобные, прочные и дешёвые". Некоторые образцы мебели из этой мастерской (стол, зеркало, кровать) хранятся в Вышневолоцком краеведческом музее. Уверена, что ещё многие изделия Берёзкинской столярно-кустарной художественной мастерской стоят в домах Вышневолоцкого района.
Согласно "Летописи церкви села Берёзки" в 1904 г. "в трёх училищах прихода обучалось мальчиков и девочек 146 человек", а с сентября 1908г. "открыто в с. Берёзки двухклассное Министерское училище".
К сожалению, НА. Синицын ничего не пишет об открытии фельдшерского пункта в Берёзках, но в записи за 1901 г. он упоминает о посещении тверским архиепископом Дмитрием амбулатории. В статье "Лекарский помощник" Ю.Г. Епатко пишет, что она была построена на средства С.Н. Волковой в начале нашего века. Рядом находился дом её заведующего, которым стал фельдшер Исидор Романович Щасный, проработавший здесь более 20 лет. Его сменил врач Соколов Сергей Борисович, сын которого Борис Сергеевич Соколов, член Президиума Российской Академии наук, Президент Российского палеонтологического общества, в 1985 купил дачу в Берёзках и каждое лето приезжает в родные места.
Берёзки находятся недалеко от станции Академической посёлка Заречье. Именно отсюда шла раньше дорога с поезда на "Академическую дачу" – через имение князя Ширинского-Шихматова, деревню Лялино и ещё две деревни. Поэтому-то значительную часть дач, построенных С.Н. Волковой в Берёзках, снимали художники.
Ректор Петербургской Академии художеств скульптор В.А. Беклемишев с семьей занимал "большую белую дачу", у него часто жил И.И. Бродский, любимый ученик И.Е. Репина, которого он называл "Рафаэлем XX века".
"Прекрасная семья, чудная дача. Бродский занимал домик в саду. Сам Беклемишев - большой, стройный, красивый, с гривой чёрных волос. Его жена – необычайно культурная, две хорошеньких дочки-подростки и сын – студент, красивый, как и вся семья". Здесь Бродский написал множество этюдов, два портрета жены Л.М. Гофман (1908, 1913 гг.) и др.
Екатерина Ивановна Беклемишева основала летом 1909 г. в Берёзках школу-мастерскую кустарных вышивок. В ученицы принимались девочки не моложе 12-13 лет, число учениц колебалось от 10 до 25 человек. Для мастерской был нанят крестьянский дом, приглашены художники для составления рисунков, заведующей стала местная учительница. Мелкие работы выполняли дома, крупные – в мастерской; ученицы во время работы получали хлеб, чай и молоко с баранками.
Ряд лет снимали дачу в Берёзках Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи, с ними был и их младший сын Святослав. Интересуясь древностями, они занимались здесь археологическими исследованиями.
Н.К. Рерихом в 1903 г. было открыто и описано городище (42,5x35 м) у д. Лялино, находившееся на противоположном от Берёзок берегу озера Клин. Площадка городища защищена двумя мощными валами и двумя глубокими рвами.
Лето 1910 и 1911 гг. урывками и лето 1912 г. полностью провёл на даче в Берёзках М.В. Нестеров. Здесь он написал портрет В.А. Беклемишева и 20 этюдов к "Христианам". Дачи эти после революции были проданы на вывоз.
Это только некоторые сведения из многовековой истории Берёзок.
А сколько мы ещё не знаем?!

Литература:

1. ПСРЛ, т.Х-XV, Московский летописный свод конца XV века. Изд-во АН СССР, 1949.
2. Рукопись "Летопись церкви села Берёзки Вышневолоцкого уезда", сост. свящ. Синицыным (не опубликована).
3. Записки отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества, т.VII, вып.1, 1905 г.
4. Рукопись "Путеводитель по памятникам истории и культуры. Материалы к археологической карте территории бывшего Вышневолоцкого уезда", сост. Репманом А.Х. (не опубликована).
5. Орнатский И. Житие и труды приснопамятного протоиерея праведника отца Иоанна Кронштадтского // Жития и творения русских святых М. Изд-во "Современник" - Донской монастырь, 1993.
6. Лукашевский Е.Кронштадтский проповедник // Журн. "Наука и религия", № 5, 1990.
7. Стрижёв А. Охотник-натуралист А.А. Ширинский-Шихматов // журн. "Охота и охотничье хозяйство", № 6, 1984.
8. Рукопись "Ведомость дворянских имений Тверской губернии в Вышневолоцком уезде лежащих, по порядку их владельцев, с показанием статьи, к коей они по рекрутской повинности принадлежат", не ранее 1805 г. (хранится в Вышневолоцком краеведческом) музее КОФТ 09 (не опубликована).
9. Сборник статистических сведений о Тверской губернии, т. III. Вышневолоцкий уезд. Издание Тверского губернского земства. Тверь, 1889.
10. Постановления Вышневолоцкого очередного уездного земского собрания 26-30 сентября 1909 г. Тверь.
11. Егорова Е. Школа кустарного производства Е.И. Беклемишевой // Журн. "Искусство и жизнь", № 4, 1916.
12. Епатко Ю. Лекарский помощник // Газета "Вышневолоцкая правда", № 45, 19 марта 1991 г.
13. Памяти И.И. Бродского. Воспоминания. Документы. Письма. Л., 1959.