Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Краеведение у истоков российской культуры

Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №10, стр. 15-20

 

В.К. Лобашев

     
Казанская загородная церковь с колокольней.
Открытка 1905 г.

 


"Белая царевна"

Этот храм отличен от всех остальных построений монастыря и своей архитектурой – в виде ротонды, и своим раскрасом. На цветной гравюре, изображающей монастырь в основном в розовых тонах, выделяется рассматриваемая нами церковь в ее белоснежном уборе рядом с неказистой кирпично-красной небольшой колокольней. Воистину на окружающем фоне розоватых строений, зелени, листвы и травы, голубизны неба и водоема перед нею она кажется застывшей царевной в белом уборе.
Россия находится под покровительством Богоматери, поэтому неудивительно, что на православной земле стояло множество храмов, посвященных нашей небесной заступнице. Так, под покровом Царицы Небесной в 1917 году существовало 1246 обителей в Ее честь.
В Николаевско-Вышневолоцком посаде, населенном ямщиками, в XVII в. было два деревянных храма, и в одном из них хранился список чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В 1724 г. большой пожар уничтожил эти храмы, но икона осталась невредима. В честь этого в Вышнем Волочке была построена трехпредельная деревянная церковь во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Однако огромный пожар 1742 г. дотла уничтожил большую часть посада, в том числе и Казанскую церковь. Икону не нашли, думали, что она сгорела в этом страшном пожаре.

Общий вид вышневолоцкого Казанского женского монастыря

Вскоре в двух верстах от посада, в безлюдном месте у трех ключей на пне, пастушком была найдена эта икона и возвращена в восстановленную церковь, но вторично исчезла и вновь объявилась там же у трех ключей. Тогда прихожане решили, что икона сама указывает, где быть ее храму, и на месте ее нахождения построили деревянную часовню. В прославление этой чудодейственной иконы в Вышнем Волочке был выстроен величественный каменный Казанский собор (между торговыми рядами на месте здания современного суда). Храм был трехпрестольный, и в главном иконостасе по левую сторону от царских врат стояла местная Казанская икона Богоматери, копия с чудотворной иконы, находящейся в часовне.
В холерные годы 1831-й, 1848-й Казанская икона Божией Матери проявила свое заступничество. Когда жители города в страхе и отчаянии не знали, где обрести помощь и избавление от этой страшной эпидемии, икона была перенесена из часовни в город и даже обносилась вокруг него. Всякий раз после этого болезнь ослабевала и прекращалась. Вот в честь этих событий жители Вышнего Волочка и построили новую каменную церковь, более вместительную, в форме ротонды с высокой колоннадой, на возвышенном месте к северу от ранее устроенной деревянной часовни. Она была освящена в 1852 году. Сюда стекалось множество богомольцев не только из Вышнего Волочка и окрестных селений, но и из прилегающих уездов Тверской губернии: Старицы, Зубцова, Ржева, Осташкова...
В 1854 г. жители Вышнего Волочка в ознаменование своей благодарности к чудесной помощи Царицы Небесной подали прошение владыке Гавриилу позволить им вносить чудотворную икону в храм Вышнего Волочка. Владыка разрешил. Начиная с 1 августа 1855 г. святая икона с большим крестным ходом ежегодно вносилась в город и пребывала в нем около месяца, посещая дома всех жителей без исключения.
В 1875 – 1876 гг., когда уже существовал Казанский монастырь, к каменной часовне с восточной стороны был пристроен алтарь со Святым Престолом, а с западной – устроена отдельно стоящая колокольня. Новая церковь была освящена в июне 1880 г. архиепископом Тверским и Кашинским Саввой. Здесь в прекрасном киоте, установленном по левую сторону от Царских врат, на предалтарном возвышении и находилась святыня. К ней вели ступени, огражденные позолоченной решеткой из бронзированного железа. Вот как описывал в 1909 г. священник Арсений Покровский окружающую эту церковь местность: «С помоста церковного обозреваешь старую деревянную часовню – место явления Святой иконы; круглую сень колодца над ключом чистой холодной воды; обширный парк зеленеющих лип и елок, а между ними дорожки, усыпанные желтым песком, а в отдалении часовню над колодцем, называемым «дальним ключиком»… невольно убеждаешься, что тут… тихая пристань в шумливом суетном море житейском».
Еще в 1835 г. вышневолоцкой мещанкой Акулиной Филипповой была сделана первая попытка устроить на месте часовни женский монастырь, но тогда епархиальное начальство ей отказало. В 1866 г. сама Царица Небесная призвала благочестивых подвижниц из Рыбинска во главе с игуменьей Досифеей (Александрой Салтыковой); в 1867 г. при содействии князя А.С. Путятина, бывшего уездным предводителем дворянства, была куплена земля под будущий монастырь. Монахиня рыбинского Софийского монастыря Досифея перебралась в Вышний Волочек в 1871 г., и вскоре образовалась первая община, а князь Путятин в том же году ходатайствовал перед епископом Тверским и Кашинским Филофеем об утверждении начальницей общины Досифеи. Наконец 8 июня 1872 г. община была утверждена Святым Синодом и Досифея назначена ее настоятельницей. К этому времени община располагала участком земли длиной 146 и шириной 110 метров с рядом хозяйственных помещений.
11 февраля 1873 г. архимандрит торжокского Борисоглебского монастыря Антоний освятил первую домовую церковь, а из Москвы был прислан первый колокол, установленный на столбах. С 1877 г. началось строительство соборного храма во имя Казанской иконы Божией Матери по проекту московского архитектора Каминского. Строительство было закончено в 1880 г. 14 ноября 1881 г. указом Святого Синода вышневолоцкая Казанская община была переименована в общежительный женский монастырь с возведением монахини Досифеи в сан игуменьи – в это время здесь в десяти корпусах проживало уже 260 сестер.

Казанская загородная церковь с колокольней. Открытка 1910 г.

7 августа 1882 г. был освящен Казанский собор, а когда внешнее благоустроение монастыря почти завершилось, Казанская икона, служившая покровом над обителью до этого времени, уступает свое место древнейшей чудотворной иконе Андрониковой Богоматери, писанной, по преданию, евангелистом Лукой. В марте 1885 г. купец Е.В. Сивохин выкупил икону Владычицы, приняв решение принести ее в дар вышневолоцкой Казанской женской обители. 1 мая того же года она была торжественно встречена многотысячной толпой верующих на железнодорожном вокзале и крестным ходом доставлена в монастырь. С этого дня каждое 1 мая Синодом был установлен праздник в честь перенесения иконы из Санкт-Петербурга в Казанскую обитель с ежегодным крестным ходом из Казанского монастыря на Чкасову гору.
В 1888 году состоялось открытие и освящение пышной нарядной колокольни с внутренним храмом во имя Ефрема Сирина и Неонилы. В 1889 г. был освящен больничный корпус, а год спустя и храм при этом корпусе во имя пророка Илии и великомученика Пантелеймона. В 1897 г. при участии и на средства Иоанна Кронштадтского состоялась закладка храма в честь чудотворной Андрониковой иконы Божией Матери, а в 1901 г. он уже был освящен. Проект храма разработан московским архитектором Марковым.
Так поэтапно складывалась судьба и архитектурного комплекса вышневолоцкого Казанского женского монастыря, и одной из самых крупных православных женских обителей в Российской империи, соседствовавшей с интересующей нас приходской Казанской загородной церковью.
В христианской архитектуре IV–VI веков, когда христианство становится господствующей религией, в православном храме появился новый символ веры в виде креста, образованный центральным нефом и поперечным трансептом. Это стало решающим фактором для существования трех основополагающих форм в церковном строительстве: базиликанский тип, центрический и крестово-купольный.
Ротонда, или центрический тип. Этот тип храмового строительства – детище итальянского Ренессанса, наиболее гармоничный и выразительный тип архитектуры. Такой вариант как идеальный просматривается уже в полотнах Рафаэля «Обручение Богоматери», Перуджино «Вручение ключей св. Петру».
Однако наиболее ярко тип центрического храма воплотился в проектах сначала Браманте, а потом и Микеланджело в главном храме христианско-католического мира – соборе Св. Петра в Риме. Центрический тип храма на европейской почве при явном доминировании базиликанского типа получил право на жизнь, особенно на италийских землях, наряду с крестово-купольным.

Казанская загородная церковь.
Картина неизвестного художника 1928 г.

Что касается российских просторов, то здесь картина иная, и ротонда в храмовом строительстве – относительно редкое явление. В светской архитектуре, особенно со второй половины XVIII века, т.е. с времен Екатерины II, ротонда получает широкое распространение, особенно в паркостроении в императорских и великокняжеских загородных резиденциях, городских садах, парках и дворянских усадьбах – в виде павильонов, мавзолеев-усыпальниц, беседок. Примеров тому несть числа, поэтому едва ли стоит их перечислять. В церковном строительстве центрический тип весьма и весьма редок. Это Чесменская церковь Ю. Фельтена (тождественные церкви были построены в усадьбе А. Ланского Посадникове на Псковщине и в селе Красном – усадьбе М. Полторацкого), Троицкая (так называемые Кулич и Пасха) Н. Львова, Благовещенская А. Мочульского, Никольская часовня в Стрельне. Первопрестольная Москва представлена следующими центрическими храмами: Вознесения на Гороховом поле М. Казакова, Всех скорбящих радости В. Баженова, Надвратная Тихвинская церковь Донского монастыря И. Зарудного, Косьмы и Домиана М. Казакова, Филиппа Митрополита М. Казакова.
В провинции такого типа храмы это: Рождественский в усадьбе Д. Волконского в Суханове, Владимирские храмы в Быкове и Виноградове, Екатерининский в Валдае Н. Львова, Воскресенский в Никольском-Черенчицах Н. Львова, Крестовоздвиженская часовня в Торжке Н. Львова.
Так кто же был архитектором – автором нашего «белоснежного чуда»? Анализируя архитектурную стилистику российских храмов центрического типа в Санкт-Петербурге и окрестностях, Москве и окрестностях, в провинции, вольно или невольно приходишь к мысли, что более всего напрашивается на эту роль наш земляк из Новоторжского уезда Николай Александрович Львов. Анализ ротондовых храмов в Петербурге, Москве и провинциальной России показывает, что архитектоника и стилистика нашего храма полностью совпадает с такими церквями Н. Львова, как Троицкая (Кулич и Пасха) в Петербурге, Святой Екатерины в Валдае, Крестовоздвиженская часовня в Торжке и Воскресенский храм-мавзолей в Никольском-Черенчицах, особенно с последним архитектурным сооружением. Когда подавалась заявка от вышневолоцких прихожан в конце 40-х – начале 50-х гг. в Духовную консисторию Тверской епархии, то главным губернским архитектором Тверской губернии в то время был (с 1824 по 1868 гг.) Иван Федорович Львов, троюродный племянник Николая Александровича Львова. Видимо, для будущей церкви и был предоставлен один из ранее утвержденных синодальных проектов храмовой архитектуры. Во всяком случае, это наиболее близко к истине и означает, что наша «Белая царевна» – Казанская загородная церковь была «обручена» с Н.А. Львовым как ее автором.