Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Краеведение у истоков российской культуры
Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №9, стр. 75-88
 

Соловьёва Фаина Борисовна

   
(31.03.1954-август 2008) – учредитель и член Совета Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, сотрудник Вышневолоцкого краеведческого музея, экскурсовод.

 

Вышневолоцкий уезд
в творчестве художника И.И. Бродского

Исаак Израилевич Бродский – ровесник Академической дачи. Он родился в 1884 году в селе Софиевке бывшей Таврической губернии, недалеко от города Бердянска, в семье мелкого торговца. Склонность к рисованию проявилась у него с пяти лет. А в двенадцать лет он поступил учиться в рисовальную школу Общества изящных искусств, реорганизованную в 1899 году в Одесское художественное училище – одно из лучших в России.
В одесский период исключительную роль в его становлении как художника сыграли педагоги Г. А. Ладыженский и К. К. Костанди. Ладыженский научил его смешивать краски, составлять тона. Костанди привил Бродскому привычку писать по памяти. Следуя его совету «рисовать глазами», «всегда смотреть и запоминать»,
1 Бродский настолько укрепил свою зрительную память, что мог легко воссоздать без натуры сложный, давно увиденный пейзаж.
Уже в этот период проявились главные черты в его характере и отношении к искусству – настойчивость и упорство в достижении цели, стремление доводить начатую работу до конца. О его системе работы, «граничащей с самоистязанием», скульптор Я. А. Троупянский вспоминал: «Он никогда не ложился спать раньше 2–3 часов ночи. Иногда я видел, что он спит, не раздеваясь, с карандашом в руке. Единственным отдыхом для него была музыка».
2
По окончании в мае 1902 года Одесского художественного училища с медалью Бродский 21 декабря без экзаменов был зачислен в Академию художеств. Подготовительный класс он прошёл за три месяца, успев выполнить все годовые задания. Таким образом, в середине года Бродский получил право перейти из классов в мастерскую профессора-руководителя.
Исаак Израилевич твердо решил, что он пойдёт учиться только к Репину. Поступить в его мастерскую было трудно, так как желающих учиться у великого художника было много. Мастерская Репина, и так самая большая в Академии, была переполнена, прием был давно закончен, и Репин отказал Бродскому. Однако тот не смирился и на лестнице его квартиры стал умолять «разрешить работать в любом уголке».
3 Видя такую настойчивость, Репин не смог отказать юному ученику, предложив самому искать место и добавив не очень приветливо: «Если вы можете работать при таких условиях, то начинайте».4
Однако вскоре своим трудолюбием Бродский завоевал симпатии учителя. Он приходил в мастерскую раньше всех и оставался до позднего часа, и Репин стал охотно с ним заниматься. В письмах к родным Бродский даже писал, что «готов плакать от придирок Репина», который задерживался у его работ дольше, чем у других.
У Репина училось много художников, но Бродский, без сомнения, был одним из его любимых учеников. Илья Ефимович внимательно следил за его успехами, заботился о нем, содействовал получению стипендии Общества поощрения художников. С годами их общение переросло в большую дружбу, длившуюся до самой смерти гениального русского художника. Сохранились воспоминания о том, что Репин на выставках всегда останавливался перед работами Бродского, складывал руки на груди и грудным характерным репинским голосом произносил: «Как хорошо, как хорошо! Если бы я имел деньги и собирал картины, я обязательно купил бы...» И Бродский всегда при этом смущался.
5

Позднее в автомонографии Бродский писал: «Достоинство Репина как педагога заключалось в том, что он на деле показывал, как надо работать. Он так же, как и Ладыженский, брал кисть и палитру и на уроке показывал ученикам, как нужно писать. Эти минуты, когда Репин брал кисть, были особенно значительными; все бросали работу и смотрели, что делает Репин. Такие случаи бывали не часто, так как Репин приходил в мастерскую редко и бывал в ней часа полтора.два. Таким образом, каждому из нас он уделял не более пяти – десяти минут. И всё же мы считали за большую честь учиться у Репина. Репинское обаяние, сознание того, что придёт гениальный художник, поднимали нас всех, и эти минуты пребывания гения в мастерской давали нам огромную зарядку».
6
Академик живописи Г.Н. Горелов в статье, посвященной памяти Бродского, вспоминал о системе работы Репина с учениками. Профессор И. Е. Репин приезжал в Академию на занятия «аккуратно» раз в неделю из Куоккалы каждый понедельник. С 10 до 12 часов он руководил этюдами с натуры, с 1 до 3 – портретом, с 4 до 5 в чайной при мастерской проводил «собеседование», а с 5 до 7 – занятия по рисунку и только потом возвращался к себе в Куоккалу. У Репина было 70 учеников, и он один вел и рисунок, и живопись, и композицию.
7
Будучи преподавателем Академии художеств Илья Ефимович Репин неоднократно бывал на Академической даче. Известно, что в 1898 году он даже написал этюд «На Академической даче», который находится сейчас в Русском музее. Илья Ефимович постоянно заботился об этом приюте художников. И когда в 1904 году дача была закрыта «по случаю военного времени», Репин выступил в ее защиту, написав в Совет Академии, что «может благополучно быть использованным это благодетельное заведение». В результате в 1907 году Академическая дача вновь была открыта, а осенняя выставка работ ее пансионеров имела большой успех.
В это время меняется сам характер Академической дачи. Новый ректор Академии художеств Владимир Александрович Беклемишев пишет в Собрание Академии: «Пора бросить взгляд на дачу как на учреждение благотворительное, куда посылаются, главным образом, люди больные и неимущие: дача должна быть предоставлена для учеников талантливых и работоспособных, зарекомендовавших себя серьёзным отношением к искусству».
8 Сюда начинают приезжать самые способные студенты Академии: И.И .Бродский, А.Е. Яковлев и другие.
Впервые на Академическую дачу И.И. Бродский приехал в 1907 году. Здесь он оказался в одной комнате с В. Беляшиным. В воспоминаниях о Бродском художник М. И. Курилко впоследствии написал: «Академическая дача. Ватага учеников Академии художеств. Это те, кому некуда было поехать на каникулы, не имеющие более или менее обеспеченных родителей или меценатов, которые пригласили бы их на лето. Народ неуравновешенный, способный на всякие выходки. Среди них Василий Беляшин, тогда еще молодой, не ужившийся ни в одной мастерской и ничем еще не показавший своих недюжинных способностей, могущий и не в меру выпить и поскандалить, – типичная московская богема. Никто не решался поселиться с ним в одной комнате, а Бродский, щупленький, тихий, решился. «Почему? Он же талантлив» – вот и всё, что сказал Бродский».
10
По мнению критиков, сделанные Бродским за его первое лето на Академической даче этюды подытожили искания предыдущих лет и определили его дальнейшее развитие. Они поразили всех своей законченностью, своеобразием почерка, четкостью рисунка. Сам И.И. Бродский писал 18 сентября 1907 года своему одесскому учителю К.К. Костанди: «...этюды последнего лета большие, есть двухаршинные, писаны по 5 – 7 сеансов, очень выписаны, вообще, это лето я отнесся очень серьезно к этюдам, в следующем году я, вероятно, их выставлю на Южно-Русской выставке».
11
Сквозь ветви

Среди всех работ этого периода особенно выделяется этюд «Сквозь ветви». Художник Б. Щербаков называет его самым поэтичным в творчестве Бродского, свидетельствующим о зрелом мастерстве и той музыкальности, которая станет одной из характерных черт его пейзажной живописи.12

Академическая дача

Вот как описывает этот этюд биограф художника искусствовед И.А. Бродский: «Сквозь прихотливый узор обнаженных веток и черных стволов деревьев видна широкая гладь озера, подернутого мелкой рябью, и на противоположном берегу – спускающиеся по косогору избы. Проработанный рисунок, любовная передача деталей пейзажа сочетается с общей живописностью всей композиции, ее светлым мажорным звучанием. Весь пейзаж проникнут глубокой музыкальностью, рожденной живой близостью к родной природе».13
Обращает особое внимание на этот этюд и искусствовед С.М. Иваницкий во вступительной статье к альбому Бродского: «В картине «Сквозь ветви» художник совместил два пространственных плана, фронтально развернув их перед зрителем. Благодаря фиксированию взгляда зрителя на первом плане – кружевных древесных стволов и веток – дальний кажется особенно притягательным безбрежьем своих привольных просторов. Послушный воле художника зритель любуется каллиграфической четкостью прихотливого узора ветвей, игрой света и тени на прибрежной полоске земли. Пейзаж рождает не лишенное романтической окрашенности желание вырваться за пределы пространства картины».
14
Такое внимание специалистов к простому, казалось бы, сюжету особенно приятно краеведам, так как пейзаж явно узнаваем. Этюд написан с высокого берега на самой территории дачи, а деревня на другом берегу озера – это Кишарино.
Другой этюд, написанный здесь же, так и называется «Академическая дача». На нем изображен давно уже сгоревший двухэтажный дом с флигелем, местоположение которого хорошо известно благодаря картине А.Е. Яковлева «Групповой портрет студентов Академии художеств», написанный в 1912 году.
15 Этюд написан в яркий, солнечный день, и в нем использован излюбленный композиционный прием молодого художника – изображение на первом плане ажурного переплетения тонких ветвей, сквозь которые просматривается небо, дома или водная гладь, как в предыдущем этюде. Еще в студенческие годы Бродский выработал стиль, названный им «ажур». Он всегда бережно относился к своим открытиям, всячески стараясь совершенствовать найденные приемы.16 В данном этюде стиль «ажур» проявляется не только в изображении ветвей и листьев, но и их теней.

Старая церковь

Совсем в ином стиле написан этюд «Старые лодки». Здесь только один план, нет ажурных ветвей, лодки даны крупно прямо перед зрителем. В беседе с автором монографии И.А. Бродским художник вспоминал: «Я был просто влюблен в эти старые, заросшие мхом лодки, лежащие на траве недалеко от озера. Они казались мне почти живыми существами, изображая их, мне не хотелось пропустить ни одной подробности. Я стремился к полной законченности этюда и прекратил работу только тогда, когда почувствовал, что исчерпал уже все, что давала натура. «Лодки» обогатили меня больше других этюдов. Я никогда не стеснялся усидчивого труда и презирал живописные нашлепки за бесцеремонное отношение к природе».17
И.И. Бродский жил в это лето не только на Академической даче, но и в Березках на даче Беклемишевых, где, по его воспоминаниям, «провел два летних месяца»18. Село Берёзки располагалось недалеко от дороги, которая вела с железнодорожной станции Заречье (Академическая) на Академическую дачу. Принадлежало оно помещикам Манзей, чье родовое имение Боровно находилось в двух верстах. В начале XX века в Березках были построены дачи, которые С.Н. Манзей-Волкова сдавала летом, в основном художникам. В разное время здесь жили Н.К. Рерих, М.В. Нестеров, с 1907 года «большую белую дачу» занимал с семьей ректор Академии художеств скульптор В. А. Беклемишев.
Здесь Бродский написал этюд с изображением церкви Владимирской Божией Матери, репродуцируемый под названием «Старая церковь (В Тверской губернии)». Сравнение этого этюда с этюдами храма в Березках, написанными Н. В. Розановым и Е. И. Столицей и подаренными березкинскому фельдшеру И. Р. Щасному (в настоящее время хранятся в Эрмитаже), не оставляют никаких сомнений, что и подтвердил старший научный сотрудник Русского музея Ю. Г. Епатко19. Церковь эта была взорвана в 1935 году, но сохранилось ее описание, сделанное священником Н.А. Синицыным в 1898 году: «Каменная об одном куполе, крашена белою краскою, крыта железом... План каменной – форма корабля». Церковь была «окончена строением и освящена» в декабре 1761 года. Храм стоял на высоком холме, вокруг было кладбище, где похоронены члены родов господ Вындомских, Манзей, Волковых, Языковых.
Работа на Академической даче значительно способствовала развитию пейзажного дарования Бродского. Уходит расплывчатость форм, пестрота красок ранних этюдов. Колорит становится сдержаннее, гармоничнее, художник постигает «прелесть серого тона, серебристых красок северного пейзажа».
22 Один из этюдов так и называется «Серый день (Пейзаж с лошадками)».
Совет Академии художеств отметил похвалой летние этюды Бродского и рекомендовал представить их в Общество поощрения художеств для присуждения стипендии, которую Исаак Израилевич и получил, что давало ему возможность работать, не думая о заработке.

Следующий учебный год должен был стать для Бродского последним в Академии, 5 декабря он «вышел на конкурс». В 1907 году Репин практически прекратил свою педагогическую деятельность в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств. И хотя он согласился «довести своих учеников до конкурса», фактически они работали без руководства. За все время работы Бродского над конкурсной картиной Репин посетил его мастерскую всего один раз. Отсутствие учителя в столь важный период, конечно, не могло не сказаться отрицательно.

На берегу озера

Наложили свой тяжелый отпечаток и годы реакции, наступившей после революции 1905 года. Бродский вместе с другими академистами принял в ней самое активное участие. 9 января Исаак Израилевич сам едва не оказался жертвой расправы казаков, в 1906 году написал картину «Красные похороны», активно сотрудничал в революционных сатирических журналах. Разгром революции вызвал определённую депрессию в его настроении, такое же состояние было и в обществе. В результате Бродский представил в Совет Академии в качестве программной работы эскиз картины «Тишина», на которой изобразил самого себя в гробу. Картина эта не сохранилась, она была украдена с академической выставки 1908 года. Настроение Бродского тем временем меняется, и он задумывает большое полотно «Тёплый день», «полное жизни и солнца», – ранняя осень, аллея большого парка, беспечно играющая детвора.
Картина получилась не совсем удачной – более ста фигур, чрезмерно детализованный рисунок, мутный розоватый общий тон. Сам Бродский позднее так объяснял свою неудачу: «Трудность заключалась в том, что мне приходилось заканчивать картину поздней осенью, когда уже нельзя было проверить солнечные эффекты и воздушные рефлексы на натуре. От этого картина получилась замученной, многое было утрачено в колорите. Я ее «записал»23.
Однако художник Александр Бенуа уже в то время оценил эту работу иначе: «И его большая картина «Теплый день»... не что иное, как огромный рисунок почти орнаментального характера, в котором главный интерес заключен в хитросплетениях ветвей, в мозаике всюду рассеянных солнечных бликов, в разнообразии поз и групп. Но именно в этой определенности задач сказывается, что Бродский – настоящий художник».
24
Летом 1908 года И.И. Бродский вновь приезжал в Березки на дачу Беклемишева. Бывал он и на Академичке, о чем говорят такие этюды, как «На берегу озера», «Мстинское озеро». В это же время Бродский написал портрет жены на фоне пейзажа, о работе над которым он вспоминал в автомонографии: «В другое лето я поселился на даче в той же деревне, недалеко от имения Манзей-Волковой. Работая над этюдами, я часто бывал на берегу озера, где стояла скамейка у большого мраморного льва.
В год моего выпуска на конкурс я женился на Л. М. Гофман, портрет которой мне давно хотелось написать на фоне пейзажа. Здесь, на даче, у меня возникла идея сделать её портрет с натуры прямо на воздухе. Я взял большой саженный холст и, невзирая на комаров, которые сильно мешали работать, стал писать жену, позировавшую мне, сидя на скамейке. Через две недели портрет был готов, и я отвез его в свою академическую мастерскую для доработки».
25

Мстинское озеро

Портрет был написан в имении Боровно на берегу одноименного озера. В семейном альбоме Манзей-Волковых сохранилась фотография этой скамейки рядом со львом. На ней сидит сама С.Н.Волкова, рядом ее мать А. И. Манзей, на парапете сын Сергей, дальше – гости. Альбом этот находится сейчас в частном собрании искусствоведа Ю. Г. Епатко, как и фотография Лии Марковны Гофман, подаренная фельдшеру Щасному.
По мнению И.А. Бродского, в картине удачно сочетается «задумчивый мягкий пейзаж – широкие просторы озера, замкнутого дальним лесом и избами деревеньки» (деревня Сатыгино на другом от Боровно берегу озера), с изящной фигурой красивой молодой женщины, сидящей на скамейке возле мраморного (по другим сведениям гипсового) льва. Но, с другой стороны, он видит в сочетании простого русского пейзажа с деревенькой вдали и застывшего портрета нарядной молодой женщины «некоторую манерность», «намеренную изысканность».
27

Бродская на террасе

В своих воспоминаниях художник А.А. Рылов, ученик А.И. Куинджи, так же студентом бывавший на Академической даче, писал о Бродском: «На ученической выставке его летние этюды впервые зацепили мое внимание своими светлыми красками, бойкой кистью и мастихиновой техникой. Потом на конкурсной выставке в Академии в 1908 году ряд прекрасных работ Бродского прямо-таки захватил меня своей зрелостью, мастерством опытного, совсем нового для меня художника. Ученик Репина, но репинского в живописи Бродского совсем ничего нет. Непонятно, откуда он приобрел это мастерство, кто его научил?
Портрет его жены, красивой брюнетки в черном платье, сидящей возле мраморного льва на берегу озера, просто удивил меня. Это работа не ученическая. Фигура женщины, пейзаж с озером, подернутым легкой рябью, далекое небо, насыщенное светом тихого летнего дня, говорит о большом художнике с поэтической душой. Тогда же были выставлены другие работы, сделанные летом на Академической даче. Они написаны в той же манере, с тем же четким, подробным рисунком и колоритной светлой живописью».
28
Искусствовед С.М. Иваницкий пишет, что в этой картине «ощущается та особая умиротворенность, когда мечта о гармонии словно становится явью. По интенсивности лирического настроения это одно из самых заметных произведений русской живописи 1900-х годов».

На конкурс Бродский представил картину «Теплый день», портрет жены (ныне известный как «Л. М. Бродская на террасе»), около тридцати пейзажей, а также портреты артистов П. Самойлова и Н. Шаповаленко. Однако диплом и заграничную поездку ему присудили за портрет жены, оставленный в музее Академии художеств.
На вышневолоцкой земле был написан и еще один портрет Любови (Лии) Марковны Бродской. По воспоминаниям М.И.Курилко, произошло это в Березках, где И.И.Бродский занимал домик в саду на даче у Беклемишева: «Прекрасная семья, чудная дача... Сам Беклемишев – большой, стройный, красивый, с гривой черных волос. Его жена – необычайно культурная, две хорошеньких дочки- подростки и сын-студент, красивый, как и вся семья... Мне сразу стало ясно, что сын Беклемишева влюблен в жену Бродского и не только этого не скрывает, но всячески выказывает. Это было, конечно, не удивительно, настолько она была обаятельна, но я возревновал и забеспокоился, а что Бродский? Как бы это не повредило его творчеству», – подумалось мне. Но он, как всегда, внешне был спокоен, усердно работал и написал чудный портрет жены, в пестром платье, со спины, в массе зелени. Посмотрите его внимательно и загляните в душу великого художника, отраженную в этой картине, в его переживания в то время».
30
Воспоминания эти, конечно, интересные. Но портрет жены Бродского, о котором пишет Курилко, датируется 1913 годом. Екатерины Ивановны Беклемишевой, жены ректора

Портрет Л.М. Бродской

Академии, уже не было в живых, она умерла годом раньше. Да и сами воспоминания построены так, что вызывают некоторые сомнения. Выше Курилко вспоминает о Бродском на Академической даче, когда он поселился с Беляшиным. Это явно 1907 год, и далее по тексту: «Опять лето. Бродский женился на молодой очаровательной девушке, Любови Марковне Гофман, и жил на даче Беклемишева».31 Получается, что это 1908 год и другой портрет – у мраморного льва. Но есть картина, которая написана Бродским в 1913 году, и называется она «В Тверской губернии». Значит, в этом году Бродский работал у нас. Я думаю, вряд ли художник М.И. Курилко перепутал портреты жены Бродского, скорее всего он ошибся в хронологии.
Кстати, именно о портрете Л.М. Бродской 1913 года художник Б.Щербаков написал: «В смысле точности и тонкости рисунка этот профиль можно отнести к лучшим образцам русского искусства той эпохи».32
Дочь Любови Марковны и Исаака Израилевича народный художник Лидия Исааковна Бродская писала о своей матери: «Она была образованной, умной, красивой женщиной. Писала стихи, любила музыку, живопись, сама рисовала и писала красками, успешно работала в области декоративно-прикладного искусства (роспись по тканям), была членом Союза художников, близко знала многих известных писателей, артистов и художников, Любовь Марковна переписывалась с А.М. Горьким, он помогал ей советами в ее литературных трудах».33
Интересно отметить, что Л.И. Бродская вместе со своим мужем вице-президентом Академии художеств Ф.П. Решетниковым часто бывало на Академической даче и в ее окрестностях и даже купили дачу А.П.Бубнова в Малом Городке (рядом с Академичкой). Мне посчастливилось видеть их в 1980-е годы во время итоговых просмотров, устраиваемых в Доме творчества в конце каждого потока. Федор Павлович ходил вместе с комиссией, а Лидия Исааковна зашла в одну мастерскую, другую, третью, осталась недовольна и ушла к себе.
После октября 1917 года Бродский пишет картины на революционные темы, портреты вождей и крупных партийных, военных и государственных деятелей, литографии с которых «украшали» тысячи учреждений, клубов, красных уголков. Эти произведения относят сейчас к социалистическому реализму, одним из основоположников которого считают И.И. Бродского. Но в это же время он создает подлинные жемчужины пейзажного искусства, такие как «Аллея Летнего сада осенью»(1928 год), «Город ночью»(1929 год) или «Деревня зимой»(1930-е годы) с ее «брейгелевскими мотивами». По признанию самого художника, отличительные качества его манеры «сказывались главным образом в изображении пейзажа». А как пейзажист Исаак Израилевич Бродский родился на Академической даче.

Примечание
1. Бродский И. А. Исаак Израилевич Бродский. Статьи, письма, документы. Монография. М., 1956, с.10 – 11. (в
дальнейшем: Монография).
2. Троупянский Я. А. Несколько страничек об Исааке Бродском. Памяти И.И.Бродского. Л., 1959, с.33.
3. Монография, с. 14.
4. Там же.
5. Троупянский. Указ. соч., с.34.
6. Бродский И.И. Мой творческий путь. М–Л.,1940, с.12–13 (в дальнейшем: Автомонография, 1-е изд.).
7. Горелов Г. Н. О моем друге. Памяти И.И. Бродского. Указ. изд., с.41.
8. Романычева И. Г. Академическая дача. Л., 1975, с.32–33.
9. Там же, с.34.
10. Курилко М. И. Памяти друга. Памяти И.И.Бродского. Указ. изд., с.66.
11. Монография, с. 240.
12. Щербаков Б. Большой художник. – «Огонёк». – №25.
13. Монография. с. 28.
14. Бродский. Альбом. Вст. ст. С.М.Иваницкого. М., 1986, (в дальнейшем: Иваницкий).
15. Романычева. Указ. соч., с.30, 40.
16. Музей-квартира И. И. Бродского. Живопись, графика, скульптура XVIII–XX вв. Альбом-каталог. Вст. ст. И. Н. Баршевой. Л., 1989, с. 7.
17. Монография, с.29–30.
18. Романычева, с.28.
19. Епатко Ю. Г. Художники на Академической даче и в имении Волковых-Манзей в Берёзках. ВИКА, № 3. Вышний
Волочек, 1999. СЮ.
20. Летопись церкви села Березки Вышневолоцкого уезда, сост. священником НА.Синицыным. Фотокопия рукописи (не
опубликована). Вышневолоцкий краеведческий музей.
21. Соловьёва Ф.Б. Из истории села Березки. ВИКА, № 3. Вышний Волочек, 1999, с.15.
22. Монография, с. 30.
23. Там же, с. 32.
24. Исаак Израилевич Бродский. Альбом. Вст. ст. И. А. Бродского. Л., 1988, с. 40.
25. Бродский И. И. Мой творческий путь. Л., 1965, с.54–55.
26. Епатко. Указ соч., с.4–5. Илл. с. 46, 49.
27. Монография, с. 32, 34.
28. Там же, с. 34.
29. Иваницкий.
30. Курилко. Указ соч., с. 66.
31. Там же.
32. Щербаков. Указ соч.
33. Осипов Д. М. Лидия Бродская. Монография. М., 1976, с. 18.
34. Иваницкий.