Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Краеведение у истоков российской культуры

Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №12стр. 115-119

 

Станислав Золотцев,
член Союза писателей РФ

     
О творчестве К. Рябенького

  Отрывок из книги «Над Волгой – воля русского стиха».
Тверь, 2008. С. 13 – 17
 
От плеяды моих литературных сверстников, обозначившихся на поле поэзии к середине 70-х прошлого века, осталась буквально горстка. Иногда просматриваю сохранившийся у меня список участников 6-го Всесоюзного совещания молодых писателей, что состоялось в марте 1975 года (на нём-то, собственно, эта плеяда и была названа поимённо), и тяжко вздыхаю: из самых талантливых осталось всего ничего. Ни Коли Дмитриева, ни Гены Касмынина. Ни моих друзей-сибиряков – иркутянина Толи Кобенкова и томича Саши Казанцева. Никто не дожил до 60... Вот почему столь радостно мне сейчас читать в одной из новых – именно к 60-летию автора вышедших – книг ярчайшего представителя той нашей «плеяды» строки, исполненные несломленной жажды жить и трудиться:
  Я буду жить, работой перегружен,
и не растаю в небе, словно дым,
пока я людям хоть немного нужен,
пока людьми хоть чуточку любим.

 
«Быть посему, Костя!» – говорю я, прочитав эту лирическую «исповедь о грядущем» своего ровесника Конст. Рябенького. Верится: такой обет должен претвориться в явь – ведь он произнесён поэтом истинным. Доказавшим своё право творческого первородства в немалых борениях со множеством терний и мытарств своей жизненной дороги. Таких, что и под гораздо меньшими болевыми перегрузками ломались, теряли себя, свою художественную тропу, а то и самое жизнь многие наши сверстники-литераторы, да и гораздо более молодые коллеги... Но он не просто выжил, тот мой тверской товарищ по тому памятному молодёжному форуму 75-го года. Он – выстоял. Он выстрадал эти слова:
  Я буду жить. И не нужна мне слава,
лишь чёрный хлеб, речушка и трава.
Пока я нужен – я имею право
смеяться, петь и находить слова,
которые в беде, в любви помогут...
Вот утром по ступенечкам с крыльца
слова сойдут и – выйдут на дорогу,
которой нет ни края, ни конца.
Они пройдут сквозь лютые морозы,
и, совершая справедливый суд,
они топор от тоненькой берёзы,
топор свирепый резко отведут...

 

Узнаю! Узнаю эту – по нынешним временам наивную, ибо столькие высокие слова для множества людского обесценились, – веру в могущество стихотворного слова... Как узнал я прошлым летом на «Каблуковской радуге» в немолодом сверстнике одного из тех трёх самых счастливых пиитов – участников Совещания 75-го года, которые были удостоены гигантских журнальных подборок, принесших им немедленную громкую известность. Вот ведь как причудливо складываются судьбы иных моих литературных товарищей-ровесников, что молодость и лучшие зрелые годы были советскими литераторами, а потом – вроде бы «российскими» стали, но – оказались не то в «мёртвой зоне», не то в «безвоздушном пространстве», где даже раскаты грома не могут быть слышны...
(Что там мои сверстники?! В 90-е годы автор этих заметок, на своей выборной литфондовской должности в столице занимаясь социально-правовой защитой писателей, регулярно виделся с «еле живыми классиками», знаменитыми ветеранами литературы, которые не по разу свои многотомные собрания сочинений издавали, но – после ельцинско-гайдаровской «шоковой терапии» оказались в беспросветной нищете). Но даже на этом неладном фоне жизненная стезя Константина Рябенького оказалась донельзя зигзагообразной, причём линии зигзагов нередко штрих-пунктиром означены. После потрясающе удачного резонанса второй половины 70-х вокруг его имени наступило некое затишье. Что ж, обычное дело. Но потом, вместо зрелого, спокойного и несуетного прихода к новым читательским кругам в 80-е, Костя... скажем мягко, просто как-то исчез из поля зрения литературных сверстников, наставников и критики. Естественно, интересуясь творческими делами одного из «собратьев по удаче», я спрашивал общих знакомых о нём – пожимали плечами. Ну, думалось, всякое бывает, тем более что две-три публикации в центральной литпрессе лично меня убеждали в том, что к тверичу приходит прочная поэтическая зрелость.
А потом – грянули 90-е с их многочисленными и разномастными катаклизмами, в грохоте и дыму которых стали не видны и не слышны даже многие из тех, кто в мегаполисах на самом виду и на слуху находился... И вот пыль слегка осела, и, встретившись на «Каблуках», мы с Костей многое поведали друг другу о своём житье-бытье. Но... сказал я ему то, что говорю всем более молодым коллегам – ведь читателям-то, скажем прямо, всё едино, какие пертурбации, провалы или успехи житейские у нас происходили – им стихи подавай, да и хорошие, в каких эти наши ухабы их вехами жизни становились бы. А всё прочее – хлеб для будущих кропотливых исследователей, коли такие явятся по наши, уже в небеса взлетевшие, души... И, говорю, к чести Константина Валентиновича, он, хоть и не без потерь для здравия телесного своего, «душу живу» поэтическую сохранил. И окрепла она, и возмужала – вместе с голосом его, который на удивление чистым, «без хрипов» остался в его новых книгах. Название одной из них, «Соловьиный омут», знаменательно. Редкостный случай в творческом бытии сверстников моих: «соловьиность», эмоционально-психологическая мелодичность стали с возрастом ещё выразительнее у Рябенького.
Что помогло вот так выстоять? Ответы – в самих творениях вышневолоцкого «соловья». Один, мне кажется, наиболее точен: «Я унаследовал натуру /с железной волей у отца». Вот – самая сущая правда: если что-то лучшее, сильное, крепкое и доброе есть в нас, детях Великой Победы, так это прежде всего от отцов-фронтовиков. Израненные, измотанные войной, они всё-таки передали нам ту воинскую стать души, которая и не дала нам (хоть и далеко не всем) сгинуть в сотрясениях своих личных судеб и в грянувшей Смуте... И ещё: предельная жёсткая суровость по отношению к собственному «я» (нет, не к «лирическому герою», но именно к себе любимому) – вот что отличает многие стихи моего товарища из Вышнего Волочка от великого множества «исповедальных» вещей, где автор хоть штрихом малым, да прикроет те или иные огрехи своей планиды. Читаю: «Я благодарен, женщина, тебе» –поёживаюсь, хоть и трудно уже чем-либо поразить; тут не «стриптиз» и не похмельное пластание рубахи – но именно исповедь, предельно сокровенная и столь же откровенная:

  Законом недоволен и страной,
я жизнь свою губил с утра в пивной.
Ты и нашла меня у подворотни,
когда все отвернулись от меня,
и, воплощая заповедь Господню,
вдруг подняла меня средь бела дня...

 
И впрямь, не каждому дано падать таким яблоком в руки читателю. И «дневниковость» пресловутая тут тоже не при чём: умение, а точней уж назвать это своим именем – мастерство обретённое даёт возможность поэту говорить о самом глубинном, сохраняя лексику и стилистику на уровне художественной, поэтической речи, а не приземлённо-бытовой, которая вмиг и превратила бы строки в рассказ о том, чего стыдиться надо... Но и такое мастерство тоже выносить в сердце надобно, в том самом, что полно благодарения женщине... Вот откуда удивительная, в молодые годы Рябенькому вовсе не присущая (он тогда молодецки размашист был чаще всего) фиоритурность трепетного звучания лирики. Прямо скажем, как правило, с годами, в позднем возрасте поэты (именно о мужеском поле говорю, с поэтессами несколько иначе) если и стремятся передать такую сложную и насыщенную гамму чувств, то на бумаге появляется порой очень искусная, даже мастерская, но всё же – стилизация. А то – и имитация того, что давно отгорело... У вышневолоцкого же лирика (подчёркиваю: говорю это как его немолодой сверстник) образцы таких любовных откровений захватывают именно органичностью, естественностью, натуральностью сердечных признаний. Вот начало одного из них:
  Целую воздух в комнате, в которой
ты только что была и упорхнула
как птица. Даже двери позабыла
захлопнуть за собою второпях.
А воздух веет смуглыми плечами
и яблоками спелого налива,
дождём и снегом, локоном послушным
и переспелой земляникой губ...

 
Природно – ибо самой природой, земной и человеческой, и природой любви, её извечными и никакой «цивилизацией» не отменяемыми основами дышат, наполнены и напоены эти пластичные строки... И, заметьте, совершенно не чувствуется отсутствие рифм: они тут вроде и не нужны, настолько всё, все слова фонемы «перезваниваются» друг с другом в упругой плоти белого стиха. Вот что для меня означает глагол «выстоять», когда речь идёт о непростой судьбе зрелого художника слова, который вошёл в суровый возраст: он выстоял как человек прежде всего любящий. В сущности, по моему убеждению, это понятие есть лучший синоним слова «поэт». Да и вспомним завет Блока: только влюблённый имеет право называться человеком... Конечно, без потерь в творческом плане и у Рябенького не обошлось; порой сугубо «механическое», без переосмысления, перенесение и «пересаживание» художественно-социальных воззрений и постулатов, свойственных нашей литературной молодости, во времена идущие, в 21-й век, выглядят как те же имитации и стилизации. Но и об этом – несколько ниже, ибо – всё в сравнении, а в тверском «задорном цехе» любо-дорого замечательных мастеров и сильных подмастерьев сравнивать: искры летят!.. Главное же: вышневолоцкий мой товарищ всей «строчечной сутью» являет красноречивейший пример того, что любовь – не как «тема», а как сам воздух поэзии остаётся достоянием тверских лучших художников стиха.
Валерий Кириллов, Константин Рябенький,
Станислав Золотцев, Евгений Сигарев