Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление Возврат в МЕНЮ

ДВ №27 от 17 октября 2007, стр.3

 

Ступкин Евгений Иванович

 
учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (2002-2009), издатель (с 2000 г.), учредитель и редактор Альманаха ВИКа (с 2002 г.), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (с 2002 г.), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов.
     

Троицкий на Овинчищах,
или Кушников, монастырь

Это единственный монастырь на вышневолоцкой земле, разрушенный еще 400 лет назад, в Смутное время, о котором сохранились сведения не только в писцовых книгах, но и в нашем Тверском архиве. В отличие от других вышневолоцких святых обителей, «запустевших с литовского разоренья», Троицкий на Овинчищах монастырь спустя почти столетие смог возродиться.
В писцовой книге 1581 года сказано: «В Воскресенском же погосте в Осечне на Овинчищах монастырь на речке на Илемне...». В границах бывшего Воскресенского погоста, куда входили деревни Русская Гора, Красное, Олехново, есть речка с похожим названием – Иленка. А Овинчище – исконно русское название, по-современному – местность у овина, сарая для хранения хлеба.
В Тверском государственном архиве мне удалось разыскать несколько дел, где на полуистлевших кусочках столбцов середины XVII века хранилась история древнего Троицкого на Овинчищах монастыря. Называется он еще и Кушниковым. Его второе имя связано, вероятнее всего, с именем помещика, его строившего. В новгородских писцовых книгах Бежецкой пятины упоминается помещик, носивший имя Кушник. И если принять во внимание тот факт, что монастырь этот упоминается только в книгах за 1551 год, этот Кушник и был строителем этого монастырька. Из описания обители видно, что строили и содержали её прихожане соседних с ней деревенек и починков: «...образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всё церковное строение приходское».
В 1606 году озверелые толпы мародёрствующих ляхов и литовцев разграбили и уничтожили Троицкий–Кушников монастырь. После Смутного времени половина русской земли лежала в развалинах, на месте деревень стали пустоши, зарастали лесом пашни и покосы. Из 20 деревень, принадлежавших Кушникову монастырю, живущих к 1645 году осталась всего одна «...да три деревни пустых, да 16 пустошей».
Затем всю первую половину XVII века почти непрерывные войны со Швецией, которые еще более опустошили и обескровили новгородскую землю. Исконные русские земли Приладожья, населённые карелами, были захвачены католиками-шведами. С оккупированных территорий за время правления Алексея Михайловича на новгородские и тверские земли переселились десятки тысяч карел. Уходили карелы к братскому православному народу, связанному с ними многовековым соседством, общими корнями, одной религией. Селились они тоже по царской воле. Переселенцам предоставляли пустующие дворцовые земли, они освобождались от налогов, получали средства на обзаведение скотом и инвентарём. За расселение отвечали специально выбранные чиновники.
Переселение братского карельского народа, как и защита монастырей, было государственной политикой Алексея Михайловича, и приказной Осеченской волости «Кондратий Клементьев сын Вешков», отвечавший за организацию переселения, вначале противился и трогать «корелян» не велел. Но царь своей Грамотой от 1675 года приказал «...монастырское место да пустошь Овинчище всех 17 пустошей... отдать Никольскому монастырю для прокормления... потому что написано монастырское пустое место, а не дворцовая земля».
Богатый был Кушников монастырь: имел он во владении два десятка деревень, обрабатывалось «...пашни 81 четверть с третником». И не маленький – редко какой из вышневолоцких монастырей того времени имел 12 монашеских келий и два храма.
Николо-Столпенский, которому впоследствии стали принадлежать Троицкие пустоши, был значительно меньше: по свидетельству иностранцев, в 1602 году в Николо-Столпенской пустыни было всего шесть монахов.
Началось возрождение обители, вероятно, сразу же после того, как угодья перешли в вотчину Никольского монастыря, потому как в 1700 году в Грамоте новгородского митрополита фигурирует уже приписной Кушниковский монастырь, принадлежащий Николо-Столпенской мужской пустыни. В обители возрождён храм, освящённый, как и в прежние времена, во имя Живоначальной Троицы.
В 1763 году Кушников монастырь был, как и все другие малобратственные монастыри, закрыт.
Последнее упоминание о нём я нашёл в деле «О сожжении приписной к Столпенской пустыни бывшей Троицкой Кушниковой пустыни ветхого церковного храма». Палить ветхий храм владыка не разрешил, и, хоть совсем обветшалый, он продолжал служить людям, принимая в непогоду под свой кров всех страждущих.
Как оказалось, впервые я побывал на месте, где когда-то стояла святая обитель, еще в 1974 году. Тогда, 33 года назад, в Троицких дачах было много остатков разных построек. Некоторые были уже совсем разрушены, некоторые еще использовались, правда, в основном для укрытия. Сохранились сенные, построенные перед войной сараи, а вот дома и овины, от которых остались только руины, были еще из того, царского времени.
Особенно меня тогда поразило, какие хоть и задичалые, но отменные росли на бывших полях хлеба: выше головы рожь; овёс, какого я в нашем колхозе никогда не видел; клевера по пояс. Трава на полянах была такая густая, что с трудом можно было пройти. Всё это уже тогда было брошено и не косилось.
Не подозревал я тогда, что через 30 лет буду сожалеть, что пропустил мимо ушей рассказы последних стариков, живших в глухой деревеньке в нескольких километрах от бывших монастырских угодий. Запомнилось только, что от деревеньки до самой делянки дорога шла болотистыми полянами и перелесками, и только на самих дачах, где находились строения, было повыше. Домов в деревеньке жилых было всего три, жили в них две пожилые женщины да старенький, но еще ершистый дедок. Как-то уже зимой этот дед рассказывал нам что-то про Троицкие дачи и монахов.
Давно уже нет в живых того общительного старика, несколько лет назад пропала и сама деревня. Повторилась история: как и 400 лет назад, зарастают густым березняком и ивами поля и покосы на месте деревеньки со светлым именем Красное. Только вот не литва с ляхами обескровили и предали нашу землю, а мы сами.
Возврат в МЕНЮ