Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Краеведение у истоков российской культуры

Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №11, стр. 181-185

 

Н.М. Аксаков

     
Андреев и русская народная музыка

Кто не любит русскую народную музыку, темы которой родились в народе! Кто не знает русских народных инструментов, как балалайку, домру, гусли, пастушеские свирели (жалейки) и других, тоже родившихся в народе! Все эти инструменты имеют древнейшее происхождение. Некоторые из них появились еще в XI веке.
Часто в Древней Руси подвергались они гонениям со стороны религиозного мракобесия. В XVII веке гонения духовенства на русскую музыку отражали прежде всего на уничтожение сословия бродячих вольных скоморохов, и вообще музыка на Руси была насильственно на своем пути развития остановлена. Искусных игроков найти впоследствии было нельзя уже потому, что они предавались проклятиям, а их инструменты, как «сосуды гудебные» и «игрища бесовские», всенародно сжигались.
Здесь любопытно привести выдержку из царского указа от 13 декабря 1649 года, выданного приказчику Верхоейурского уезда, которая гласит: «...а где объявятся домры, и сурны, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, тебе-б то все велит выимать, – и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь». Рисунок искушения преподобного Исаакия (XVIII века) изображает бесов, играющих на трубах, рогах, гуслях, гудке, балалайке и пакрах (литаврах). Вот кому уподоблялись в ту эпоху игроки русские!
Однако, несмотря на все гонения, любовь к музыке у русского народа сохранила бывшие у него в обращении музыкальные орудия, правда очень примитивные.
В 90-х годах прошлого столетия талантливейший музыкант, а впоследствии дирижер и композитор В.В. Андреев, преодолевая серьезные препятствия и трудности, посвятил всю свою жизнь делу усовершенствования народных инструментов, которые к тому времени были в первобытном состоянии. Он создал из них оркестр народных инструментов, называемый в те времена великорусским оркестром, т.к. все инструменты, входящие в его состав, принадлежат средней и северной полосе России, т.е. исторически «государству Московскому». Андрееву для этого потребовалось основательно изучать акустику, а впоследствии встать за дирижерский пульт этого оркестра. Прежде всего, усовершенствовав народную балалайку, изучая ее технические возможности, он сделался блестящим виртуозом-исполнителем на ней.

Из коллекции Е.И. Ступкина.
Публикуется впервые
В.В. Андреев. (предположительно)
Фото С. Земмель. Вышний Волочёк, около 1905 г.

В 1886 году Андреев как солист на балалайке, выступая в Петербурге перед большой аудиторией, привел слушателей в изумление и восхищение своей виртуозной техникой и блеском исполнения. Он своим исполнением воочию показал, чего можно достигнуть на столь несправедливо отверженной балалайке; живой и блестящий пример породил последователей. Собирались около Андреева и объединялись в его оркестр такие талантливые балалаечники-виртуозы, как Г. Трояновский, Н. Осипов, А. Оброхотов, Н. Успенский, А. Ленец, и некоторые из них по технике исполнения превзошли своего учителя и находились у него в штате преподавателей.
Впоследствии В.В. Андреев был только дирижером созданного им еще тогда всемирно известного оркестра, для которого он написал около 40 музыкальных произведений.
Еще в те времена русской балалайке аплодировали Париж, Лондон, Нью-Йорк и другие столицы стран мира. 26 января 1961 года отмечалось столетие со дня рождения Андреева. В этот день оркестр его имени дал концерт в большом зале Ленинградской филармонии.
Родился В.В. Андреев 14 января 1861 года в городе Бежецке.
В летние месяцы он жил и работал в усадьбе родителей Марьино Волоцкого уезда, где имел свою мастерскую музыкальных инструментов для своего оркестра.
В наше советское время оркестры народных инструментов приобрели широчайшее распространение, значительно усовершенствовались в своем звучании и получили популярность, как музыкальная культура творения русского народа.
К сожалению, нужно отметить, что у нас в Вышнем Волочке и на родине Андреева нет ни одного профессионального оркестра народных инструментов.
В репертуаре андреевского оркестра и его сольных инструментов были не только народные песни, но и произведения русских и западноевропейских классиков, и даже произведения симфонического характера.

От редактора

Работа Николая Михайловича Аксакова в оркестре Василия Васильевича Андреева – факт достаточно известный. Об этом неоднократно рассказывала и местная, и областная пресса, правда, в основном в юбилейные годы. А вот воспоминания, написанные самим Н.М. Аксаковым, мне не встречались. Публикуемый здесь материал написан давно. Вероятнее всего, вариант это черновой, но и в таком виде он представляет несомненный интерес.

Автобиография
 

Родился в 1896 году 3 марта старого стиля в деревне Бережок Юрьево-Герского сельского совета Удомельского района. Родители были крепостные. Мать умерла, когда мне было 9 лет, а отец умер в 1921 году. По окончании сельской школы поступил в коммерческое училище в г. Рыбинске (г. Щербаков), окончил 7 классов, одновременно брал уроки по музыке. Воспитывался тогда на средства брата, который работал землемером в г. Самаре. В 1913 году принят в музыкальную студию народных инструментов оркестра В.В.Андреева, где учился и играл в оркестре в течение трех лет. Впоследствии некоторое время (периодами) тоже играл в этом оркестре в Ленинграде.
В 1916 году уехал к брату в Самару (теперь г. Куйбышев), где учился в художественной студии изобразительных искусств около трех лет. После Октябрьской революции вернулся к отцу на родину, и здесь в Удомельском районе поступил в народный суд секретарем, и затем в 1922 году избран на должность народного судьи.
В этой должности в разных местах (в том числе в Бежецком районе) проработал без перерывов до 1930 года. Уволился по собственному желанию и с 1930 года в течение пяти лет работал адвокатом. В 1935 году был назначен инспектором-ревизором окружного суда в г. Великие Луки, где, проработав один год, уволился вследствие ликвидации окружного суда. В системе Народных Комиссаров юстиции работал с 1919 года без перерывов.
С 1937 года и по настоящее время, за исключением службы в Красной Армии в войну с Германией, все время работал по музыкальному образованию в г. Великих Луках музыкальным руководителем в Доме Красной Армии и клубах и в г. Вышний Волочек в клубе Карла Маркса хлопчатобумажного комбината, в училище в ФЗО № 23 и с сентября 1948 года педагогом детской музыкальной школы, где работаю и по настоящее время. В Красной Армии тоже работал в музыкальном ансамбле МВО в г. Москве. 24 мая 1949 г.

Е.И. Ступкин

 

Мое знакомство с Н.М. Аксаковым

С Н.М. Аксаковым судьба свела меня летом 1974 года. Жил тогда Николай Михайлович в том же доме № 22 по улице Карла Маркса, где и сегодня живут его внуки, правнуки и праправнуки. Познакомились мы благодаря моим друзьям Валентине и Вячеславу Строгановым – они дружили с Почивалиными семьями. Анатолий Иванович Почивалин, работавший главным лесничим межколхозного лесхоза, был зятем Николая Михайловича.
Встречались мы тогда достаточно часто и в семейном кругу, и в более узком – мужском. Невысокого роста, худенький, очень подвижный, с копной седых волос, Николай Михайлович отличался приветливым и энергичным характером. Иногда нам со Славкой даже попадало от домашних за то, что мы злоупотребляли гостеприимством хозяина. Мы, конечно, чаще слушали. Разговоров застольных было немало, и они вращались чаще всего вокруг живописи: картины в доме Аксаковых–Почивалиных были везде. Да и вообще, вся квартира была из того, ранешного времени: картины, рояль, который я видел впервые в жизни в частном доме, старинные вещи, мебель, книги... И среди всего этого рассказы восьмидесятилетнего хозяина об оркестре Андреева, о знаменитых художниках, о том, что было еще до революции.
Запомнился особенно один вечер, когда Николай Михайлович рассказывал о своей работе в оркестре Андреева. Поразил меня даже не сам рассказ, а старинные серебряные часы фирмы «Павел Буре», с выгравированной на крышке надписью. Точно надпись не помню, но говорилось в ней о том, что награждается ими Николай Аксаков за игру на балалайке в оркестре Андреева.
После кончины Н.М. Аксакова в 1983 году я продолжал дружить с его дочерью – Риммой Николаевной Почивалиной. По моей настойчивой просьбе она написала воспоминания о своем отце, очень живые и искренние, опубликованные затем в ВИКЕ № 8.
Материалов о посещении В. Андреевым Вышнего Волочка мне не встречалось, и единственным документальным свидетельством этого следует считать фото Василия Васильевича, снятое в Вышнем Волочке на Казанском проспекте в фотографии Сергея Земмеля. Судя по оформлению фотобланка, случилось это около 1905 года.