Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление
Ступкин Евгений Иванович
Член Союза писателей России, Почетный работник культуры и искусства Тверской области, краевед-исследователь, издатель. Автор четырёх книг. Лауреат литературной премии им М.Е. Салтыкова-Щедрина, Всероссийского конкурса краеведческой литературы, Премии Губернатора Тверской области, Вышний Волочек
"Книга детства"
Газета
"Сельская жизнь" №9
от 11 марта 2016 г. стр. 6.
 


Недавно вышла в свет очередная книга вышне волоцкого издателя и краеведа Евгения Ступкина. Называется она «Книга детства». Ее презентация прошла в Москве и Твери. Объектом исследования писателя Е. И. Ступкина стало его собственное детство, послевоенная жизнь небольшой деревеньки Поповское, которая расположена в Краснохолмском районе рядом с селом Болонино, на границе Ярославской области.

Рассказы из «Книги детства» – простые по сюжету: «Деревенька моя», «Печка-матушка», «Зимнее утро», «Новый год», «За клевером», «В пастухах», «Кино приехало», «Первый класс», «Школа», «Болонинка», «Сенокос»... Читаются они легко и с интересом. В них много подробностей, достоверных деталей, характерных для жизни и быта деревни. Думается, что «Книга детства» будет полезна и для молодых, и для пожилых людей, путешествием в наше прошлое, в историю.
Автор книги Е. И. Ступкин пишет: «Эта книга рассказывает о жизни глухой тверской деревушки в трудные послевоенные годы. В ней ничего не придумано, ничего не прибавлено – я писал только то, что сохранила моя память».
«Сегодня места, где прошло мое детство, почти обезлюдели, заросли лесом поля. Деревню моего детства уже не возвернуть, она останется только в нашей памяти да в наших книгах».
Евгений Иванович Ступкин родился в 1947 году в деревне Поповское Краснохолмского района. Закончил начальную Болонинскую, затем Мартыновскую восьмилетнюю школу, Лисинский лесной техникум. Работал по специальности в Архангельской области. С 1974 года живет и работает в Вышнем Волочке.
Он – краевед-исследователь, издатель, коллекционер. Редактор, учредитель и издатель Вышневолоцкого историко-краеведческого альманаха – ВИКА, главный редактор издательства «Ванчакова линия», член Союза журналистов России, член Союза писателей РФ, автор шести книг.
Сегодня редакция публикует рассказы «Деревенька моя», «Болонинка» из «Книги детства» Е. И. Ступкина.

В. БЕЛЯКОВ.

 

Деревенька моя

Бывший Весьегонский уезд всегда считался в Тверской губернии глухим медвежьим углом, а наша деревня Поповское, стоящая на самой границе с Ярославской областью, получалась глухим углом в квадрате, а может, и в кубе.
Состояла деревенька всего из семи домов, разбросанных без всякого порядка на берегу небольшой речушки Болонинки – одного из бесчисленных притоков великой Волги. Сразу за речкой на высокой длинной гряде большое, почти километр, село Болонино. На другом конце села, в его культурном центре, располагались церковь и школа. Болонино, вероятно, от «болоно» – так в наших местах называли шишку на голове, на месте укуса или удара, а здесь это слово обозначало «высокое место». Особенно крутой склон к речке – обрыв, на котором не росла даже трава, – находился за церковью. Это постоянное место наших игр мы звали Глинницей.
Деревеньку нашу с трёх сторон окружали поля, а с юга граничила Болонинка. С другого от реки конца деревни крайним стоял дом моего деда Павла, а следующим наш. Между домами располагался огород – общий для двух домов. Рубежом между огородами являлась межа, и даже малыши знали, что эта грядка наша, а рядом уже бабушкина.
Улиц или улицы, хотя бы одной, в нашей деревне не существовало вовсе. Траву в начале лета, правда только на силос, косили в самой деревне. Совсем маленьким, лет, наверное, трёх-четырёх, я помнил уже нежилые, стоящие без дверей и окон дома: Лябин, большой, со светёлкой, стоящий ближе к речке через дорогу, второй, напротив нашего дома, – бабушки Матрёны да Фитилилов – напротив дома дедушки Павла. Тогда о каком-то подобии ряда ещё можно было говорить, да и то с натяжкой. А когда через пару лет все эти старые дома разобрали, то деревня стала такой, какой она и оставалась всё мое детство и отрочество – до 1963 года, когда после восьмилетки я уехал учиться в лесной техникум.

Болонинка

Деревня Поповское – это ее официальное название. Но узнали мы про то, что наша родная деревня называется несколько по-иному, чем мы привыкли, будучи взрослыми. Звали ее тогда, в детстве, и пока еще зовут сегодня – Попоськово. Таких, состоявших всего из нескольких домов деревенек: Дубровок, Иваньковых, Новинок, Игнатковых... стояло сотни и сотни на необъятных просторах средней полосы России. И испокон веку, и в больших селах и в маленьких деревеньках, все – и взрослые и дети занимались привычным крестьянским трудом: косили сено, скирдовали клевера, теребили лен, обихаживали скотину... По праздникам ходили с утра в храм, потом по гостям, а ближе к вечеру – гармошка, пляски и драки. Теперь всего этого уже почти ничего не осталось. Деревня уходит. Уходит целый пласт жизни огромной страны.
Не только для меня, а для всех, живущих в России, деревня – это корни, и, какой бы могучей ни казалась крона, без корней любую могучую крону ждет гибель. Может быть, крона сумеет переродиться, но это будет другая крона, другая страна.
Не Россия...

* * *

Протекавшая рядом с деревней крохотная речушка Болонинка – непременный участник многих мальчишеских мероприятий. Одна из множества ручейков, ручьев, речушек, из которых соткана Волга, как Россия из Иванов и Марий. Пропетляв среди полей, сенокосов и небольших деревенек десяток-другой километров, наша Болонинка соединялась с другой речкой – Себлой – уже покрупнее, несшей свои воды прямиком в Рыбинское водохранилище. Редко мы называем свою речку Болонинкой, обычно просто рекой. Куда пошел? На реку...
Вода в ней чистейшая и студеная. Хоть и брала свое начало наша Болонинка где-то за Пыпышником, из болота – километрах в пяти от села, но летом чаще всего высыхала до самой Марфиной избы. Изба тетки Марфы стояла на самом краю села – на отшибе, и, начиная от нее и до самых скотных, это примерно с полкилометра, река снова оживала от множества ключей и ключиков, отдавших ей свою воду. Все село воду для питья брало с речки – с ключиков. Кусок трубы, самодельные ступеньки по откосу берега, ольховая жердь вместо поручня – ставишь ведро под струю, и через минуту оно полное.
Зимой на быстринках Болонинка не замерзала даже в большие морозы, только заметнее над ними становился белесоватый туман да позванивали у берегов одевшиеся в прозрачный ледок травинки. Зато летом, особенно в сенокос, все свободное время детвора проводила на реке – у плота.
Болонинка – речка мелкая: десяток километров на быстринке и по колено, редко выше – в небольших омутах. Для купания приходилось плотить плот – дело непростое и трудоемкое. Строительством плота всегда руководил кто-то из старших ребят – чаще всего Васька Писулин. Он родился в 41-м и был старше всей нашей мальчишечьей братии на целую войну.
Место для плота выбиралось долго и тщательно. Строительным материалом служил дерн и вырубленные из ольхи или ивняка колья. Затем каждому давалось задание – сколько штук кому принесть дерну и кольев, сколько лопат земли бросить перед плотом. Учет велся строгий – контролировали каждый друг друга. Наказание за невыполнение «норм» или отлынивание от работы применялось одно, но высшее – отлучение от купания. Поэтому желающих пофилонить, как правило, не находилось. Сооружение и впрямь получалось солидное – высота под два метра и глубина около самого плота, соответственно, такая же. Плот строился так, что даже взрослому хватало места понырять и поплавать метров 30-40. Малышня, освобожденная от участия в строительстве, время проводила в лягушатнике – самое мелкое, сантиметров 20-30, место, быстро прогреваемое солнышком и представляющее из себя теплую и грязную лужу.
Эксплуатировался новопостроенный плот нещадно – в жаркие дни вода не успевала отстаиваться и взбаламучивалась донельзя. Особенно вечером, когда окунуться приходили взрослые мужики. Они, кстати, не только поощряли, но частенько и помогали нам в строительстве запруды. В деревне ведь и понятия тогда не имели не то что о душе, даже об обычных банях. Мылись в русской печке – это зимой, а летом – речка, плот.
Представляете, какое это блаженство – после длинного, жаркого, занятого сенокосом дня броситься вниз головой в обжигающую прохладу. Плаваешь, кувыркаешься, но через десяток минут губы синие, зубы стучат – выскакиваешь из воды и животом на теплый песок. Усталость как рукой снимает.
А если прийти на плот свежим июльским утром, вода кажется теплее обычного. В прозрачной глубине видна каждая травинка, каждый камешек, на мелинке играют стайки молюшек. Перед тем как окунуться поневоле замираешь, глядя на эту земную благодать.
Сегодня места, где мы в детстве проводили целые дни, уже не узнать. Все берега густо заросли ивняком и ольхой, а где нет деревьев и кустов – выше человеческого роста задичалая крапива да полынь с лебедой, редко-редко где можно подойти к берегу.
Но все равно, приезжая в родное село, я первым делом иду на ключик, умываюсь и пью досыта, до ломоты в зубах хрустальную воду своего детства.

ВОЗВРАТ В МЕНЮ