Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №12, стр. 10-19 |
Детство |
Первое, что я помню из детства, это два молодых военных,
грудь которых украшают множество орденов и медалей, стоят на
кухне и о чем-то
громко беседуют. Я еще не понимаю, что один
из этих военных – мой родной отец, а другой – мой дядя, родной
брат моей матери. Я слышу, что в небе гудит самолет, и поэтому
думаю, что началась война и сейчас двое военных покинут наш
дом и уедут на фронт. Всё это происходит на втором этаже деревянного дома, стоящего на углу улиц Карла Маркса и 9 Января
в Вышнем Волочке. В этом же доме, в соседней квартире, проживал безногий инвалид, который ходит на костылях, и звали его
дядя Костя. Может быть, так твердо врезалось в мою память его
имя только потому, что он был моим тезкой да ходил на костылях. |
Следующее воспоминание, которое остро врезалось в память, это как меня в детском саду попросили сбегать домой и спросить у родителей, будут ли они фотографировать меня, так как в са- дик пришел фотограф. Я прибежал домой весь запыхавшийся и выпалил новость матери. Детский сад находился в следующем доме на Карла Маркса, поэтому мать взяла полуторагодовалого Гену и тети Клавину Надю, которой было два с половиной года. Эта фотография есть в семейном альбоме моей двоюродной сестры Нади. Работал отец в ЦСУ, и контора его располагалась на первом этаже здания с пожарной вышкой. Ходил он с работы пешком через горбатый мост у церкви, потом по каменным ступенькам спускался к каналу, переходил маленький мостик, и мимо шестой школы поднимался по крутому берегу, и выходил на улицу 9 Января. Мы, наблюдая из окна второго этажа, замечали его фигуру в военном кителе и офицерских брюках. Выбегали на улицу и неслись навстречу отцу. Тот сажал младшего моего брата на руку, а я забирался ему на шею, когда он приседал, и, вцепившись в его кучерявый чуб, ехал верхом до дверей нашей квартиры. Во время зарплаты отец всегда покупал нам цветные карандаши и блокно ты, каждому по комплекту. | ||
Отец и мать, фото 1944 г. |
По воскресеньям регулярно приходил к нам дедушка Иван, всё время с рюкзаком за плечами и огромной брезентовой сумкой. Доставал многочисленные банки со сметаной, свертки с творогом, огромные бидоны с молоком, свертки с рыбниками и пирогами. Внукам в подарок всегда приносил по сахарному цветному петушку. Продукты распределял между Ольгой Ивановной, моей матерью, и Федором Ивановичем, маминым братом. Сажал меня, голоштанного, на колени к себе и прижимался небритою щекой к моей щеке. Щеке моей было колко и невыразимо приятно от этого прикосновения деда Ивана. Я начинал смеяться и уворачиваться, а дед продолжал ласково покалывать меня своей небритой щекой. По приходу в город из деревни Обрадово дед после нас или до нас посещал парикмахерскую и, в зависимости от этого, приходил к нам заросшим седой щетиной или чисто выбритым и наодеколоненным. У деда была большая лысина, поэтому и голову он выбривал начисто так же, как и щеки с бородой и усами. |
Бабушка Марфута приходила к нам в город гораздо реже,
только по большим церковным
праздникам – в Пасху и Троицу.
Иногда мне удавалось увязаться
за нею, и я оказывался в церкви.
Мне очень нравилось церковное
пение и громкий и певучий голос
священника. А говорить, какую
радость мне приносила ложечка
причастия из огромной золоченой
церковной чаши и вкусные просвирки, было совсем ни к чему.
Поэтому, как только появлялась
бабушка Марфута у нас в квартире, я сразу же начинал ее упрашивать взять меня с собою в церковь.
Иногда это увенчивалось успехом, и я шествовал рядом с горбатой
бабушкой, что при ходьбе опиралась на самодельную палку.Иногда мы сами направлялись в гости в Обрадово. Чаще всего
отец выкатывал самодельную тележку, на которую сажали одного меня или с братом Геной, и отправлялись по трассе Ленинград – Москва до моста через Тверцу, а за мостом мы поворачивали на
тропинку или же еще по трассе шли до поворота на Обрадово и
Белый Омут. Тогда еще была не срыта Малая Лозовая гора и не
тронута была и Большая Лозовая гора. Иногда меня оставляли
на недельку-другую
в деревне, и я целыми днями гулял по берегу Тверцы, вдоль которой и стояли деревенские избы в один ряд.
Отец с матерью нагружали тележку мешком картошки и другими съестными припасами и уходили в город, толкая впереди
себя тележку или волоча ее сзади, если была она сильно перегружена. Колеса у тачки были большие, велосипедные, поэтому
двигать ее было легко и удобно. |
|
Костя с отцом, фото 1946 г. |
Ты же у меня мужчина! Будущий солдат! А солдаты должны строго соблюдать дисциплину и выполнять приказы беспрекословно! Понял? Ну вот и хорошо!» Каждый вечер под окнами больницы появлялись родители, и я мог свободно с ними разговаривать, открыв окно на втором этаже. Все передачи были запрещены. Но мой отец закинул мне спичечный коробок, в котором находилась прочная кордовая нитка. Я бросал спичечный коробок с ниткой вниз, а другой конец нитки прочно держал в руках. Отец привязывал гостинцы или игрушку к другому концу нитки, и я вытаскивал на второй этаж содержимое подарка. Коробок с ниткой я прятал под матрасом. Игрушки тоже, если появлялись в палате медсестра или врач. Всем этим премудростям научил меня отец. Когда же меня стали готовить к выписке, то я все игрушки в тряпичной сумке спустил на нитке родителям. Выписке из больницы я был несказанно рад.
В это время дядя Федя и тетя Клава перебрались в другую квартиру, которая находилась на берегу реки за мостом на «Авангарде». Отец в комнате выкрасил полы, и они горели удивительным
блеском, если солнышко заглядывало в окно или когда вечеромтемным загоралась электрическая лампочка. Красоваться в первозданном виде крашеным полам пришлось недолго. Я со своим братом Геной, который научился ходить уже с полгода, брали
венские стулья и клали их на пол так, что круглая спинка стула
была впереди на полу, а ножки сзади. На нижние ножки мы вставали ногами, а за верхние держась руками, производили качающие движения справа налево и слева направо. Стул постепенно полз вперед, оставляя на свежевыкрашенном полу неприглядные
широкие полосы. Увлеченные игрой, мы с братом не сразу заметили, что испортили весь пол своими «автомобилями». Что было
вечером, когда родители вернулись домой и обнаружили всё это
безобразие, нужно было просто присутствовать при этом. Мать,
не долго думая, вытащила прут из веника и начала нас по очереди этим прутом охаживать по голым ногам. После порки мы с
братом были поставлены в отдельные углы. Простояв в углу минут десять, я начал просить прощения, но мать мне заявила, что
пока прощения не попросит младший, я из угла выпущен тоже не
буду. Я стал упрашивать Гену, чтобы тот побыстрее попросил прощения, но брат уперся и не хотел виниться и просить помилования. Так матери и пришлось нас выпускать из углов через полтора
часа, не дождавшись от младшего просьбы о его прощении. Мне
до этого и после приходилось выстаивать в углу массу лишнего
времени из-за упрямства младшего брата.
Потом родители этой девочки уехали кудато и увезли мою первую любовь с собой. Ой как горько я плакал в тот день, спрятавшись в саду за кустами черной смородины! Я до сей поры помню эти самые горькие и самые светлые слезы. Я не понимал, что со мной происходит, но впервые в жизни мне расхотелось жить дальше на этом белом свете. Так невыносимо было это расставание. ...Помнится, что вся наша семья пришла на Троицу в Обрадово. Все взрослые вечером выпивали и беседовали за столом. Все ребятишки сидели за столом тоже. За столом зашел разговор о большой детской смертности, о недостатке детских врачей. Моя мама, без всякой задней мысли, вдруг сказала: «У всех умирают, а у меня живут, и хоть бы что». Баба Марфуша сразу же осадила мать: «Оля! Ужели тебе не страшно Бога? Что ты говоришь, несчастная? Хоть подумай своим умом!» Отец следом тоже пристыдил мать. Мне же материнские слова встали поперек горла, и я выскочил под стол и выбежал на улицу. Мне подумалась, что мать желает мне смерти. Обида застлала все мои глаза горькими слезами. Я сбежал под гору к реке, и, выйдя на плот, встал на колени, и стал просить речку: «Речка, возьми меня с собой! Больше я никому не нужен. Реченька, я прошу тебя, возьми меня!» Слезы душили меня, и я минут десять стоял на плоту в темноте и молил речку о том, чтобы она забрала меня с собой. Это теперь я понимаю, что я одушевлял нашу реку Тверцу и разговаривал с ней как с человеком. На это был свой резон: так как река быстро несла свои воды, то она с собой действительно могла меня взять. И тут я услышал в темноте голос матери: «Костя! Где ты? Иди домой!» Этот теплый материнский голос вернул меня к действительности, и я, забыв всю обиду мгновенно, бросился с плота в гору и подбежал к матери. Она взяла меня на руки. Крепко поцеловала и прижала к себе. Я еще всхлипывал, но уже был безмерно счастлив, что я нужен матери и она меня любит. Иначе зачем бы она пошла меня искать, а потом брать на руки и целовать?
|