Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №12стр. 115-119 |
Станислав Золотцев, |
||
О творчестве К. Рябенького |
Отрывок из книги «Над Волгой – воля русского стиха». Тверь, 2008. С. 13 – 17 |
От плеяды моих литературных сверстников, обозначившихся на поле поэзии к середине 70-х прошлого века, осталась буквально горстка. Иногда просматриваю сохранившийся у меня список участников 6-го Всесоюзного совещания молодых писателей, что состоялось в марте 1975 года (на нём-то, собственно, эта плеяда и была названа поимённо), и тяжко вздыхаю: из самых талантливых осталось всего ничего. Ни Коли Дмитриева, ни Гены Касмынина. Ни моих друзей-сибиряков – иркутянина Толи Кобенкова и томича Саши Казанцева. Никто не дожил до 60... Вот почему столь радостно мне сейчас читать в одной из новых – именно к 60-летию автора вышедших – книг ярчайшего представителя той нашей «плеяды» строки, исполненные несломленной жажды жить и трудиться: |
Я буду жить, работой перегружен, и не растаю в небе, словно дым, пока я людям хоть немного нужен, пока людьми хоть чуточку любим. |
«Быть посему, Костя!» – говорю я, прочитав эту лирическую «исповедь о грядущем» своего ровесника Конст. Рябенького. Верится: такой обет должен претвориться в явь – ведь он произнесён поэтом истинным. Доказавшим своё право творческого первородства в немалых борениях со множеством терний и мытарств своей жизненной дороги. Таких, что и под гораздо меньшими болевыми перегрузками ломались, теряли себя, свою художественную тропу, а то и самое жизнь многие наши сверстники-литераторы, да и гораздо более молодые коллеги... Но он не просто выжил, тот мой тверской товарищ по тому памятному молодёжному форуму 75-го года. Он – выстоял. Он выстрадал эти слова: |
Я буду жить. И не нужна мне слава, лишь чёрный хлеб, речушка и трава. Пока я нужен – я имею право смеяться, петь и находить слова, которые в беде, в любви помогут... Вот утром по ступенечкам с крыльца слова сойдут и – выйдут на дорогу, которой нет ни края, ни конца. Они пройдут сквозь лютые морозы, и, совершая справедливый суд, они топор от тоненькой берёзы, топор свирепый резко отведут... |
Узнаю! Узнаю эту – по нынешним временам наивную, ибо столькие высокие слова для множества людского обесценились, – веру в могущество стихотворного слова... Как узнал я прошлым летом на «Каблуковской радуге» в немолодом сверстнике одного из тех трёх самых счастливых пиитов – участников Совещания 75-го года, которые были удостоены гигантских журнальных подборок, принесших им немедленную громкую известность. Вот ведь как причудливо складываются судьбы иных моих литературных товарищей-ровесников, что молодость и лучшие зрелые годы были советскими литераторами, а потом – вроде бы «российскими» стали, но – оказались не то в «мёртвой зоне», не то в «безвоздушном пространстве», где даже раскаты грома не могут быть слышны... |
Законом недоволен и страной, я жизнь свою губил с утра в пивной. Ты и нашла меня у подворотни, когда все отвернулись от меня, и, воплощая заповедь Господню, вдруг подняла меня средь бела дня... |
И впрямь, не каждому дано падать таким яблоком в руки читателю. И «дневниковость» пресловутая тут тоже не при чём: умение, а точней уж назвать это своим именем – мастерство обретённое даёт возможность поэту говорить о самом глубинном, сохраняя лексику и стилистику на уровне художественной, поэтической речи, а не приземлённо-бытовой, которая вмиг и превратила бы строки в рассказ о том, чего стыдиться надо... Но и такое мастерство тоже выносить в сердце надобно, в том самом, что полно благодарения женщине... Вот откуда удивительная, в молодые годы Рябенькому вовсе не присущая (он тогда молодецки размашист был чаще всего) фиоритурность трепетного звучания лирики. Прямо скажем, как правило, с годами, в позднем возрасте поэты (именно о мужеском поле говорю, с поэтессами несколько иначе) если и стремятся передать такую сложную и насыщенную гамму чувств, то на бумаге появляется порой очень искусная, даже мастерская, но всё же – стилизация. А то – и имитация того, что давно отгорело... У вышневолоцкого же лирика (подчёркиваю: говорю это как его немолодой сверстник) образцы таких любовных откровений захватывают именно органичностью, естественностью, натуральностью сердечных признаний. Вот начало одного из них: |
Целую воздух в комнате, в которой ты только что была и упорхнула как птица. Даже двери позабыла захлопнуть за собою второпях. А воздух веет смуглыми плечами и яблоками спелого налива, дождём и снегом, локоном послушным и переспелой земляникой губ... |
Природно – ибо самой природой, земной и человеческой, и природой любви, её извечными и никакой «цивилизацией» не отменяемыми основами дышат, наполнены и напоены эти пластичные строки... И, заметьте, совершенно не чувствуется отсутствие рифм: они тут вроде и не нужны, настолько всё, все слова фонемы «перезваниваются» друг с другом в упругой плоти белого стиха. Вот что для меня означает глагол «выстоять», когда речь идёт о непростой судьбе зрелого художника слова, который вошёл в суровый возраст: он выстоял как человек прежде всего любящий. В сущности, по моему убеждению, это понятие есть лучший синоним слова «поэт». Да и вспомним завет Блока: только влюблённый имеет право называться человеком... Конечно, без потерь в творческом плане и у Рябенького не обошлось; порой сугубо «механическое», без переосмысления, перенесение и «пересаживание» художественно-социальных воззрений и постулатов, свойственных нашей литературной молодости, во времена идущие, в 21-й век, выглядят как те же имитации и стилизации. Но и об этом – несколько ниже, ибо – всё в сравнении, а в тверском «задорном цехе» любо-дорого замечательных мастеров и сильных подмастерьев сравнивать: искры летят!.. Главное же: вышневолоцкий мой товарищ всей «строчечной сутью» являет красноречивейший пример того, что любовь – не как «тема», а как сам воздух поэзии остаётся достоянием тверских лучших художников стиха. |
Валерий Кириллов, Константин Рябенький, Станислав Золотцев, Евгений Сигарев |
||