Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление
Ступкин Евгений Иванович
Член Союза писателей России, Почетный работник культуры и искусства Тверской области, краевед-исследователь, издатель. Автор четырёх книг. Лауреат литературной премии им М.Е. Салтыкова-Щедрина, Всероссийского конкурса краеведческой литературы, Премии Губернатора Тверской области, Вышний Волочек

Подвижники

 
Династия священников Зосимовых
 
Слобода – Болонино – Вышний Волочек – Москва

Историю России XIX-XX веков можно познавать, изучая и анализируя жизнь какой-либо династии. Особенно это касается священнических родов: они трудились в самой гуще народа, жили его чаяньями, горевали его бедами – являлись неотъемлемой его частью. Речь пойдет об одной из таких династий – тверских Зосимовских. Среди носителей этой фамилии нет князей, баронов, нет представителей императорской семьи или потомственных дворян. Но среди священников, врачей и учителей Зосимовских немало личностей, оставивших заметный след в истории России и заслуживших право на благодарную память потомков.
Начало этой династии, ее корни идут от пономарей, служивших в церкви Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия1, что в подмонастырской слободе Николаевского Антониева монастыря. Первый известный на сегодня предок Зосимовских Степан родился еще во времена Петра Великого2, когда Красный Холм числился селом и носил имя Спас на Холму3. В своей статье я кратко и расскажу о некоторых потомках пономаря Зосимовской церкви Степана Прокопиева.
Впервые фамилию Зосимовских я услышал около 2000 года во время одной из встреч с нашим земляком B.C. Соколовым4. Рассказывая о своих учителях, имя Владимира Дмитриевича Зосимовского среди других преподавателей Вышневолоцкой трудовой школы 1-й ступени знаменитый академик назвал в числе первых5.
В 2002 году умер первый председатель Вышневолоцкого краеведческого общества Р.И. Матюнин, и все краеведческие дела «по наследству» достались мне: председательство в обществе, редактирование общественно-политическойгазеты «Древний Волок» и краеведческого альманаха «ВИКА» – Плюс постоянные историко-краеведческие исследования, связанные с различными сторонами жизни Вышнего Волочка. И чем дальше я «влезал» в историю «города на Древнем Волоке», тем больше узнавал про представителей рода Зосимовских.

 
 
Земский врач.
Владимир Васильевич Зосимовский.
Фото из архива Н.В. Бунчука

В 2007 году я начал собирать материал о своей родине – селе Болонино Краснохолмского района Калининской области. Исследовательские поиски чаще всего начинаются с архива. В Тверском государственном архиве я к тому времени работал уже в течение 10 лет. Первый же день работы с документами по краснохолмским церквям принес открытие: настоятелем болонинской Покровской церкви в 1836 году служил 22-летний отец Василий Зосимовский. Сразу же возник вопрос: кто он легендарному вышневолоцкому учителю – однофамилец или родственник? И снова работа в ГАТО: клировые и исповедные ведомости, метрические книги. Вскоре выяснилось не только что Владимир Дмитриевич Зосимовский – правнук Василия Алексеевича Зосимовского, но и многое другое, связанное с этой династией.
Мой интерес к личности Владимира Дмитриевича значительно возрос после того, как я узнал, что детство его прошло в тех же местах, где родился и вырос я сам, только на 52 года раньше. А потом, закончив с отличием Варшавский университет, он стал жить и работать в Вышнем Волочке5, где 54 года спустя стал жить и работать и я. Его дед Феодор Васильевич крестил, венчал и отпевал моих дедов, прадедов и прапрадедов: Ступкиных, Евдокимовых, Степановых, Плиткиных...
Прадед – Василий Алексеевич – стал не только одним из первых получившим фамилию Зосимовский, но и одним из самых заметных представителей этой краснохолмской фамилии. Почти 52 года – с 6 сентября 1837-го до 28 мая 1889-го – прослужил он Богу и людям.
Исполнял кроме обязанностей священника самые различные возлагаемые на него «общественные» обязанности: депутата, благочинного, наставника сельского училища («безмездно»), инспектора «безмездных приходских сельских училищ», члена ревизионного комитета по Вышневолоцкому духовному училищу, члена Вышневолоцкого духовного правления, законоучителя школы кондукторов ведомства Министерства путей сообщения, члена комитета уездного попечительства о тюрьмах. И на всех этих общественных, то есть «безмездных», постах батюшка трудился весьма «усердно» и «отлично», за что и удостоился неоднократных поощрений, благодарностей и наград: 15 марта 1854 г. за усердную службу награжден набедренником; 25 января 1860 г. за труды и успехи по народному образованию объявлена «Благодарность Епархиального начальства»; 20 августа 1860 г. за отличную благотворительность в пользу бедных духовного звания объявлена архипастырская благодарность и благословение; в 1863 г. за усердное прохождение должности и отличное поведение награжден фиолетовою скуфьею; в 1866 г. награжден камилавкою; 10 ноября 1866 г. за отличную благотворительность в пользу бедных духовного звания объявлена  архипастырская благодарность и благословение; 1 августа 1870 г. за отличную усердную службу награжден золотым наперсным крестом; 13 апреля 1875 г. награжден орденом Святой Анны III степени; 21 марта 1879 г. возведен в сан протоиерея; 13 апреля 1882 г. награжден орденом Св. Владимира IV степени; в 1884 г. награжден орденом Святой Анны II ст.; имел бронзовый крест на Владимирской ленте в память минувшей войны 1853-1856 гг.
В семье Зосимовских родилось семеро детей: шестерых сыновей и дочь родила Агриппина Ивановна своему мужу. Старшие сыновья пошли по стопам отца. Димитрий Васильевич почти 6о лет прослужил священником с. Лесоклинское Бежецкого уезда. Феодор Васильевич в 1866 году сменил своего отца на должности настоятеля Покровского храма с. Болонино Краснохолмского уезда, где и трудился до самой кончины в 1911 году. Иван Васильевич – секретарь при Киевском митрополите, Николай Васильевич священничествовал в Спасской церкви г. Вязьмы Смоленской епархии до самого закрытия храма в 1920-х. Младшие: Михаил Васильевич стал судебным следователем, а Владимир Васильевич – уездным врачом Вышневолоцкого уезда. Дочь Серафима вышла замуж в Вышнем Волочке за коллежского асессора Сулимова.
Зосимовские-церковнослужители жили и служили в самых разных уездах Тверской губернии: в Краснохолмском – ц. Зосимы и Савватия в Краснохолмской слободе; Кашинском – погост Прилуки с. Карцево; Бежецком – ц. Святой Троицы в с. Лесоклинье, погост Лютницы ц. Казанской Божьей Матери, с. Пузырево; Весьегонском – Покровская ц. в с. Болонино, Успенская ц. в с. Дроздеево; Новоторжском – ц. Страстной Божьей Матери в с. Княщины; Вышневолоцком – погост Георгиевский-Чудиновский; Вышнем Волочке – Петропавловская ц., Богоявленский собор6.

 
Ученик и учитель:
председатель Совмина РСФСР Г.И. Воронов и В.Д. Зосимовский,
г. Вышний Волочек, 1966 г.
 

Немало Зосимовских разъехалось и за пределы Тверской епархии: Иван Васильевич – Киев, Николай Васильевич – Вязьма, Михаил Васильевич – Санкт-Петербург, Александр Федорович – Иркутск... Представителям четвертого и последующих поколений Зосимовских пришлось пережить революцию, гражданскую войну, репрессии 30-х, а потом и Великую Отечественную. Сражались и гибли они и за белых, и за красных, защищали Родину в двух войнах с германцем, умирали в сталинских лагерях. Представительницы династии выходили замуж и, как правило, покидали родительское гнездо, и сегодня, наверное, во многих городах и весях России трудились и трудятся потомки краснохолмских псаломщиков.
В 2012 году состоялось мое знакомство с Н.В. Бунчуком7 – праправнуком Василия Алексеевича Зосимовского. После заочного знакомства по телефону мы с ним и его сыном три дня ездили по области. Выехав из Твери, посетили места, где служили когда-то его предки: погост Лютницы под Бежецком и сам город Бежецк; в Краснохолмском районе побывали в бывшей под-монастырской Слободе и в самом Антониевом монастыре, затем в селах Болонино и Дроздеево и закончили свое путешествие в г. Весьегонске. При знакомстве по телефону Николай Васильевич назвался доктором, а когда прощались, дал визитку – оказалось, что он не просто доктор, а доктор медицинских наук. На следующий год мы побывали на погосте Лесоклинье – к нам с Николаем Васильевичем присоединился еще Г.Г. Одинцов. Георгий Германович, как и Николай Васильевич, всё свободное время отдает розыску своих предков. В Лесоклинье у них оказались общие предки: здесь породнились Зосимовские и Одинцовы. Экспедиция в Лесоклинье запланирована и на 2015 год: необходимо привести в порядок найденную могилу священника Александра Михайловича Одинцова – прадеда Г.Г. Одинцова, служившего в Лесоклинье вместе с Дмитрием Васильевичем Зосимовским – родным братом прадеда Н.В. Бунчука.
Знакомы мы с Николаем Васильевичем вроде бы совсем немного, но я, как и большинство близко его знающих, уже прочно подпал под обаяние его личности. Неизменно доброжелательный, готовый немедленно откликнуться на любую просьбу, он очень похож на своих предков – сельских батюшек Зосимовских, которых до сих пор помнят в тверских селах и деревнях. И к нему полностью подходят слова, которые он написал про своих предков: «Если попытаться отметить характерные общие черты старших Зосимовских, которых я знал, то я бы указал на надежность, отзывчивость, нередко самоотверженность, преданность своей семье и профессии, нестяжательство, легкую переносимость жизненных трудностей».
В заключение остается добавить, что Николай Васильевич Бунчук продолжает и на пенсии заботливо и профессионально врачевать своих пациентов, так же как врачевали тела и души его предки – священники, учителя и врачи Зосимовские. А много времени и средств тратит на творительность, помогая восстанав храмы в Вышнем Волочке, селе Бол в подмонастырской Слободе Краснского Антониева монастыря.
Статья уже была закончена и помещена в сборник, когда мне 12 октября по Николай Васильевич и сообщил, по его словам, «очень радостную весть»: вчера ему звонил Юрий Иванович8 и сказал, что привезли колокола для Зосимовской церкви.

Примечания

1. Постройка церкви описана в книге "Соборы Красного Холма", 1913. В Архиерейских грамотах новгородского митрополита Корнилия в 1690 г. записано «Разрешено деревянную церковь Вознесения на святых воротах Николаевского «Антониева монастыря разобрать и из неё построить на острове близ моностыря церковь во имя Зосимы и Савватия - соловецких чудотворцев». В 1795 г. деревянная церковь сгорела. Существующая каменная церковь построена в 1797 г. на средства прихожан. Церковь имеет два придела: летний - Покрова Пресвятой Богородицы и зимний - в честь преподобных отцов Зосимы и Савватия. Церковный приход состоял из деревень Слобода, Пальниково, Григорово, Боярское, Косяково, Барбино, Костычево, Путилове.

2. Генеалогическое древо Зосимовских. Личный архив Н.В. Бунчука.

3. Историко-краеведческий альманах № 10. Обитель Преподобного Антония. Бежецк, 2014 // Г.К. Смирнов. Красный Холм. С. 5-6.

4. Соколов Борис Сергеевич (1914-2013), известный геолог и палеонтолог, член Президиума Академии наук России, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, родился и вырос в Вышнем Волочке. Прах его захоронен на кладбище села Берёзки Вышневолоцкого района. В этом селе прошли его детские годы, сюда он приезжал каждое лето с 1984 по 2004 год на свою дачу.

5. Владимир Дмитриевич Зосимовский (1895-1978), «учитель учителей» - один из самых знаменитых вышневолоцких преподавателей, награжден орденом Трудового Красного Знамени (1947), орденом Ленина (1948). Закончил с отличием Варшавский университет. Среди учеников председатель Совета министров РСФСР Г.И. Воронов9 и академик РАН Б.С. Соколов. «Владимир Дмитриевич был прекрасный литератор с университетским образованием. Человек он был активный и культурно-общественной деятельности никогда не чурался» (Академик Борис Сергеевич Соколов. 9.04.1914 - 2.09.2013. Материалы юбилейной конференции. В. Волочек 2014. С. 99-100).
Из автобиографии В.Д. Зосимовского: «Родился ю авг. 1895 г. ...в семье служителя культа. Учился в семинарии, откуда уволился, окончив только 4 класса, и поступил в Варшавский университет на историко-филологический факультет. Со 2 курса до окончания получал министерскую стипендию, как отличник учебы. В 1917 году окончил университет с правом защиты диссертации на звание кандидата наук. Сразу же был призван на военную службу... в феврале 1918 г. был демобилизован... и поступил учителем средней школы в г. Вышний Волочек, где с тех пор непрерывно и работаю учителем 36 лет.
Главными местами моей работы были: средние школы города, Рабфак, Педагогическое училище и Учительский институт... Всегда уделял много времени и сил общественной работе... Имею жену и дочь, кандидата с/хоз. наук, работающую в Москве на Всесоюзной с/хоз. выставке. Преподаватель литературы ср. шк. № 3 В. Зосимовский, 23 сент. 1954 г.»

6. ГАТО. Ф. 160, Oп.1, д. №№ 15742, 15776, 15957, 16171. 16172, 16173, 34827, 34889, 34948, 35130, 35162, 35639.

7. Николай Васильевич Бунчук (1947), доктор медицинских наук, ревматолог. Работал в Институте ревматологии, г. Москва.

8. Юрий Иванович Чистяков вместе с семьей живет в селе Слобода, напротив храма Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, восстановлением которого он занимается уже многие годы. Николай Васильевич познакомился с Чистяковым во время первой поездки в Красный Холм в 2012 году. Юрий Иванович несколько лет вместе с мартыновским священником о. Олегом (Зимаевым) занимался восстановлением Покровского храма в селе Болонино, в котором с 1837-го по 1911 год служили Василий Алексеевич и Феодор Васильевич Зосимовские.

9. Геннадий Иванович Воронов (1910-1994). советский государственный и партийный деятель, председатель Совета министров РСФСР. (1962-1971), член ЦК КПСС (1952-1976), кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС (1961), член Политбюро ЦК КПСС (1961-1973), депутат Верховного Совета СССР 3-8-го созывов.

 
Возврат в МЕНЮ