Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Краеведение у истоков российской культуры

Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №10, стр. 55-60

А.Н. Терновский

Семья Терновских: Николай Михайлович, Антонина, Анатолий, Людмила, Мария Николаевна.
(Фото И.И. Смирнова. Вышний Волочек. 1923 г.)

Дневник Анатолия Терновского

От редактора

Воспоминания Людмилы Николаевны Терновской написаны в середине 1980-х, через 70 лет после того, как писал дневник ее старший брат Анатолий Терновский. Но они органично дополняют друг друга – приоткрывают окно в мир быта и жизни семьи русских интеллигентов – уважение к чувствам других, внутреннее достоинство, красота внешняя в гармонии с красотой внутренней.

Вместо предисловия

Сам дневник путешествия в деревню, по-моему, не нуждается в оправдании предисловием и имеет значение как небольшой документ времени. Он, конечно, не событийный и, вообще, ни о чем, т.е. он очень прост. Ну играет мальчик, ходит на рыбалку, знакомится с окружающим и т.п. Может быть, я удивил бы только кого-нибудь фактом, что, став взрослым, Толя (так зовут этого одиннадцатилетнего тогда, в 1916 г., мальчика) работал в Запорожье парторгом на заводе и стал идейным коммунистом. Уж больно это не вяжется с описанным и тем мироощущением из детства.
Некоторые детали. Семья мальчика. Папа Николай Михайлович Терновский – уездный ветврач. Мама из большой семьи городских мещан Шепелёвых – Мария Николаевна. Дети: Анатолий – 11 лет, Людмила (моя бабушка) – 10 лет, Антонина – 5 лет. Няня Устинья, собака Чамек (беспородная) с одним глазом – ей корова рогом выколола за злость.
Всё описание полно уважения и теплоты сердца этого мальчика. Почитайте, как чисто и точно звучат слова, сколько радости и покоя в бытовых деталях! Думаю, что нам, живущим, есть смысл поучиться у живших чуть раньше достоинству жизни.

1-го июня 1916-го года. Среда

Рано утром к нам приехали лошади из деревни Смёново, за нами. После чая мы стали собираться в дорогу. В 11 часов мы выехали из дому, мама с 2-мя сестрами на одну телегу, я с Тониной няней Устиньей сели в другую. С нами поехал также на дачу и Чамек (собака). Чамек в телегу не садился, трусил, и бежал он все 35 верст, не садившись на телегу. Поехали мы в деревню по Бежецкой дороге. Сначала деревень никаких мы не встречали, но на 12 версте мы встретили деревню Ожгулево. Деревня эта стоит немного в стороне, только на дороге стоят 2 дома. Дорога Бежецкая мощеная. На 15 версте мы проехали деревню Гряды. Дальше проехали мы деревню Дятлово, Прохово, Белавино.
После Белавина шли две деревни почти рядом – Лесково и карельская деревня Починок.

После Починка мы свернули с Бежецкой дороги на проселочную и поехали по ней в Смёново. Ехали мы лесом. Вскоре показалось и Смёново. Нас встретили тетя Ирина и Николай Васильевич. Когда немного разобрали вещи, мы стали пить чай и закусывать. После чая я вышел на крыльцо погулять. Вскоре меня мама позвала спать. С дороги я очень скоро и крепко заснул.

2-го июня. Четверг

Сегодня я стал знакомиться с деревней и с мальчиками. Пока я еще познакомился с 2-мя мальчиками, Васей и Ваней. С мамой, тетей Иришей и Устиньей я с сестрами ходили в д. Павлище, за молоком. Там мы глядели барский дом, пока нам наливали молоко. Когда мы пришли из Павлища, то сейчас же сели обедать. После обеда пошел играть с мальчиками, погода стояла хорошая, только похаживали маленькие тучки. Вечером я с Николаем Васильевичем поехал на лодке удить дорожкой рыбу. Доехали мы почти до д. Торок. Закидывали дорожку почти 7 раз, но рыбы не выудили. Мимо Смёнова протекает речка, называется Волчина. Речка эта не так широка, и местами не так глубока, но местами очень глубока. На берегу, где стоит Смёново, леса близ деревни нет, а ржаное поле. Рожь уже начинает цвести. На другом берегу лес. Туда переезжают деревенские на лодках. Мальчики из Сменова почти целый день удят рыбу, выуживают иногда много, но иногда и очень мало. Только что мы пришли с реки с Н.В., пошел очень сильный дождь. Скоро я лег спать.

3-яго июня. Пятница

Когда я встал утром, пошел играть с мальчиками. Играли мы в чижика и в картинки. Я еще познакомился с 3-мя мальчиками. После мы пошли по деревне, а оттуда пошли в ржаное поле. Потом мы пошли глядеть, как добывают деготь. Я очень этим интересовался. После этого я пошел обедать. После обеда мы опять играли в картинки, и я выиграл несколько картинок. После чая я пошел в баню, и некоторое время сидел дома. Погода была ничего, тучки похаживали, и дождь поливал.

4-го июня. Суббота

Только что я встал, меня позвал Н.В. пилить дрова. Раньше пилить дрова я не умел и думал, что это очень трудно, но когда я начал пилить, то оказалось, что пилить очень легко. Пилили мы долго, но я не устал ни капли. Пилить мне очень понравилось, и я хотел бы еще пилить, да уже все распилили. Когда мы распилили бревна, меня мама позвала поесть ржаных лепешек с картошкой, мне есть не хотелось, но когда я попробовал, то лепешки очень понравились. После завтрака я пошел играть с мальчиками в чижика. Играть тут в чижика не умеют, но я их научил, и мальчики поняли. Понял хорошо один мальчик Вася, он и играть стал хорошо.
Немного времени спустя пошел дождь, и мне пришлось идти домой. Погода стоит у нас плохая, идет дождь и холодно. Гулять плохо, ветер дует очень сильный. Дождь льет ежеминутно, и очень сильный. Сегодня я начал писать дневник и моя сестра Люда. Чамек на всех лает, и ему попадает.

5-го июня. Воскресенье

Когда я встал, меня уже звали мальчики играть, так как было уже 10 часов. Мальчики были не все, только двое, Вася и Федя. Ваня и 2-ой Ваня и остальные мальчики ушли в лес. Мы стали играть в чижика. Поигравши, мы пошли в другой край играть в рюхи. Там я познакомился еще с 3-мя мальчиками, Мишей и еще 2-мя мальчиками – звать как, не знаю. В рюхи я не играл, так как я не умею играть, как играют в этом краю. Посмотрев, как играют, я пошел домой поесть. Поевши, я вышел на улицу и увидел, что Ваня и 2-й Ваня из лесу пришили. Они позвали меня играть в картинки. Поигравши, я пошел обедать. После обеда мы пошли играть. И так мы играли до чая. После чая я с мальчиками пошли в лес за вересинкой для моей сабли. Там мне мальчики показали гнездо с 3-мя птенцами и 3-мя яйцами. Я первый раз увидел птенчиков. Они были голенькие и еще слепые. В лесу я срезал 4 вересинки, 2 для себя и по 1 сестрам. Пришед домой, я узнал от Устиньи, что мама и тетя Ириша пошли к реке, Н.В. пошел удить рыбу. Тогда я решил встретить маму и тетю Иришу, и мы пошли к реке. Подойдя к реке, мы не нашли там ни мамы, ни тети Ириши. Мальчики издали увидали лодку и Н.В., который удил рыбу. Я с мальчиками пошел по берегу. Там мы спросили Н.В., выудил ли он, он нам ответил, что он ничего не выудил. После этого мы пошли по тропинке между рожью, мы пришли на конец деревни. Там мы разговорились про гиганские шаги и стали говорить, повесили ли веревки. Когда мы подошли поближе, то увидали, что веревки повесили и девочки бегали. После девочек стали бегать мальчики. Я сначала не бегал, но потом попросил у одного из мальчиков веревку и стал бегать. Сначала я бегал плохо, но потом все лучше и лучше. Скоро пришли парни и девушки, и они стали бегать. Скоро пришел парень с балалайкой, и девушки стали танцевать. Я поглядел и пошел домой, так как стало холодно. Пришед домой, я лег спать.

6-го июня. Понедельник

За утренним чаем Н.В. позвал меня удить рыбу. Я согласился. Взяли мы две удочки, червей, ведерко и пошли удить. Подошли мы к берегу удить недалеко. Мне Н.В. надел червя на крючок, и я закинул. Я не ждал 5-ти минут, как и вытащил ерша. После я еще вытащил еще 4 ерша. Немного после мы пошли дальше. Там я не вытащил ничего. Н.В. вытащил больше меня, он вытащил 7 ершей и 1 плотицу. После мы пошли к яме – так называемая Старая Крутуша. Там я поудил, но не выудил ничего, чуть не опустил крючок. Оттуда я пошел домой, так как я захотел есть. Пришед домой, я пообедал и пошел играть в чижика. Поигравши, я пошел с мальчиками к Николаю Васильевичу проведать его. Когда мы пришли к нему, то увидели, что Н.В. выудил порядочно. Выудил он подъязка, окуня и несколько маленьких судаков. Так мы и удили до 9 часов. Когда мы пришли, домой, то начали варить уху. Сваривши ухи и поев ея, я скоро лег спать.

7-го июня. Вторник

В 11 часов утра я пошел удить. Со мной пошел удить также мальчик Вася. Когда мы пришли, то поднялся ветер, но мы удочки закинули. Клевала рыба очень хорошо, но никак ея было не вытащить. Но вот на одном месте, так называемом Девичье Купанье, я выудил 1 селяву и 1 маленького судачка («Сидора», по-деревенски). Вася выудил больше меня. Он выудил 4 селявы, 2 судачка и 1 уклейку. Немного погодя мы пошли на яму удить. Там я выудил 2 плотицы, 1 побольше и 1 поменьше. На яме у меня клевала какая-то большая рыба, но выудить ее я никак не мог, так как мальчики стали шалить и кричать. Было уже 2 часа, и я захотел есть. Я сложил удочку и пошел домой, но вдруг увидел, что что-то белеется издали. Когда мы подошли поближе, то оказалось, что это мама с девочками идут глядеть, как мы удим. Мама велела еще раз закинуть удочку, и я закинул, но не выудил ничего, и мы пошли домой. После обеда мы пошли в лес за ландышами. Там мы посмотрели гнездо с птенцами. Все было в порядке. В лесу от нас отстала Устинья. Когда она пришла, мы пошли домой. После чая мы стали играть, так и играли до вечера.

9-го июня. Четверг

Стоит такая же плохая погода, ветрено и холодно. Гулять мы не выходим. Сидим дома. Писать совсем нечего. Сижу я и читаю книги, какия есть у Николая Васильевича.

10 июня. Пятница

Сегодня мы справляли именины Тони, младшей сестры моей. В 12 часов пришли к ней три девочки, а после обеда они стали танцевать. К вечеру они ушли гулять вместе с моими сестрами. Я тоже пошел гулять, и мы стали играть в чижика. Мы играли до вечера, а потом стали с мамой, т. Иришей и Н.В. играть в козла. После игры я лег спать.

11 июня. Суббота

Стоит всё такая же погода. Идет всё дождь, и холодно. Сидим мы дома, а если выйдешь на минутку поиграть с мальчиками, беги скорее домой, так как пойдет дождь. После обеда погода немного поправилась, и я пошел гулять. Гулял я до чая с мальчиками, а после чая я гулял уже один, так как мальчики ушли в баню. В 9 часов я лег спать.

12-го июня. Воскресенье

Погода сегодня сделалась гораздо лучше. Дождь уже почти не идет, ветер немного стих, и стало теплее. Утром мальчиков почти не было, кто ушел в церковь, кто был еще дома. Я достал лаптилку и чижика и стал играть один. Скоро ко мне пришел мальчик Степа, и мы стали играть вдвоем. К 12 часам у нас уже собралась партия в 8 человек. Мы стали играть в пятнашки с мячом. Скоро мама меня позвала позавтракать. После завтрака мы пошли в лес. Всех нас было 10 человек с мамой и с Н.В. Пошли мы в тот лес, который вырубают. Шли мы сначала яровым полем, но когда кончилось поле, вошли мы в лес.

«Мимо Смёнова протекает речка, называется Волчина...»

Лес этот был почти весь вырублен и распилен на дрова, только оставлено было немного тонких сосен для семян. Вскоре мы вышли из этого леса и вошли не в вырубленный. Там мы стали искать грибы, и всё заходили от деревни дальше и дальше. На 3-ей версте от деревни девочки стали ныть, что устали, и мы пошли домой, но Н.В. ушел немного вперед, и нам надо было звать его, и мы стали кричать его. Он наш голос слышал, и он кричал, но мы его голоса не слыхали. Немного погодя Н.В. нагнал нас. Домой мы шли тоже лесом, искали грибы. Я нашел 2 масленка (козляка). В лесу Люда нашла очень красивую бабочку, желтую всю и большую. Там мы видали птенца серого порядочного. Н.В. уверял, что это маленький тетерев. Вскоре мы вошли в выруб. Но вдруг нашла туча, и пошел дождь. Н.В. взял с собой большой кожан, и мы покрылись им. Когда мы подошли к деревне, дождь прошел. Когда я вошел в избу, меня мальчики позвали бегать на гиганских шагах. Когда мы подошли к гигану, там бегали большие мальчики. После обеда я стал бегать на гигане. Бегал я еще плохо, всё падал. После чая парни и девки ушли в Павлище, и стали бегать мальчики и девочки маленькие. Пришла глядеть, как бегают, и мама. Поздно вечером я пошел домой и лег спать.