Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление
Ступкин Евгений Иванович
Прозаик, Член Союза писателей России. Член Союза журналистов России. Краевед-исследователь. Закончил ГЦОЛИФК. Автор трех книг. Лауреат литературной премии им. М.Е. Салтыкова-Щедрина и Всероссийского конкурса краеведческой литературы. Вышний Волочёк.

«Понеже то дело всего государства...»


 
Вступление

Вышневолоцкая водная система сыграла выдающуюся роль в истории России XVIII-XIX веков. Задумывалась она Петром Великим как главная транспортная магистраль для снабжения новой северной столицы всем необходимым. По рекам и каналам Вышневолоцкой водной системы в Санкт-Петербург везли поволжский хлеб, железо Урала, корабельный лес, строительные материалы и другие жизненно необходимые товары. На протяжении целого столетия (до 1810 г.) Вышневолоцкий водный путь являлся единственной транспортной артерией – истинной «дорогой жизни», связывавшей новую столицу со всей остальной Россией. Его роль в строительстве любимого детища Петра Алексеевича – Санкт-Петербурга, в развитии торговли с Европой, в становлении экономики страны переоценить трудно. Образно говоря, топор, которым Пётр прорубал окно в Европу, приплыл в Петербург через вышневолоцкие каналы.

Начало строительства

Указ «...о начале перекопных работ близ Вышневолоцкого яма» Пётр Первый подписал 12 января 1703 г., но ещё в мае 1702 г. окольничий Андрей Матвеев заключает в г. Амстердаме контракт на 6 лет с 10 голландскими мастерами. В декабре они уже прибывают в Вышний Волочёк, и в мае 1703 г. начинается строительство перекопи.
Надзор за строительством осуществляли князья Гагарины. Немало потратили надзорщики государственных средств и трудов тысяч подневольных работных людей, но выполненные работы оказались весьма несовершенны с гидротехнической стороны и крайне неудовлетворительны с точки зрения судоходства. Голландцы не смогли устранить главного препятствия для судоходства – мелководья реки Тверцы. Сразу же после окончания строительства канала – летом 1709 г. – суда проходили по нему с великими трудностями и в один год не успевали попасть в Петербург.
Северная война между тем продолжалась. Продолжалась она и после Полтавской виктории 1709 г., и после гибели в 1718 г. Карла XII. В мае 1712 г. Санкт-Петербург официально становится столицей Российской империи.
И продолжающаяся война, и строительство новой столицы требовали всё в более увеличивающихся объёмах лес, хлеб, железо, воинские припасы и прочие грузы. Именно поэтому Пётр настойчиво ищет новые водные пути к столице. Он привлекает к этому и своих доверенных лиц, и иностранных мастеров, выделяя для важнейшего государственного дела из казны необходимые, весьма немалые суммы и тысячами сгоняя на эти стройки работных людей, а то и войска. Почти везде Пётр самолично осматривает места будущих каналов.
1710 г. – английскому инженеру Д. Перри поручено отыскать новые пути от Волги до Ладоги. Старинный торговый путь через реку Вытегру (будущая Мариинская водная система, построенная в 1799–1810 годах) включал в себя 50-километровый волок. Для прохода судов требовалось построить 22 шлюза и 5 вёрст канала.
1712 г. – Василий Кормчин завершил осенью обследование рек для соединения Мсты с Мологой. Этот водный путь требовал ещё более грандиозных затрат времени, людей и казны, чем путь Волга – Вытегра.
1713 г. – на строительство канала для соединения Мсты с Мологой отправлено два голландских мастера и три тысячи работных людей. Работы продолжались три месяца, затем их пришлось свернуть.
1715 г. – договор с итальянскими мастерами, которым поручается вновь обследовать водный путь через Вытегру.
1717 г. – на строительство пути Молога – Мста направлено 10 тысяч драгун, но работы вскоре вновь остановили.Между тем к 1719 г. движение по Тверецкому каналу практически прекратилось. В 1718 г. «шлюзовые ворота вешнею водой вынесло» и весенний караван не смог пройти в столицу. Газета «Ведомости» писала: «Воспоследовала в Петербурге нужда великая в провианте. Был голод и бунт великий». Вероятнее всего, «Гагаринский канал» так бы и остался лишь неудачным эпизодом в поисках пути из Волги в Неву, если бы не новгородский купецкий человек Михайло Сердюков.

Создатель Вышневолоцкой водной системы Михаил Иванович Сердюков (Бароно Имегенов)

Долгое время данные об его детских – «селенгинских» – годах, приводимые в разных источниках, оказывались скудными и противоречивыми. Называли его чаще калмыком, иногда монголом, ещё новгородским купцом, и всё. Да и вспоминали его имя в основном специалисты-гидротехники, уделяя несколько строк в своих статьях, рассказывая о Вышневолоцком водном пути. Хотя ещё в 1878 году в третьем томе «Описания документов и дел, хранящимся в архиве Святейшего Правительствующего Синода» историки опубликовали «важное духовное дело обретающегося в Новгородском уезде при Вышнем Волочке, новгородца, посадского человека Михаила Сердюкова». Через 10 лет часть сведений повторили в Сборнике Русского Исторического Общества.
Получилось так, что синодское дело Сердюкова оказалось недоступно исследователям. Публикация же 1878 г. оказалась невостребованной, и о ней постепенно забыли. Информацию о происхождении М.И. Сердюкова возродил из забвенья его потомок Михаил Яковлевич Либерман в 1983 году. Сделано это им в соавторстве с B.C. Виргинским в статье «Новые документы о жизни и деятельности М.И. Сердюкова», которая, к сожалению, вышла уже после их известной книги «Михаил Иванович Сердюков».
Вот что сказал 23 сентября 1723 г. «под угрозой лишения живота» на допросе в Синоде Михаил Иванович Сердюков – Бароно Имегенов сын: «Рождением он мунгальского народа, родился он при реке Селинге в местечке по той реке называемом Селинге, отец у него был мастеровой человек делал седла и луки, и езживал в Китай для продажи лошадей, имя ему было Имеген Зонтохонов сын,которой в прошлых годех тому лет с тритцати или болши от российских людей на баталии убит.
Воспитан он в такой вере, которая именуется Тенгерны Бурхан, и в той вере был до двенатцати или до тринатцати с рождения своего лет и именовался Бароно и в той отеческой своей веры писмен учился до слогов и от закона часть некоторую знал. В Российскую Империю достался в лето от Христа 1691, когда черкаского гетмана дети Петр да Яков Самуйловы на мунгальской народ напали войной и ево Сердюкова полонили тринацатилетня, и привезли в Чекойской острог, которой ныне называется город Селинга и из того места енисейский казак Иван Волосов привез ево в Енисейск, здесь купил ево у того казака за десять рублей московского гостя Остафья Иванова сына Филатьева, прикащик Иван Михайлов сын Сердюков, которой купив его, вскоре и крещения христианскова сподобил, и у дьяка учил славенской грамоте, и с тово времени по оном отце своем крестном называется он Сердюков».
В Енисейске смышлёный юноша быстро освоил русский язык, научился письму и счёту. В 1695 г. Михаил-Бароно вместе со своим приемным отцом приезжает в Москву. Здесь он активно участвует в торговых делах Ивана Сердюкова, ездит с ним в Астрахань, Архангельск, Персию. После смерти в 1700 г. Ивана Михайловича Сердюкова Михайлу взял к себе член московской «гостиной сотни» Матвей Евреинов. Он приглашает М. Сердюкова к себе приказчиком, а через четыре года бывший пленник принимается в новгородскую купеческую гильдию, одну из самых богатых и влиятельных в Московском государстве. В том же 1704 году Сердюков становится подрядчиком по поставке провианта на «строительстве переколи близ Вышневолоцкого яма». По свидетельству современников (камер-юнкер Ф.В. Бергхольц, академик Я.Я. Штелин), протекцию ему оказывал сам Пётр Алексеевич.
Таким образом, строительство вышневолоцкого канала, первого судоходного канала в России, начиналось на глазах у М.И. Сердюкова – он с самого начала работ поставлял «провиант» для стройки. Долгие 15 лет – с 1704 по 1718 год – Сердюков не только наблюдает за ходом строительства, но и, как потом оказалось, анализирует, делает выводы и строит планы.
Пётр 1 в начале 1718 года вызывает к себе Василия Гагарина, под «смотрением» которого строился канал. Обнаружив, что огромные затраты денег и рабочей силы прошли впустую, он назначает расследование, которое подтвердило факты бездействия В. Гагарина и полную несостоятельность голландских мастеров. Канал и шлюзы от этого лучше работать не стали, и проблема снабжения Петербурга становилась всё острее и острее.
М. Сердюков в это время, при содействии крупного чиновника Якова Корсакова, решается представить Петру Первому свой проект реконструкции канала. Но по неизвестной пока причине первое обращение осталось без последствий. И тогда второе письмо Сердюков адресует государю напрямую, и оно в начале 1719 года попадает по назначению. Пётр I приказывает немедленно направить «доношение» Сердюкова в Сенат, чтобы был учинён соответствующий Указ. Но Сенат решает прежде ещё раз всё перепроверить. Заминка «господ сенаторей» заставляет Петра вызвать Сердюкова в Петербург самолично. Во время встречи царь убеждается, насколько глубоко и всесторонне Сердюков продумал своё предложение. Можно представить себе ликование Петра, когда он понял, что перед ним человек, способный решить проблему, над решением которой он бился долгие 15 лет. Проблему, стоившую Петру и России огромных сумм из скудной государственной казны и жизней тысяч и тысяч простых работных людей. Речь шла о главном деле Петра – «прорубить окно в Европу»: строительство на Балтике новой столицы с морским портом открывало России выход на европейские рынки. Именно для этого и требовалась надежная транспортная связь с Поволжьем.
Сердюков брался не только полностью переделать неудачно выполненное голландцами, но и построить новые необходимые гидросооружения. Причём не за государственный счёт, а своим «коштом», и весь риск возможных неудач он брал на себя. «...И ежели зделаю и во что оная работа станет, тогда в. в-во о взыскании милости просить буду, а буде не зделаю убытков своих возвращать не желаю», – писал М.И. Сердюков в своём «доношении» государю. Пётр I не только принимает все предложения Сердюкова, но и даёт ему, в случае удачного исхода дела, привилегии большие, чем просит Сердюков. И это также говорит о важности и срочности решения проблемы, о доверии к Сердюкову и великой на него надежде.Нужно не забывать о том, что до Сердюкова Пётр делал ставку на иностранных мастеров, но они не единожды подводили его. А здесь за дело взялся свой – новгородский купец, и дело ему предстояло великое. Самые неотложные, первостепенные работы перечислены в Указе 1719 г. Сердюков приступает к работам в том же 1719 г., и уже через два года все основные работы, прописанные в Указе, были выполнены. В «доношении» на имя царя Михаил Иванович сообщает, что им построены два «слюза» – на Дне и Тверце, плотина на Шлине и каналы Ключинский и Средний. Из доклада Сердюкова: «Чрез те построенные мною слюзы от Твери в Санкт-Питербурх в 1720 году прошло 1335 судов, а в 1721 году – 2239 судов». То есть уже через два года пропускная способность Вышневолоцкого водораздельного участка увеличилась в несколько раз, и при этом суда проходили без «паузки» – дополнительной и весьма дорогостоящей перегрузки. Судоходство становится возможным во весь срок навигации и без всяких задержек.

Для государственной пользы и свободного судам хода...

Сердюков строил всю жизнь – дома и хозяйственные помещения, заводы и мельницы, кабаки и стойки. Но самое главное, он строил гидросооружения: каналы, «слюзы», плотины, дамбы. И строил он их, не копируя иноземных мастеров, а исходя из местных условий.
Можно сказать, что российская гидротехника начиналась с Сердюкова. И до него строили каналы и «слюзы», вернее, пытались строить: волго-донской канал (1697-1701), ивановский (1701-1709), вышневолоцкий (1703-1709), канал Мета – Молога (1713). Везде строительством руководили иноземные мастера, и везде попытки оказались неудачны. Истины ради стоит отметить, что единственно устройство стовёрстного Ладожского канала все-таки завершилось пуском его в эксплуатацию. Но строительство длилось почти 14 лет – с 1718 по 1731 г., – и ход его из-за множества просчётов и огромных перерасходов средств удачным назвать никак нельзя.
Два главных, воистину гениальных открытия М.И. Сердюкова стали самыми замечательными достижениями не только русской, но всей мировой гидротехники XVIII века. Этого до Сердюкова не делал ещё никто. Без этих новшеств Вышневолоцкий водный путь функционировать бы не смог – они стали главными причинами его успешной работы на протяжении более полутора веков.
Первая его оригинальная идея, воплощённая в жизнь, состояла в том, чтобы путём устройства на Цнинском и Тверец-ком каналах вторых шлюзовых ворот превратить их в длинные однокамерные шлюзы. При этом многократно увеличивалась пропускная способность системы – Цнинский канал вмещал до 40 больших барок, а Тверецкий – более 100. Суда пропускали через «слюз» не по одиночке, как привыкли голландские мастера, а караванами. Это давало ещё и колоссальную экономию воды, недостаток которой и являлся основным препятствием для бесперебойной работы. Тогда как пропуск по одному судну делал всю затею со строительством практически бессмысленной – из-за крайне ограниченного числа барок, способных пройти через канал. Требовалось же не просто пропускать определенное число судов в год, а постоянно, ежегодно это число увеличивать. Этого требовала, как уже говорилось выше, стремительно растущая новая столица – единственный европейский порт на Балтике. И Михаил Иванович блестяще с этим справился.
Вторым стало создание в 1741 г. обширного водохранилища, обеспечивающего резервными водами всю искусственную водную систему. До Сердюкова никому из русских и иностранных специалистов не приходила мысль о создании запаса весенних вод с целью использовать их в летнее время. Для этого на реке Цне, на месте небольшой заводской плотины, зимой 1740-1741 гг. им сооружается новая плотина с тремя спусками (пролётами). В результате образовалось целое искусственное озеро площадью около 6 квадратных километров и подпором воды 2 метра. Это давало возможность в летнее время поддерживать в Тверецком канале и реке Тверце уровень воды, достаточный для свободного прохождения судов. Уже во время наивысшего развития водного пути, в первой половине XIX века, талантливый инженер-гидротехник О.И. Корицкий, 12 лет работавший над её улучшением и реконструкцией, отмечал: «Без Заводского водохранилища судоходство по Вышневолоцкому водному пути и существовать не может».
Но не только эти важнейшие новшества, но и другие оригинальные конструкции, созданные Сердюковым, превосходили

всё, что знала передовая гидротехника того времени, являлись образцом творческой инициативы и инженерной интуиции. Это относится к большинству гидросооружений, построенных по проектам Михаила Ивановича: и к каналам – капитально реконструированному (Гагаринскому» и построенному «своим иждивением» Цнинсксму, – и к «слюзам», и к плотинам, и к «чищению вредительньх порогов». Очень важно отметить, что, по оценке проверяющих, строилось всё это «изрядной крепостью и чистотою».
После 1741 года Михаил Сердюков вместе с сыном Иваном провёл огромные по объёму работы по устройству бечевника от Вышнего Волочка до Твери: рубились просеки, сооружались мосты и гати, расчищался и спрямлялся фарватер. Проведённое обустройство позволил) проводить караваны от Твери до Вышнего Волочка почти твое быстрее. В 1744 г., согласно императорскому Указу, началась чистка Боровицких порогов, продолжавшаяся и после смерти М.И. Сердюкова. Объём работ, произведённых на Мст, оказался ещё значительно большим, чем на Тверце.

Вышневолоцкий водный путь на службе России

Вышневолоцкая водгая система более полутора веков являлась главной, важнейшей транспортной магистралью империи. Вот как оценивал его видный российский инженер-гидротехник И.Ф. Шгукенберг: «Вышневолоцкий водяной путь можно уподобить превосходной гидростатистической машине, посредством которой несколько раз в продолжении года в определенных местах накопляется огромное количество воды, которая служит для приведения в движение около 4000 барок с грузом в 25 миллионов пудов (более 400 тысяч тонн. – Е.С.)... Этот –искусственный водный путь огромностью и сложностью своих средств и пользою превосходит все подобные пути на свете».
До Сердюкова, с 170) г. по 1717 г., через каналы проходило с великими трудами и перегрузками не более 400 судов и плотов за навигацию, которые перевозили около 20 тысяч тонн грузов.
В 1721 г. по созданной Сердюковым водной системе прошло 2238 судов, и в дальнейшем до 1760 года проходило в навигацию в среднем 3000 судов, на которых перевозилось до 200 тысяч тонн

различных грузов, не считая леса в плотах. В то время эти объёмы почти полностью удовлетворяли потребности стотысячного Петербурга.
Не менее важную роль для экономики страны играло и развитие торговли с Европой. Вышневолоцкий путь напрямую связывал Петербургский порт с главной житницей – Волгой, через реки Каму, Чусовую и Белую – почти со всем горнозаводским Уралом; с Верхней Волги в Петербург шло не только продовольствие, а и десятки тысяч брёвен в плотах. Эти потоки грузов позволили Петербургскому порту войти в число крупных европейских центров товарооборота. Число кораблей, с 1714 года по 1759 год ежегодно приходивших в порт, возросло с 16 до 723, то есть почти в 50 раз.
Огромное значение эта транспортная магистраль имела и для развития экономики всех местностей, с нею связанных. Чтобы снарядить караван, растили и собирали хлеб поволжские мужики, на далеком Урале добывали и плавили металл демидовские мастера, долгими зимними вечерами ткали рогожи вятские крестьянки – тысячи человек трудились для него в разных уголках России. Тысячи барок шли каждый год к столице, каждую нужно не только построить и нагрузить (на хлебную барку грузилось до 8 тысяч пудов), но и оснастить всем необходимым: бечевой, рогожами, инструментом...
Работы по реконструкции, улучшению и расширению Вышневолоцкой водной системы, при которых использовались идеи гениального гидротехника-самоучки, продолжались и после смерти М.И. Сердюкова ещё почти полвека.
Летом 1785 г. Екатерина II совершила инспекционную поездку по Вышневолоцкой водной системе, и вот что она писала по окончании путешествия: «В продолжение всего моего путешествия, около 1200 верст сухим путем и 600 верст по воде, я нашла удивительную перемену во всем крае, который частию видела прежде. Там, где были убогие деревни, мне представились прекрасные города с кирпичными и каменными постройками; где не было и деревушек, там встретила большие села, и вообще благосостояние и торговое движение, далеко превысившие мои ожидания». Великое дело, задуманное Петром и воплощённое в жизнь Сердюковым, – именно здесь подлинные истоки увиденного Екатериной Алексеевной благоденствия края.
А самым кратким и точным определением роли и значения Вышневолоцкой водной системы являются несколько слов из Указа Петра I, вынесенные в заголовок данной статьи: «...понеже то дело всего государства...»

Продолжает служить

Без детища Михаила Ивановича Сердюкова – Вышневолоцкого водного пути сложно представить российскую империю на протяжении XVIII–XIX веков. Правда, сегодня он стал другим: многократно увеличилась площадь водохранилища, оделись в гранит берега каналов, заросли столетними деревьями бечевники и уже давно-давно нет на Отмойном острову Лоцманской часовни, в которой служили молебен перед началом путины. Сменила первая в России искусственная водная система и свою профессию. Из транспортной она стала водохозяйственной – около 9 % воды, потребляемой нашей столицей, приходят в Москву через вышневолоцкие каналы и плотины.
Вышневолоцкая водная система продолжает служить России.

 
ВОЗВРАТ В МЕНЮ