Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №12, стр. 89-108 |
К.В. Рябенький |
||
Вышневолоцкое литературное объединение |
|
Вышневолоцкое литературное объединение сыграло важную роль в моем становлении и росте как поэта. Обсуждение стихов, где в горячих схватках мы не жалели друг друга, высказывали откровенно мнение о творениях своих товарищей, приносило огромную пользу пишущим стихи и прозу. Только благодаря дружескому «битью», которое заставляло каждого всё строже и строже относиться к работе над словом, я и вырос в короткий срок в поэта, чьи стихи стали печатать толстые московские и ленинградские журналы, альманахи, коллективные сборники и антологии. Поэтому я хотел бы вспомнить всех своих собратьев по перу. | ||
Вышневолоцкие «Шлюзы» в начале 1980-х. Стоят: Рюрик Иванов, Иван Беликов, Владимир Соловьев, Евгений Котов, Константин Рябенький, Алексей Журавлев, Аркадий Петров, Алексей Кридинер; сидят: Николай Артемьев, Мария Аввакумова (Тверь), Валерий Токарев (Тверь), Владимир Самуйлов |
Первым мне хочется упомянуть Семена Николаевича Воскресенского, которого я увидел впервые на Дне поэзии города в 1978 году. Это был уже старый и слепой человек, с очками-линзами, который, чтобы прочесть текст в газете, вынужден был подносить ее к самым очкам. Жил он в селе и в работе литобъединения принимать участия уже не мог, но новые стихи свои постоянно присылал в газеты «Ленинец» и «Вышневолоцкая правда». Семен Николаевич познакомился со знаменитым Корнеем Чуковским, который не только написал предисловие ко второй книге поэта, но и организовал передачу по телевидению и напечатал большую подборку стихов Семена Воскресенского в еженедельнике «Литературная Россия». Семен Николаевич был первым вышневолоцким поэтом, который выступил в центральной печати так широко и благозвучно. Впоследствии он переехал жить в Калинин, где и скончался в преклонном возрасте. Мне только два раза посчастливилось встретиться с этим интересным поэтом и человеком. |
В газете «Ленинец» работал ответственным секретарем Александр Александрович Игумнов, которого мы все любя звали сокращенно Сан Саныч! Он охотно печатал наши вирши в своей газете, довольно часто делая ценные замечания, которые новичкам были как воздух и вода, развивали чутье и вырабатывали вкус, без чего работа над словом была бы просто немыслима. Сан Саныч очень редко посещал литобъединение, но если присутствовал, то всем четко давал понять, какая ответственность лежит на наших плечах, что каждое неточное слово в тексте губит всё стихотворение в целом. Учил нас работе над черновым вариантом и просил не спешить с публикацией стихов сырых, вялых и неинтересных. Он говорил, что стихи должны отлежаться определенное время, чтобы автор через месяц или два взглянул на них посторонним взглядом и мог уже самостоятельно найти свои просчеты, которые допустил при первичной работе.Каждый год в последнее воскресенье мая проводился в Вышнем Волочке День поэзии, на который приезжали часто не только поэты из Калинина, но и столичные гости. Сан Саныч готовил праздничный номер самостоятельно, отдавая все внутренние страницы под портреты и стихи наших авторов. Все мы выступали на сцене городского сада, на летней площадке – если только погода была дождливой, то выступление переносили в закрытое помещение. |
Моя дружба с Сан Санычем продолжалась недолго. Преждевременная смерть вырвала его из нашего литературного круга, но его стихи, пусть и не так часто, но тревожат своей искренностью и ювелирной отделкой. Потеряв Сан Саныча, литобъединение осиротело и долгое время не могло прийти в себя. Виталий Петрович Суханов с трудом пережил потерю друга. Он часто говорил мне, что и ему остается недолго ходить по земле. Я отмахивался от его печальных слов и старался всё свести к шутке. Узнав, что на фабрике «Пианино» настройщиками работают мои друзья, Суханов попросил меня переговорить с ними, чтобы они отобрали хорошее по звучанию пианино для его дочери Наташи. Я тут же встретился с Толиком Лобановым и Сережей Сиротиным. Они через две недели отобрали нужное пианино, и мы все привезли его в квартиру Виталия Петровича. Жил он на Горке, рядом с новой школой № 10. Мы не очень долго посидели за праздничным столом. Толик Лобанов что-то исполнил на пианино, чтобы хозяева на деле убедились в прекрасном звучании инструмента. Пришла очередная зима, и если мне не изменяет память, то в сильный мороз в январе 1970 года Виталий Петрович пошел утром на работу и на Горке у автобусной остановки закашлялся. Туберкулез, полученный во время войны в окопах, дал о себе знать. Одно легкое не выдержало и разорвалось. Долго еще алела кровь Виталия Петровича на снегу. Воробьи и синицы клевали кровавый снег, и от этого сердце мое сжималось еще сильней и болело. Так ушел из жизни еще один поэт из нашего дружного литобъединения.
|
Длительная дружба меня связывала с прозаиком Юрием Королевым, который не так давно покинул этот мир. Был он заядлым рыбаком. Писал дивные рыбацкие рассказы, которые с завидной настойчивостью печатал в журнале «Рыболов-спортсмен» и прочих подобных изданиях. Юрий хорошо знал отечественную классику. Работал над своими рассказами долго и плодотворно, поэтому страшно не любил неряшливого обращения со словом. Нерадивые авторы (а лито их перевидело десятки) становились сразу для Королева потенциальными врагами. Он мог спорить с нетребовательным автором часами, пока ему не удавалось убедить человека в его неправоте. В шестидесятые и семидесятые годы, после заседания лито, мы сбрасывались по «трояку» и шли в ресторан «Цна», который называли в своем общении «Речкой». Там литературный спор продолжался. |
Разгоряченные красным крепким вином, мы не умолкали до закрытия ресторана. Порой сочиняли стихи коллективно. Ктото выдавал нагора первую строчку, называл тему стихотворения и объяснял участникам ритм при помощи несложного татаканья: та-та-та, та-та-та, тата-та, та-та... Первая строчка объявлялась вслух. Следующую строчку писал другой автор скрытно и так далее, и так далее... Заканчивали это стихотворение по желанию, и оно могло состоять из 12 строчек или вырастало до небольшой поэмы. Бывали случаи, когда писали коллективно стихи на заданную тему открыто, сочиняя строки по кругу, и кто-то один записывал это «произведение» на листе бумаги. Случалось, что такое стихотворение получалось удачным, и его запоминали все участники этой игры. |
Хотелось бы, чтобы увидели свет его мастерски исполненные миниатюры о природе, где русское слово раскрывается в своем многообразии, где читатель не только зримо видит картину, описываемую автором, но и чувствует запахи, слышит разноголосие звуков. О Викторе Гущине я могу рассказать совсем немного. Стихи он писал добротные и выверенные. Был в своем роде мастером слова. К сожалению, его поэтическое творчество не оставило заметного следа в моей душе, но это вовсе не значит, что у Виктора не было своих шедевров и он не оставил следа в душах других людей. На вкус и цвет товарищей нет Гущин всю жизнь был литературным рабом газет «Ленинец» и «Вышневолоцкая правда». Был искренне предан заботе и нес безропотно свой крест. Я не сказал бы, что Виктор часто посещал заседания литобъединения, но если он появлялся, то вносил свой посильный вклад в обсуждение произведений своих товарищей и приносил этим пользу. Встречались мы с ним часто. Порою подолгу сидели за бутылкой вина у него дома. У него было два сына, тихая и застенчивая жена. По всей вероятности, Виктор Гущин оставил более заметный след в книгах, выпущенных за счет предприятий города и района, о которых он писал много и плодотворно. Боюсь ошибиться, но история стекольного завода имени 9 Января и стеклозавода «Борисовский» была им написана точно. И таких работ по истории предприятий у него набралось за его недлинную жизнь более десятка. |
В конце XX века я работал в журнале «Русская провинция», который редактировал мой друг талантливый прозаик Михаил Григорьевич Петров. Как-то я упросил его дать в журнале небольшую информацию о литературном объединении Вышнего Волочка и напечатать ряд стихов его членов. Михаил Петров согласился и действительно опубликовал материал и стихи Рюрика Иванова, Евгении Котовой, Бориса Рапопорта... Выбирал стихи для печати сам редактор, Гущин и ряд других авторов в подборку не вошли. Так как о лито писал я, получилось, что и поэтов представлял в журнале тоже я. Виктора Гущина это обидело, и очень. Он перестал со мной здороваться. Я-то, грешный, не сразу и понял, в чем причина. Но однажды всё прояснилось. В городской библиотеке у «пожарки» была организована встреча с писателями и поэтами. |
Были тогда приглашены Михаил Петров, Александр Широков и я. И вот на этой встрече Виктор Гущин и высказал свое возмущение по поводу того, что он, один из старейших и заслуженных членов литературного объединения, не был представлен в журнале «Русская провинция» стихами в материале Константина Рябенького. Высказано было его мнение, что Рябенький слишком рано загордился и перестал замечать товарищей, которые для его становления сделали очень много. Эта тирада была произнесена якобы от всех членов лито, звучала она уже не как личная обида, а как общественное обвинение. Я пытался втолковать Виктору сложность прохождения стихов в журнале, но всё было бесполезно. Встречался с Гущиным я уже нечасто. Впоследствии услышал о его смерти. Так я не знаю и никогда не узнаю, смог ли простить мне Виктор этот житейский случай, когда его стихи не по моей вине не появились на страницах журнала «Русская провинция». |
Виктор Никитин. Виктор Иванович, как его все звали уважительно за скрупулезность, дотошность, которые он проявлял при вычитке газетных материалов и стихов других авторов. Вот кто по-настоящему любил русское слово, русский язык! Как он обдумывал каждый знак препинания, прежде чем поставить его! И даже, уже поставив этот знак, продолжал еще несколько минут обдумывать: «А не затрудняет ли это прочтение текста? А правильно ли расставлены акценты при такой пунктуации? Не заменить ли запятую на тире или тире на запятую?» |
Посещал литобъединение Виктор Иванович нечасто, когда же присутствовал, то давал дельные советы, страшно критиковал. Прежде чем завести речь, он поднимал свои голубые смеющиеся глаза к потолку, лицо его озаряла добрая, с хитринкой улыбка, и он начинал всегда издали, исподволь, а потом уже переходил к самой сути вопроса. Его манера говорить многим не нравилась. Слушатели его частенько перебивали, просили говорить по существу, не тянуть кота за хвост. Это вызывало в нем сопротивление, и прерванная речь еще более усложнялась и затягивалась. А толк в русском слове он знал, и знал как никто другой, но, чтобы выслушать внимательно его до самого конца, нужно было иметь не только терпение, но и уважение к говорящему. Пустых советов и замечаний он не давал. Если начинал критиковать стихи, то исписывал правками весь текст. Все мои книги, выпущенные мною в Твери и Вышнем Волочке, испещрены его замечаниями. Для него идеальных текстов не существовало, если только пушкинские. Более строгого рецензента я в своей жизни не встречал, да и вряд ли встречу. |
Следующая страница моих воспоминаний принадлежит Николаю Ивановичу Гладину, школьному учителю по труду, бывшему фронтовикудесантнику. Познакомился я с ним, когда он пришел в лито со страницами замечательной повести о своих однополчанах, с кем прошел по горестным и страшным дорогам войны до самого Берлина. Был он человеком ранимым и вспыльчивым, резал правду-матку каждому в глаза, невзирая на чины и звания. Обычно таких людей сторонятся, с ними трудно общаться. Николай Гладин представлял собой редкое исключение из правил и легко сходился с людьми, оставлял неизгладимый след в душах своих знакомых, так как был умным и талантливым собеседником. Ему было о чем рассказать, у него была четкая жизненная позиция. Он прошел тернистый путь солдата и не собирался вовсе пресмыкаться перед кем-либо и менять свои жизненные установки и ориентиры. Был он завзятым сталинистом, и не скрывал ни от кого этого, и даже гордился этим. У него был трезвый ум, поэтому годы раскулачивания крестьян осуждал, но справедливо считал, что все перегибы и зверства исходили не от указов Сталина, а совершались на местах руководителями, которые делали за чужой счет карьеру, шли по служебной лестнице по трупам, достигая вершин. Он не раз приводил примеры на местных воротилах, которые, заняв высокие партийные кресла, проверяли письма всех граждан, что шли в вышестоящие органы, следили за почтой известных и влиятельных людей. |
В хрущевское время насаждали кукурузу, с каждым годом увеличивая площади засева. Представители колхозов получали строгие выговоры или вынуждены были сеять «царицу полей» вдоль дорог, что ведут из района к правлению колхоза. Говорил, что Сталин не щадил и своих детей. Все они у него воевали. Не распускал их и не пичкал излишне, как это делает нынешнее руководство. Николай Гладин не раз со слезами на глазах рассказывал нам, как в Берлине расстреляли старшину, кавалера орденов Славы, показательно перед строем. У этого старшины жену и детей замучили немцы. Он прошел всю войну с первого дня до Рейхстага. Но так случилось, что его обвинила немка в изнасиловании именно в тот день, когда вышел указ. Старшину поставили перед строем однослуживцев, сорвали погоны, сняли все награды. Когда к нему подошел военврач и хотел завязать глаза перед расстрелом, старшина вырвал черную повязку у него из рук, выбросил ее и сказал громко: «Я все четыре года смотрел смерти в глаза, шел, не кланяясь пулям. Неужели я сейчас испугаюсь того, что меня расстреляют свои?» Была дана команда «Огонь!». Прогремели выстрелы, и старшина упал на одно колено. Был дан повторный залп. Старшина упал, но еще шевелился. Тогда военврач произвел выстрел в висок. И видавшие виды солдаты в один голос выдохнули: «Садист!» Воины, что прошли по тернистым дорогам войны и повидали на своем пути немало, не скрывая друг от друга слез, плакали. |
В семидесятые годы в редакции «Вышневолоцкой правды» появился Рудий Иванович Матюнин. С первых же дней он стал посещать наше литобъединение, хотя сам в то время кроме газетных заметок не писал ничего. Был он хорошо знаком с нашим прозаиком Юрием Красавиным. Много рассказывал о нем и его творчестве. Я как-то сразу с симпатией стал относиться к человеку, который через немного времени стал работать ответственным секретарем в газете «Вышневолоцкая правда». В конце семидесятых у меня умирает мать. Я развожусь с третьей своей супругой, Татьяной. В издательстве «Современник» выходит в свет моя вторая книга стихов «Снегириная ветка». Я ухожу в длительный и дикий запой. Несколько раз попадаю в вытрезвитель. Поэтому печатать стихи под собственным именем становится невозможно, но Рудий Иванович печатает их под псевдонимами Константинов, Обрадов. |
Читатели узнают меня и под этими именами. Их не проведешь. Рудий Иванович озабочен моим положением, но не знает, как помочь. Владимир Соловьев «Второй» (В.В. Соловьев, г. Вышний Волочёк в отличие от В.Н. Соловьева, с. Осечно. – Ред.) приносит ему «пасквиль» на меня, написанный якобы из благих побуждений. Рудий Иванович долго раздумывает, но потом печатает стихотворение в газете. Окончание его звучало так: «...Не осталось у него снегирей!» Так как книга моя называлась «Снегириная ветка», то всем стало понятно, что речь идет обо мне. Чудом я тогда спас Володю от мордобоя, который ему хотел учинить за эти стихи книжник Миша Андреев. Впоследствии я выразил свое неудовольствие Рудию Ивановичу. Он мне на это только сказал: «А я, грешный, думал, хоть это подействует на тебя и заставит остановиться! Печатал я из добрых побуждений!» Тем не менее в то время не один Миша Андреев хотел «поквитаться» за меня с Володей, и я благодарю Бога, что этого не произошло. Время – главный судья, и оно всё расставило по своим местам. Оказалось, «снегирейто» у меня не так и мало осталось. Но это всё в далеком прошлом. |
Не могу сказать точно, когда Матюнин стал собкором газеты «Тверская жизнь», которую редактировал в то время замечательный наш прозаик В.Я. Кириллов. В годы учебы я редко наезжал в родной город, но при своем появлении всегда старался отыскать Рудия Ивановича. В августе 1993 года Р.И. Матюнин становится учредителем новой вышневолоцкой газеты «Древний волок». После появления первых материалов на страницах «Древнего волока» Рудий Иванович входит сразу в разряд неугодных власти людей. Узнал я об этом случайно. Приехав как-то в Вышний Волочёк, я не смог найти Рудия Ивановича и позвонил в редакцию газеты «Вышневолоцкая правда», чтобы узнать номер его домашнего телефона. Женский голос неприветливо мне ответил, что с такими людьми газета не общается и не желает их знать. Больше редакцию по такому поводу попросили не беспокоить. Вначале я был обескуражен ответом, но, немного поразмыслив, понял: газета, которая реально отображает жизнь города и вскрывает все «нарывы» и «опухоли», не может быть угодной властям. «Вышневолоцкая правда» постоянно лижет руку своему учредителю, и поэтому сотрудники этих изданий не могут быть друзьями. | ||
Книжный магазин на проспекте Ленина (сегодня здесь музей) |
В 1997 году прозаик, редактор журнала «Русская провинция» Михаил Петров берет меня к себе на работу. Мы даем материал о вышневолоцком литобъединении и представляем подборки стихов нескольких авторов. Рудий Иванович приносит в журнал и свои работы, некоторые из них Михаил Петров печатает. Мы с Рудием Ивановичем часто встречаемся в редакции «Русской провинции», так как он приезжает в газету «Тверская жизнь» постоянно, являясь ее собкором. При появлении своем в Вышнем Волочке я непременно захожу к Рудию Ивановичу в редакцию его газеты, что находилась на первом этаже здания на проспекте Советов, где ранее были редакции двух вышневолоцких газет, пока там не обосновались работники спорткомитета. |