Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление
Ступкин Евгений Иванович
Член Союза писателей России, Почетный работник культуры и искусства Тверской области, краевед-исследователь, издатель. Автор четырёх книг. Лауреат литературной премии им М.Е. Салтыкова-Щедрина, Всероссийского конкурса краеведческой литературы, Премии Губернатора Тверской области, Вышний Волочек

Юбилей Вышневолоцкой водной системы и её создателя Михаила Сердюкова

Газета
«Бурятия».
24 июля 2013. стр. 12.

Указ «...о начале перекопных работ близ Вышневолоцкого яма» Петр Первый подписал 12 января 1703 года. Вышневолоцкой водной системе, сыгравшей выдающуюся роль в становлении не только северной столицы России, но и в развитии всей экономики империи, в 2013 году исполняется 310 лет, и 335 лет – со дня рождения ее создателя, гениального гидротехника-самоучки Михаила Ивановича Сердюкова.

 
 
Памятник Михаилу Сердюкову и Петру Первому на привокзальной площади в Вышнем Волочке

Велик Петр, заложивший 310 лет назад новую столицу, блистателен Петербург – один из красивейших городов мира. Я не собираюсь бросить и тени сомнения на эти истины, но мы не должны забывать, что велик Петр Алексеевич в первую очередь как организатор, умевший подбирать помощников себе под стать. Одним из «птенцов гнезда Петрова» стал и Михаил Иванович Сердюков.
Гением и волей Петра Великого построена новая столица, гением и волей его сподвижника Сердюкова построена транспортная магистраль – дорога жизни, по которой в Санкт-Петербург на протяжении 180 лет доставлялись самые разнообразные и необходимейшие грузы.
Из архивных материалов известно, что родился Бароно, Имегенов сын, в 1678 году на реке Селенге и рождением он «мунгальского народа». Тринадцатилетним Бароно взяли в плен казаки и затем продали его за 10 рублей приказчику Ивану Михайловичу Сердюкову. Позднее бывший пленник при крещении получает фамилию и имя своего хозяина.
Михаил Иванович Сердюков – личность выдающаяся, об этом говорит вся история его непростой жизни. Бывший раб и инородец возводится в дворянское звание и получает чин коллежского советника – гражданский чин VI класса, соответствующий воинскому званию полковника. Такое случалось весьма редко даже в начале бурного XVIII века, когда царские награды и милости, особенно во времена Петра, получали люди хоть и незнатного происхождения, но «пользу великую государству российскому приносящие».
Строительство Тверецкого канала, первого судоходного канала в истории России, начиналось на глазах у М.И. Сердюкова: он с самого начала работ поставлял «провиант» для строителей. Строили канал голландские мастера во главе с Адрианом Гоутером, а надзор за строительством осуществляли князья Гагарины. Немало «надзорщики» истратили государственных средств, жизней и трудов тысяч подневольных работных людей, но выполненные работы оказались столь же несовершенны с гидротехнической стороны, сколь неудовлетворительны и с точки зрения судоходства.
Голландцы не смогли устранить главного препятствия для судоходства – мелководья реки Тверцы. Уже сразу после окончания строительства канала в 1709 году суда проходили по нему с великими трудностями и в один год не успевали попасть в Петербург. Между тем строительство новой столицы требовало всё в более увеличивающихся объемах лес, хлеб, железо, воинские припасы и прочий товар.
К 1719 году движение по Тверецкому каналу практически прекратилось. В 1718-м весенний караван не смог пройти по Тверецкому каналу и «...воспоследовала в Петербурге нужда в провианте, был голод и бунт великий». И, вероятнее всего, так бы и остался «Гагаринский канал» лишь неудачным эпизодом в поисках пути из Волги в Неву, если бы не «прожект» Михаила Сердюкова.
В начале 1719 года М. Сердюков направляет Петру I свои предложения по реконструкции канала. Царь вызывает Сердюкова в Петербург самолично и во время встречи убеждается, насколько глубоко и всесторонне Михаил Иванович продумал свой прожект. Можно представить себе ликование Петра, когда он понял, что перед ним человек, способный решить проблему, над которой он бился долгих 15 лет. Проблему, стоившую Петру и России огромных сумм из скудной государственной казны и жизней тысяч и тысяч простых работных людей. Речь шла о главном деле Петра – «прорубить окно в Европу». Ради этого создавались заново армия и флот, именно ради этого среди гиблых болот великими трудами строилась северная столица.
Сердюков брался полностью переделать неудачно выполненное голландцами и построить многие новые гидросооружения. Причем не за государственный счет, а своим «коштом», и весь риск возможных неудач он брал на себя. «...И ежели зделаю и во что оная работа станет, тогда Ваше Величество о взыскании милости просить буду, а буде не зделаю, убытков своих возвращать не желаю», – писал М.И. Сердюков в своем доношении государю. Петр I не только принимает все предложения Сердюкова, но и дает ему в случае удачного исхода дела привилегии большие, чем просит Сердюков. Что также говорит о важности и срочности решения проблемы, о доверии к Сердюкову и великой на него надежде.

Нужно не забывать о том, что до Сердюкова Петр делал ставку на иностранных мастеров, но они не единожды подвели его. А здесь за дело взялся свой – новгородский купец. И дело ему предстояло великое. Требовалось создать целый комплекс гидротехнических сооружений. Самые неотложные, первостепенные работы перечислялись в царском указе: «1719 году июня 26 дня имянным Государя Петра Великого указом повелено новгородцу Михайле Сердюкову: для свободного судам ходу при Вышнем Волочке в каналах и в реках Цне и Тверце пересыпные места вычистить, и обветшалые обрубы также и деревянные слюзы починить и где пристойно и вновь построить. Да для умножения в оных же реках и каналах воды зделать ему перекоп, которою перекопью пустить реку Шлину чрез озера во Цну реку...»

Уже через два года (напомним, хваленые голландские мастера строили один канал более пяти лет) почти все работы, прописанные в указе, Сердюков выполнил. Через три года пропускная способность Вышневолоцкого пути увеличилась почти вдвое. Если в 1720 году через Тверецкий канал прошло к Петербургу, причем с предварительной разгрузкой,
1335 судов, то после постройки каналов Шлина – Цна уже 2339 судов и без паузки (без дополнительной и весьма дорогостоящей перегрузки).

В 1722 году Сердюков заканчивает Цнинский канал. Построил он его «своим иждивением» и фактически без ведома Сената. Гениальная идея Сердюкова была в том, что путем устройства на Цнинском и Тверецком каналах вторых шлюзовых ворот превратить их в длинные однокамерные шлюзы. При этом многократно увеличивалась пропускная способность системы: Цнинский канал вмещал до 40 больших барок, а Тверецкий – более 100.
Замечательным достижением русской гидротехники первой половины XVIII века стало создание Сердюковым водохранилища. Для этого на реке Цне на месте небольшой заводской плотины зимой 1740-1741 годов сооружается новая плотина с тремя спусками (пролетами). В результате образовалось целое искусственное озеро площадью около 6 квадратных километров и подпором воды 2 метра, что давало возможность в летнее время поддерживать в Тверецком канале и реке Тверце уровень воды, достаточный для свободного прохождения судов.

После 1741 года Михаил Сердюков вместе с сыном Иваном провел огромные по объему работы по устройству бечевника от Вышнего Волочка до Твери: рубились просеки, сооружались мосты и гати (настилы из бревен по труднопроходимым местам), расчищался и спрямлялся фарватер. Проведенные работы позволили проводить караваны от Твери до Вышнего Волочка почти вдвое быстрее.

В 1744 году 1 апреля Елизавета Петровна подписывает Указ о начале работ по чистке Боровицких порогов. Начатые в том же 1744 году эти работы продолжались вплоть до смерти Михаила Ивановича Сердюкова. Чистку «вредительных» Боровицких порогов Сердюков проводил так, как ему еще Петр I «неоднократно приказывать соизволил», – путем максимального понижения уровня воды в Мете. Объем работ, проведенных Сердюковым и его сыном Иваном на Мете, оказался еще значительно большим, чем на Тверце.
Умер Михаил Иванович Сердюков в ноябре 1754 года. Похоронен именитый сын бурятского народа близ родного для него Вышнего Волочка, на погосте Городолюбля. Здесь, на берегу первого в России искусственного водохранилища, устроенного его трудами, в окружении вековых берез бывшего монастырского кладбища стоит скромный обелиск.
В середине XVIII века по созданной им водной системе перевозилось ежегодно в среднем 200 тысяч тонн различных грузов, не считая леса в плотах. В то время эти объемы почти полностью удовлетворяли потребности 100-тысячного Петербурга. И уже после смерти М.И. Сердюкова более полувека продолжались работы по реконструкции, улучшению и расширению Вышневолоцкой водной системы, при которых использовались идеи гениального гидротехника-самоучки.
От редакции. Статьи о деятельности гениального сына бурят-монгольского народа Михаила Сердюкова (Бароно Имигенова) не однажды выходили на страницах газеты «Бурятия». Уроженец Селенги, пленённый в конце XVII века русскими казаками и впоследствии усыновлённый купцом Иваном Сердюковым, попал в Москву, где его увидел и приблизил к себе Пётр Первый. Удачливый купец, Михаил Сердюков подрядился на переделку Вышневолоцкого канала в Тверской губернии, ведущего в Петербург, и с честью справился с этой задачей, которая оказалась не под силу голландским гидростроителям.

О том, как проходило празднование 310-летия Вышневолоцкой водной системы и 335-летие со дня рождения Михаила Сердюкова, рассказывалось в статье Евгения Ступкина, напечатанной в газете «Бурятия», № 76 от 10 июля с.г. В этом празднике принимала участие делегация Бурятии во главе с руководителем представительства РБ в Москве Анатолием Лехатиновым, которая была радушно принята в Вышнем Волочке. Кстати, Евгений Иванович Ступкин собирается в августе приехать в Бурятию, чтобы увидеть родину создателя Вышневолоцкого канала, новгородского, тверского купца Михаила Сердюкова, сподвижника Петра Великого.

 

 
ВОЗВРАТ В МЕНЮ