Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление
Ступкин Евгений Иванович
Член Союза писателей России, Почетный работник культуры и искусства Тверской области, краевед-исследователь, издатель. Автор четырёх книг. Лауреат литературной премии им М.Е. Салтыкова-Щедрина, Всероссийского конкурса краеведческой литературы, Премии Губернатора Тверской области, Вышний Волочек

Российская Афения

 

В моем архиве много лет бережно хранится небольшая самодельная тетрадь. Потемневшие от времени странички с расплывшимися, местами, старинными ореховыми чернилами. Это знаменитая российская «Аффения», которую можно назвать сборником рукописных правил и норм поведения.
Одними из первых ревнителей старого благочестия были сестры княгиня Урусова и боярыня Морозова, погибшие в земляной тюрьме Боровска в 1672 году. А через 10 лет был заживо сожжен в далеком Пустозерске и их духовный наставник, один из самых неистовых борцов за старую веру, несгибаемый протопоп Аввакум. Официальные власти царской России не жаловали приверженцев этих правил – «афени» или «офени» преследовались.
Начиная с XVII века и до середины XIX, пропагандисты «Аффении» частенько попадали в застенок, а то и на плаху. Тексты «Аффении» переписывались и передавались из рук в руки потаенно, через надежных, проверенных людей. Сначала, в XVII веке, это были в основном раскольники, а впоследствии к ним прибавился и другой бродячий люд. Последними хранителями таких тетрадей были торговцы мелким товаром и книгами. Можно только предположить, через сколько рук прошли сшитые простой суровой ниткой 12 листков, исписанных разными чернилами и почерками. Первый «самиздат» первых российских «правозащитников». Публикуемая ниже «Аффения» пришла к нам, вероятнее всего, из петровских времен – в ней предаются анафеме новшества, введенные именно Петром I:

Рассийская
Аффения

Исполнилось пророческое суждение и философское разсуждение; о нынешнем народе разсуждают и последним временем называют, что последний пришли веки, в растлённом житии живут человеки, не поклонятся како богу угодити. Стараются как бы более себе денег нажить, да ельнскую себе одежду щить, в жилетках показывают красоту премногу, а в щанах кланаяются, откиня ногу. Бороду желают часто брить, а нос табаком набить. Креститься не умеют, а около носа мотают подобно как в балалайку играют. А писания Божия ничего не знают, а скверны словеса как проповеди читают. У таковых в дому нет ни ладану ни кадила, но токмо держится во устах табачное курило. Говорят, что табак курить не грешно, потому что в дому произошло, и учители наши о том знают – курить и нюхать нам не воспрещают. Потому что они сами употребляют и тем себя оправдывают, что от ладану кинареки умирают, а от табаку здоровы бывают и весело воспевают. Кто сиё будет исполнять – тот будет сыну века пребывать, а кто не будет исполнять – того будут дураком называть.

 
ВОЗВРАТ В МЕНЮ