Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление
Ступкин Евгений Иванович
Член Союза писателей России, Почетный работник культуры и искусства Тверской области, краевед-исследователь, издатель. Автор четырёх книг. Лауреат литературной премии им М.Е. Салтыкова-Щедрина, Всероссийского конкурса краеведческой литературы, Премии Губернатора Тверской области, Вышний Волочек

Истоки

 
 
 
Михаил Иванович Сердюков

Михаилу Ивановичу Сердюкову посвящается

300-летие Санкт-Петербурга праздновалось широко. Освещалось и комментировалось это событие во всем мире. Велик Петр I, заложивший 300 лет назад новую столицу. Блистателен Петербург – один из красивейших городов мира. И я не собираюсь бросить и тени сомнения на эти истины. Но мы не должны забывать, что велик Петр Алексеевич был в первую очередь как организатор, умевший подбирать помощников себе под стать. Одним из «птенцов гнезда Петрова» был Михаил Иванович Сердюков – создатель Вышневолоцкой водной системы, которая на протяжении целого столетия (до 1810 г.) была единственной транспортной артерией, как пуповиной связывающей новую столицу со всей остальной Россией.
Гением и волей Петра построена новая столица, гением и волей его сподвижника Сердюкова построена транспортная магистраль – дорога жизни, по которой в Санкт-Петербург на протяжении 180 лет доставлялись самые разнообразные и необходимейшие грузы. 12 января 1703 года Петр Первый подписал указ «...о начале перекопных работ близ Вышневолоцкого яма». В 2003 г. Вышневолоцкой водной системе исполнилось 300 лет, а ее создателю, гениальному гидро- технику-самоучке Михаилу Ивановичу Сердюкову – 325 лет.
Из архивных материалов известно, что родился Бароно, Имегенов сын в 1678 году на реке Селенге и рождением он «мунгальского народа». Тринадцатилетним Бароно был взят в плен и затем продан за 10 рублей приказчику Ивану Михайловичу Сердюкову. Позднее бывший пленник при крещении получил фамилию своего хозяина.
Михаил Иванович был личностью выдающейся – об этом говорит вся история его непростой жизни. Бывший раб и инородец возводится в дворянское звание и получает чин коллежского советника-гражданский чин VI класса, соответствующий воинскому званию полковника. Во времена Петра царские награды и милости получали люди хоть и незнатного происхождения, но «пользу великую государству российскому приносящие».

Строительство Тверецкого канала

– первого судоходного канала в России начиналось на глазах у М.И. Сердюкова – он с самого начала работ поставлял «провиант» для строителей. Строили канал голландские мастера во главе с Адрианом Гоутером, а надзор за строительством был поручен князьям Гагариным. Немало было истрачено государственных средств и трудов тысяч подневольных работных людей, но выполненные работы были столь же несовершенны с гидротехнической стороны, сколь неудовлетворительны и с точки зрения судоходства.
Голландцы не смогли устранить главного препятствия для судоходства – мелководье реки Тверцы. Уже сразу после окончания строительства канала в 1709 году суда проходили по нему с великими трудностями и в один год не успевали попасть в Петербург. Между тем, строительство новой столицы требовало все в более увеличивающихся объемах лес, хлеб, железо, воинские припасы и прочий товар.
К 1719 году движение по Тверецкому каналу практически прекратилось. В 1718 году весенний караван не смог пройти по Тверецкому каналу и «...воспоследовала в Петербурге нужда великая в провианте». И вероятнее всего, так бы и остался «Гагаринский канал» лишь неудачным эпизодом в поисках пути из Волги в Неву, если бы не «прожект» Михаила Сердюкова.
В начале 1719 г. М. Сердюков направляет Петру I свой проект реконструкции канала. Царь вызывает Сердюкова в Петербург самолично и во время встречи убеждается, насколько глубоко и всесторонне Сердюков продумал свое предложение. Можно представить себе ликование Петра, когда он понял что перед ним человек способный решить проблему, над решением которой он бился долгие 15 лет. Проблему, стоившую Петру и России огромных сумм из скудной государственной казны и жизней тысяч и тысяч простых работных людей. Речь шла о главном деле Петра – «прорубить окно в Европу».
Сердюков брался полностью переделать неудачно выполненное голландцами и построить многие новые гидросооружения. Причем, не за государственный счет, а своим «коштом» и весь риск возможных неудач он брал на себя. «...И ежели зделаю и во что оная работа станет, тогда в. в-во о взыскании милости просить буду, а буде не зделаю убытков своих возвращать не желаю», – писал М.И. Сердюков в своем «доношении» государю. И Петр I не только принимает все предложения Сердюкова, но и дает ему, в случае удачного исхода дела привилегии большие, чем просит Сердюков. И это так же говорит о важности и срочности решения проблемы, о доверии к Сердюкову и великой на него надежды.
Нужно не забывать о том, что до Сердюкова Петр делал ставку на иностранных мастеров, но они не единожды подвели его. А здесь за дело взялся свой – новгородский купец. И дело ему предстояло великое. Необходимо было создать целый комплекс гидротехнических сооружений. Самые неотложные, первостепенные работы были перечислены в царском указе: «1719 году июня 26 дня имянным Государя Петра Великого указом повелено новгородцу Михаиле Сердюкову: для свободного судам ходу при Вышнем Волочке в каналах и в реках Цне и Тверце пересыпные места вычистить, и обветшалые обрубы также и деревянные слюзы починить и где пристойно и вновь построить. Да для умножения в оных же реках и каналах воды зделать ему перекоп, которою перекопью пустить реку Шлину чрез озера во Цну реку... » Уже к 1722 году почти все работы, прописанные в Указе, были выполнены. Через три года пропускная способность Вышневолоцкого пути увеличилась почти вдвое. Если в 1720 году через Тверец кий канал прошло к Петербургу, причем, с предварительной разгрузкой 1335 судов, то после постройки каналов Шлина – Цна уже 2339 судов и без паузки (без дополнительной и весьма дорогостоящей перегрузки).
В 1722 года Сердюков заканчивает Цнинский канал. Построил он его «своим иждивением» и фактически без ведома Сената. Гениальная идея Сердюкова была в том, что путем устройства на Цнинском и Тверецком каналах вторых шлюзовых ворот превратить их в длинные однокамерные шлюзы. При этом многократно увеличивалась пропускная способность системы – Цнинский канал вмещал до 40 больших барок, а Тверецкий – более 100.
Замечательным достижением русской гидротехники первой половины XVIII века стало создание Сердюковым водохранилища. Для этого на реке Цне на месте небольшой заводской плотины зимой 1740-1741 годов была сооружена новая плотина с тремя спусками (пролетами). В результате образовалось целое искусственное озеро площадью около 6 квадратных километров и подпором воды 2 метра, что давало возможность в летнее время поддерживать в Тверецком канале и реке Тверце уровень воды, достаточный для свободного прохождения судов.
После 1741 года Михаилом Сердюковым вместе с сыном Иваном были проведены огромные по объему работы по устройству бечевника от Вышнего Волочка до Твери – рубились просеки, сооружались мосты и гати, расчищался и спрямлялся фарватер. Проведенные работы позволили проводить караваны от Твери до Вышнего Волочка почти вдвое быстрее.
В 1744 году 1 апреля Елизавета Петровна подписывает Указ о начале работ по чистке Боровицких порогов. Начатые в том же 1744 году эти работы продолжались вплоть до смерти Михаила Ивановича Сердюкова. Чистку «вредительных» Боровицких порогов Сердюков проводил так, как ему еще Петр I «неоднократно приказывать соизволил»
– путем максимального понижения уровня воды в Мcте. Объем работ, проведенных  Сердюковым и его сыном Иваном, был еще значительно больше, чем на Тверце.
Умер Михаил Иванович Сердюков в 1754 году или в начале 1755. Похоронен создатель Вышневолоцкой водной системы на погосте Городолюбля, на берегу созданного им водохранилища. В средине XVIII века по созданной им водной системе перевозилось в среднем 200 тысяч тонн различных грузов, не считая леса в плотах. В го время эти объемы почти полностью удовлетворяли потребности 100-тысячного Петербурга. И уже после смерти М.И. Сердюкова еще почти полвека продолжались работы по реконструкции, улучшению и расширению Вышневолоцкой водной системы, при которых использовались идеи гениального гидротехника-самоучки.

 
«Заводская плотина» 1721 г.
Перестроена в гранитную в 1784 году.
Усадьба М. И. Сердюкова.
Начало 1720-х гг. (с открытки 1905 года).
 
 
ВОЗВРАТ В МЕНЮ