Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление
Ступкин Евгений Иванович
Член Союза писателей России, Почетный работник культуры и искусства Тверской области, краевед-исследователь, издатель. Автор четырёх книг. Лауреат литературной премии им М.Е. Салтыкова-Щедрина, Всероссийского конкурса краеведческой литературы, Премии Губернатора Тверской области, Вышний Волочек
Самый первый, хлебный, Солпенский…
 
 

Древняя вышневолоцкая земля! Она помнит новгородских дружинников и белокурых норманнов, опричников Ивана Грозного и польские орды Смутного времени. Но все завоеватели шли дорогами, уже до них проторенными торговцами и купцами. С Тверцы через волок и по Мсте к Великому Новгороду издревле проходил Великий Волжский водный путь. Еще в 947 году от Рождества Христова, больше тысячелетия тому назад, княгиня Ольга, идя к Нову городу, ставила по Мсте погосты. Вдоль Тверцы и Мсты шел и путь посуху, соединяя сначала Москву и Новгород, а позднее и Санкт-Петербург.
Одним из узловых пунктов на этом древнейшем торговом I пути был Вышний, или Верхний, волок, из-за малого размера чаще называемый Волочком. С обоих концов десятиверстного волока еще в незапамятные времена возникли селения.
Селение на Тверце впервые упоминается как Никольский погост, а на Цне – как Вышневолоцкий ям. Вокруг этого центра и сложилась территория, называемая сегодня Вышневолоцким краем.
Значение вышневолоцкой земли неизмеримо возросло с начала XVIII века, когда неистовый Петр, подняв на дыбы Московию, «прорубал» через наши земли «окно в Европу»: летом 1703 года близ Вышневолоцкого яма началось строительство судоходного канала.
История нашего района неразрывно связана с историей Вышневолоцкой водной системы, которая сыграла выдающуюся роль в становлении Санкт-Петербурга и во всей экономики России XVIII-XIX веков. 180 лет Вышневолоцкая водная система была главной транспортной магистралью, связывающей северную столицу Российской империи с Поволжьем.

Из таких барок и состоял Солпенский караван

В столицу, являвшуюся и единственным «окном в Европу» – морским портом на Балтике, шли самые разнообразные грузы: строительные материалы, военные припасы и, конечно, продовольствие. Первыми в столицу приходили караваны с хлебом. Хлеб в Питере всегда был значительно дороже, чем в Москве.
Его частенько не хватало, и если в работе системы происходил сбой, это сразу обостряло ситуацию и приводило к «...великой нужде в провианте» в северной столице. Вспыхивали страшные в своей безысходности голодные бунты.
И самым первым долгожданным караваном, приходящим в столицу уже к середине мая, был наш вышневолоцкий. Формировался он на Солпенской пристани, привозя каждую весну в Питер около миллиона пудов хлеба, который собирался в основном в Вышневолоцком уезде: в Есиновичах и Лужникове, Млёве и Овсище, Ильинском и Курове, Спирове и Осечно.
Караван этот отваливал при первой прибыли воды после очистки Мсты от льда между 7 и 15 апреля (20 – 28 апреля по новому стилю).
В составе его было от 70 до 120 барок с 15-вершковою (37 см) осадкою.
Общая стоимость груза доходила до 400 000 рублей серебром. (Для примера: караванный приказчик получал в месяц 10 рублей серебром.) Приходил Солпенский караван в Петербург в первых числах мая (15 – 20 мая по новому стилю), как раз на Николу вешнего.
С половины зимы и всю весну каждый день через Вышний Волочёк, и минуя его, шли и шли к Солпе хлебные обозы. Если считать среднюю загрузку на одни сани в 25 пудов (400 кг), то общее число подвод, необходимых для перевозки, доходило до 40 тысяч. Прямо с возов кули с зерном и мукой перегружали в барки.
Деревенька Солпа. Во время наивысшего расцвета Вышневолоцкой водной системы, в первой половине XIX века, в Солпе было всего десять крестьянских дворов. Да на другом берегу Солпенского плеса большое село Подол, принадлежавшее дворянам Манзеям, – сто дворов.
Население их, вместе со стариками и ребятишками, не превышало 700 человек. И вот начиная с января каждый день приходят в Солпу и Подол хлебные обозы.
Каждый день сотни и сотни подвод с кулями и мешками. Их нужно быстро разгрузить, чтобы освободить место другим, уже ждущим очереди.
Лошадям нужен отдых перед обратной дорогой, их необходимо накормить, напоить, подремонтировать упряжь. Нужен отдых и людям – распоясаться в тепле, съесть нехитрую перехватку, согреться стаканчиком. Кроме хлебных идут к Солпе и Подолу и другие обозы – с припасами для оборудования барок.
Шутка сказать, одной ходовой бечевы для каравана нужно больше тысячи пудов. Да чуть не сто тысяч штук рогож. Да скоб, гвоздей, якорей и другого железного припасу до десяти пудов на каждую барку... Бурлит Солпа: сотни дел необходимо завершить до отправки каравана. Ждет Питер караван. Чтобы снарядить его, растили и собирали хлеб тверские мужики, на далеком Урале добывали и плавили металл демидовские мастера, долгими зимними вечерами ткали рогожи вятские крестьянки – тысячи человек трудились для него в разных уголках России.
Вот и середина апреля. После молебна отваливает караван от Солпенской пристани... Перекрестился коренной, махнул зажатой в руке шапкой помощникам – по местам!
Шевельнули девятисаженными потесями сходочные, и первая барка с хлебом двинулась вниз по Мсте.
Май придет, и будет в Питер
Долгожданный караван!
Самый первый,
хлебный, Солпенский...
Как указ Петровский дан.