Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Краеведение у истоков российской культуры

Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №10, стр. 93-96

 

Д.М. Ивлев

     
Отец Михаил. Фото 1959 г.

 

 

Владыка

Великая Отечественная война заставила пересмотреть отношение советского правительства к Русской православной церкви. После кровавых гонений 30-х гг. и принятия очередной сталинской Конституции Московская патриархия оказалась вне закона и считалась «контрреволюционной церковно-монархической группировкой». В некоторых расстрельных делах, составленных на священнослужителей и мирян, не желавших смиряться с новым порядком, православную церковь именовали вдобавок ко всему фашистской.
К началу Великой Отечественной войны на территории бывшего Вышневолоцкого уезда было ликвидировано более 90% приходов, оставались лишь немногие действующие храмы на границах районов, закрытию которых помешала война. Судьба храмов, закрытых в эти годы, в большинстве своем плачевна, многие из них до сих пор находятся в забвении. Повезло немногим. Среди таковых можно назвать Богоявленский собор в Вышнем Волочке и храм св. вмч. Георгия и св. вмч. Варвары в с. Матвеево (современный Спировский район). Оба храма были открыты в суровые годы войны, после того как Русская православная церковь была снова легализована Сталиным.
Именно в эти годы началось возрождение приходов на территории вышневолоцкого благочиния. Cреди первых священников, назначенных архиерейским указом на должности настоятелей вновь открытых храмов, был иерей Александр Викторович Смирнов.

Судьба этого человека, напрямую связанная с нашим краем, была нелегкой. Родился Александр 19 августа 1883 г. в семье диакона. Сумел поступить в знаменитую в то время Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Но, закончив ее в 1908 г., он не стал священником, а выбрал службу учителя. Лишь в 1910 г. он был рукоположен во диакона, некоторое время спустя – во иерея.
В послереволюционные годы, когда по указке сверху один за другим закрывались храмы, отцу Александру пришлось сменить много приходов в Ленинградской епархии. Поэтому проследить путь священника трудно.
В тяжелые годы войны батюшка не оставлял свою паству и перенес с ней все трудности военного лихолетья. 21 июля 1944 г. началась новая страница в жизни священника. Он был переведен на должность настоятеля только что открытого Преображенско-Георгиевского прихода с. Матвеево Вышневолоцкого благочиния Калининской и Великолукской епархии. Храмы, летний и зимний, закрытые в годы гонений в 1931 г., оказались разграблены. Об этом свидетельствует опись имущества прихода от 3 – 4 июля 1944 г. с указанием его довоенной стоимости: «Евангелие в металлической оправе малого формата 2 и одно евангелие малое с ободранной оправой, Плащаница под стеклянным верхом, шитая мишурой с разбитым стеклом и гробница на ней деревянная, Крест деревянный в металлической оправе, сломан, Евангелие престольное ободранное...»
Не успели местные жители открыть приход, как он уже оказался помехой местному партийному руководству, а в особенности уполномоченному по делам религии В.И. Хевронову, который любил вмешиваться во внутренние дела сельских приходов. И всё же батюшка взялся за трудное дело восстановления, но иное теперь привлекало священника. Он устал от долгих скитаний и теперь уже искал только одного – удалиться от мира. Но не знал батюшка, что ждет его долгий путь испытаний...
Через много лет после этого житель г. Вышний Волочек Иван Иванович Белов напишет в записках, вспоминая о своем брате священнике Михаиле Ивановиче Белове: «После разных испытаний епископ Рафаил, к которому он (о. Михаил. – Д.И.) приехал, нашел его прошение приемлемым. После чего 17 декабря 1944 г. посвятил его в диакона, а 19 декабря – в сан священника в Троицкой церкви г. Калинина, где он отслужил первую литургию с протодиаконом. После чего он получил указ о назначении его настоятелем церкви с. Матвеево Спировского района. До него там был священник о. Александр Смирнов, которого посвятили в епископа Смоленского с именем Сергий. Когда о. Александр поехал в Москву по вызову Патриарха Сергия, он встретился с братом на станции Спирово. Узнав от своего племянника, кто брат и о чем хлопочет, побеседовав с ним, сказал: «Как буду у Патриарха, постараюсь помочь» и назначить брата в Матвеево. Когда он стал епископом, прислал в Матвеево хозяйке квартиры письмо, где сообщал, что скоро к ним в Матвеево приедет священник, о котором он хлопочет в Патриархии. И как видно, он действительно помог брату Михаилу...»
Вскоре, и правда, на справке, выданной уполномоченным Хевроновым, появилась запись: «Переведен на работу в Патриархию». 16 ноября 1944 г. в Москве отец Александр принял монашество, после пострижения ему было дано имя Сергий, а 19 ноября он был хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского. Разрушенная и опустошенная за годы войны и оккупации епархия встретила своего владыку. На его плечи легла забота об организации церковной жизни в епархии, восстановлении разрушенных и поруганных храмов в Смоленске, Вязьме, Рославле, Демидове, Гжатске, во многих городах и селах Смоленской области. За свой труд владыка был отмечен советским правительством медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

Спасо-Преображенская и Георгиевская церкви
в с. Матвеево. Фото 1950-х гг.

Но не забывал владыка свой приход, как помнили его и прихожане: «Спирово Калининской обл., с. Матвеево, священнику Белову. Взаимно поздравляю Светлым праздником вас всех прихожан, благодарю за память. Епископ Сергий»...
Долгие годы скитаний, переживаний и трудностей подорвали здоровье преосвященного. В период его тяжелой болезни, с 1 февраля по 5 апреля 1955 г., Смоленской кафедрой временно управлял преосвященный Михаил (Чуб; 1909 –1985 гг.), носивший титул епископа Вяземского, викария Смоленской епархии. В апреле того же 1955 г. владыка вышел на покой и уехал в Крым, где его здоровье немного поправилось.
13 декабря 1956 г. указом Святейшего Патриарха Алексия владыка был назначен в распоряжение митрополита Ленинградского и Новгородского Елефия (Воронцова; 1892 – 1959 гг.) Но вновь обострившаяся болезнь вынудила епископа Сергия переехать в г. Могилев, здесь он последний раз в своей жизни присутствовал в соборе за богослужением. 10 августа состояние здоровья владыки ухудшилось. 13 августа он приобщился Святых Таин и, несмотря на крайнюю слабость, сам прочитал «Отче наш...» и молитву перед причастием. 16 августа 1957 г. в два часа ночи преосвященный Сергий скончался в возрасте 74 лет. Погребен в г. Могилеве, Белоруссия.
Иерей Михаил Иванович Белов прослужил в с. Матвеево до 1962 г., скончался 1 мая 1966 г., погребен на Преображенском кладбище Вышнего Волочка. Владыка Сергий, отец Михаил и те многие известные и неизвестные епископы, священники, диаконы, миряне, благодаря которым в годы гонений выжила Русская церковь, своей жизнью показали пример мужества и стойкости в своих убеждениях – пример для всех нас...