Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление
Ступкин Евгений Иванович
Член Союза писателей России, Почетный работник культуры и искусства Тверской области, краевед-исследователь, издатель. Автор четырёх книг. Лауреат литературной премии им М.Е. Салтыкова-Щедрина, Всероссийского конкурса краеведческой литературы, Премии Губернатора Тверской области, Вышний Волочек
ПОСОЛЬЕ
Верхневолжье православное 2004. – № 8. – С. 4.: фот., № 9. – С. 4, 5:, № 12. – С. 4, 5  

В 1901 году Николо-Столпенской пустыни принадлежало более двух тысяч гектар земли и угодий:
1. При монастыре – под строениями 1 десятина 1948 кв. сажен (около 2 га); пахотной 43 д. 200 с. (47.4 га); дровяного леса 165 д. 416 с. (181.6 га) под дорогами 7 д. 1500 с. (8.2 га); итого: удобной земли 210 дес. 1034 с. (231.4 га).
2. При Троицких дачах (в 30 верстах от монастыря) сенокоса, дровяного леса и неудобий – 1525 д. 1946 с. (1678 га) и в отдельных пустошах той же местности: Самсонихе 86 д. 1532 с. (95.2 га); Нестерихе 25 дес. 1218 с. (28 га). Все пустоши сдавались в аренду за 1181 руб. 28 кол. в год.
3. Рыбные ловли в озерах Песво и Удомля – сдавались в аренду за 33 руб. в год. В 1900 г. в монастыре были: 1 иеромонах, 2 иеродиакона, 1 монах и 6 послушников во главе с настоятелем иеромонахом Антонием. Монастырь служил приходом семи селениям: Никольской слободе и деревням: Белый Омут, Терелесово, Бррьково, Тверстянка, Елизаветино и Об-радоео, в которых в то время числилось «796 душ мужского пола» (Тверская Старине, № 3, 1994; «Монастыри Тверской епархии», Тверской епархиальный сборник за 1901 г.).
Вышневолоцкий Казанский женский заштатный монастырь. История монастыря, в котором не однажды отправлял службу самый знаменитый проповедник России на рубеже XIX-XX веков отец Иоанн Кронштадтский, в котором почитали за честь помолиться особы царской крови, началась еще в середине XVIII века.
Тогда, недалеко от селения Вышнего Волочка близ большой дороги на месте чудесного обретения иконы Казанской Божией Матери была поставлена небольшая деревянная часовенка.
(Казанская икона Божией Матери была чудесно обретена в 1579 г. в г. Казани.
Богородица явилась во сне девятилетней девочке Матроне и повелела обрести на пепелище её икону. Свидетелями явления было множество людей. Небольшая икона вскоре стала всенародной святыней.
Казанская икона Божией Матери является и покровительницей нашего города. В честь её в 1771 г. был освящён новопостроенный храм, в котором, на следующий год – 1 июля Вышний Волочёк был провозглашён городом. В честь этого события одна из центральных улиц новоучреждённого города получила название Казанской (некоторое время это был Казанский переулок).
20 октября 1872 г. Казанская женская община была Высочайше утверждена. А через девять лет, указом Св. Синода Вышневолоцкая община была переименована в общежительный Казанский женский монастырь. (Общины, в основном женские, стали появляться почти сразу же после реформы и массового закрытия монастырей в 1764 г. Отличались общины от общежительных монастырей только тем, что члены общины не принимали монашеских обетов. Впоследствии, начиная с середины XIX века, общины довольно часто переименовывали в общежительные монастыри.)
Я не буду пересказывать историю одного из крупнейших женских монастырей России. Она описана очень подробно в книге «Сказание о Вышневолоцком Казанском женском монастыре», вышедшей в 1997 г. тиражом 5000 экз.
Троицкий-Удомельский-Богословский
В описи 1581 г. сказано: «Монастырь на озере Удомельском, на Песво. А в монастыре церковь Животворной Троицы да теплая Рождества Пресвятой Богородицы. А в церквах образа и свечи, и книги и все церковное строение монастырское. Да церковь была Иван Богослов. А та церковь сгорела. Да в монастыре ж игумен Дионисий, в келье 2 брата, да 6 келий пустых». Принадлежал Борисоглебскому Новоторжскому монастырю. Как видим, это был небольшой, небогатый монастырь – типичное посолье, в котором было всего 3 монаха. До середины XX века о монастыре напоминали сразу два селения – погост Троицкий и Удомельская Слобода. Сегодня от погоста осталась красавица Троицкая церковь да старинное кладбище. Деревеньки Удомельская Слобода давно нет – осталось урочище Слобода.

Троицкий-Млевский

В 1764-м был обращен в приходскую церковь села Млёво. Монастырь принадлежал к числу очень древних, но история его, к сожалению, неизвестна. Известно, что приписан он был к Новгородскому Кириллову монастырю, иждивением которого в 1756 г. построена каменная Троицкая церковь. Именно здесь, во Млёвском монастыре, был обнаружен надгробный памятник 1492 г., положенный, по преданию, на могилу Марфы Посадницы.

Удомельский Параскево-Пятницкий

Единственный среди вышневолоцких посолий женский монастырь. Монастырь был полностью уничтожен еще в XVIII веке, и от него не осталось никаких следов. Находился недалеко от Троицкого погоста на озере Песво. О нём в 1581 г. говорится: «Монастырь у озера Песвы, а в монастыре церковь Христовой мученицы Парасковеи, древяная в верх, а в церкви образы и свечи и книги и все строение монастырское да приходское. Да 5 келий, а в них живут 6 стариц, да 2 кельи нищих». Монастырь, как видим, содержатся с помощью прихожан: «всё строение монастырское да приходское». Вероятно, в память об этом монастыре и была открыта в 1907 году Параскево-Пятницкая община.

Никольский-Иловицкий

Мужская пустынь. На этом месте до самой революции существовала деревенька Никольская Пустынь, в двух километрах от деревни Иловицы. Сегодня это Кувшиновский район, примерно в 10 км от села Борзыни. Об этом монастыре есть следующее: «Ржевского уезда (ошибка – с 1772 по 1929 год Иловицы были Вышневолоцкого уезда. – Е.С.) Никольского Иловецкого монастыря строитель Александр – 1670». Ниже сего сказано: «Владимирова Николаевского игумен Тихон 1677 г.» и на стороне против вышеприведённых слов замечено: – «один». В тверском музее есть рукопись, касающаяся сего монастыря, из которой можно узнать, что в 1668 г. в Иловце построена новая церковь. Других сведений автору об этом монастыре неизвестно.

Никитский-Евановский

Мужской монастырь. Первоначальная история его существования изложена в 1582 г. по описи Бежецкой пятины: «У села Еванова (на Ивановском озере) монастырек поставили ново Климентий Милюков с братиею в нынешнем 90 году на своей на поместной земле. А в монастыре церковь Христов мученик Никита, а в церкви образы и свечи и книги и все церковное строение Клементья Милюкова с братиею, да в монастыре же в келье черный поп Иакинф, в келье старец Еувфимий, в келье церковный сторож». Интересен этот монастырь тем, что известен его основатель и строитель. Монастырёк этот и был собственностью «Клементья Милюкова с братиею». Интересно, имеет ли строитель и владелец монастыря отношение к Милюковым времён Венецианова (вторая четверть XIX века)? Многое говорит за то, что имеет. Сегодня села Еванова нет – его вобрала в себя железнодорожная станция Еремково Удомельского района. Нет сегодня на картах и Ивановского озера. Заросло небольшое озеро, заглохло.

Да и, когда большевики, чтобы удержать власть, шли на любые злодеяния? Когда в тамбовских лесах ядовитыми газами травил восставших крестьян прославленный командарм Тухачевский, а массовые расстрелы заложников были нормой? Когда была поставлена задача уничтожения не только монашествующих и священников, а вообще религии?
Тяжкие испытания выпали на долю Казанского женского монастыря. В 1918 г. в нём проживало 600 человек, из них около 200 были совсем не способны ни к какому труду по старости или по болезни. Более 100 человек работали в монастырских мастерских: художественной, вышивальной, строчильной, белошвейной, коверной, башмачной. портняжной, переплётной и др. Деньги от продажи изделий этих мастерских шли на покупку хлеба. Около 300 монахинь занимались сельскохозяйственными работами. В 1918 г. у монастыря отобрали больницу, здание живописной мастерской и башмачный корпус. Затем, 26 марта1919 г. вышневолоцкий земельный отдел принял постановление о социализации земли. Согласно ему все монастырские земли, инвентарь, скот, остатки продовольствия и даже «небольшой запас квашеной капусты» были изъяты у монастыря. На голод были обречены 400 трудоспособных монахинь и послушниц, которые своим трудом содержали не только себя, но и двести человек больных и престарелых, да в детском приюте при монастыре жили 250 девочек-сирот.
Но монастырь боролся. В разные революционные инстанции, вплоть до «гражданина Ленина» писались письма. Благодаря тому, что на одно из таких прошений дал ответ «Всесоюзный староста» М. И. Калинин, оно сохранилось. Калинин советует вышневолоцким большевикам насколько возможно, безболезненно ликвидировать свой монастырь», предлагает «утилизировать монахинь в советских имениях, и на первых порах по возможности щадить их чувства». И «...если за ними не наблюдается определённой контрреволюционной работы, оставить их как производительную Коммуну в их полном личном составе, чем мы избавим Государство от непроизводительного расхода по призрению неработоспособных и сохраним хорошее имение для Советской власти, что при современной разрухе и голодовке имеет огромное государственное Какая нежная забота о благе государства!
Монахинь можно «утилизировать», словно это отбросы, или мусор, а если и щадить их чувства, то только «на первых порах» и «по возможности». Копия письма и хранилась в вышневолоцком архиве как образец «заботы о благе трудящихся» со стороны всесоюзного старосты. Ну а вышневолоцкие «товарищи» подошли к «решению вопроса по партийному» и точно выполнили указание «товарища Калинина».
Правда, «первая пора» оказалась очень короткой, а «возможности» не представилось совсем. В монастыре попытались создать сельскохозяйственную общину, но устав её не был утверждён, а монахиням было предложено разойтись. В сентябре 1922 г. в помещениях Казанского монастыря разместилась 48-я Тверская стрелковая дивизия, которая вскоре, после кончины игуменьи Амвросии в конце 1922 г. овладела всем монастырём. Казанский собор, один из красивейших в России, был превращён сначала в кинозал, а потом – в склад для мусора, уникальная колокольная церковь – в водонапорную башню, а монастырское кладбище – плац. «Товарищи большевики» надругались даже над мёртвыми. Надгробные плиты использовались в фундамент гарнизонного Дома культуры, укладывались в мостовую. Большинство монахинь были обречены на скитание и нищенство.
На землях Спировской и Кашаровской киновий были устроены сельхозартели, а церкви снесены. Оставшиеся сестры продолжали трудиться на монастырских угодьях уже как члены артели. Но вскоре монахинь и послушниц ожидало новое испытание – арест и ссылка. Только единицы вернулись в родные места, большинство же сгинуло в бесчисленных советских концлагерях.
2 января 1991 г. монастырь был вновь открыт. Настоятельницей его стала мать Феодоре, в миру Надежда Владимфовна Пилипчук. За 12 лет проведены большие реставрационно-восстановительные работы.
Нам еще многое предстоит заново открыть и осмыслить. Велико сегодня незнание своей истории, к тому же усугубленное тяжкими годами безвременья. Долгие годы религия была запретной темой. И сегодня мы только-только начинаем заново открывать для себя место монастырей в истории России, их роль и значение для культуры и экономики нашего государства. Эта работа только первый опыт, первая ласточка. Уже в ходе работы над статьёй, автору стали известны новые данные, новые источники. И поэтому в статье есть неточности. Многое еще предстоит узнать – история монастырей и не только вышневолоцких хранит еще немало неизвестных страниц. Что-то, к сожалению, уже безвозвратно утрачено, а находки и открытия ждут своих исследователей.
В статье почти не затронута тема неродных преданий и легенд о монастырях и святых местах. Только в Удомельском районе, кроме 4-х монастырей, существовавших до 1764 г., и о которых имеются сведения, были, по крайней мере, еще три, о которых помнят в народе.
Краевед В.К. Лобашов записал рассказ 90 летней М. П. Чесноковой в котором упоминаемся о монастыре, якобы находившемся недалеко от деревни Гарусово.  Как идти « гарусовскому Монастырю, давно когда то он раньше там был, то в лесу есть родничок. Когда-то тем деревенька была, и барин жил». Есть строчки об этом монастыре и в воспоминаниях Н.М. Левитана. Во время пребывания художника в 1893 г. в доме Аракчеевых в Гарусово М.М. Аракчеев рассказывал Левитану о том, что некогда в Гарусово находился мужской монастырь, а на острове Аржаник жили белые монахи – скимники
Еще об одном монастыре рассказал удомельским кревеведам Л.И. Баскаков из деревни Артемьево. «На озере Ульстим, между деревнями Мишуги и Тормасово-Комарно есть место, называется «могильник». По преданию там стоял мужской монастырь До сих пор тем человеческие кости выпахивают. Сожгли его во время польского нашествия.» (В начале XVII века – Е.С.)
Есть также предание о том, что недалеко от устья речки Пуйги, в местности «Селище» когда-то был женский монастырь Письменные источники об этих трёх ионастырях не сохранились или пока просто не найдены.
А около села Кузнецова например, рядом со старинным почтовым трактом есть небольшая деревенька – Пустынь Что здесь было7 Древний ли монастырь или просто место жительства отшельника? Может быть среди местных жителей и сохранилось какое-нибудь предание?
Автор будет благодарен за любые замечания и отзывы, касающиеся история вышневолоцких монастырей.

 

ВОЗВРАТ В МЕНЮ