Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление Возврат в МЕНЮ

ДВ №27 от 07 июля 2004, стр. 2

 

Ступкин Евгений Иванович

 
учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (2002-2009), издатель (с 2000 г.), учредитель и редактор Альманаха ВИКа (с 2002 г.), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (с 2002 г.), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов.
     

К Параскево-Пятнице

На богомолье посторонних не бывает. Люди у власти, причем все: и позавчерашние коммунисты, и вчерашние демократы – привыкли стоять со свечками в храмах больших городов, в крайнем случае райцентров, и обязательно под прицелом телекамер.
Цель нашей группы из семи человек не богомолье, а пока просто посещение бывшей обители, проводниками к которой были Николай Дубровин и Леонид Кондратьев. Николай, как он сам выразился, занимается в Тубоссе «тяжёлым животноводством» – коровы и лошади, а Леонид недавно перебрался на свою родину в деревню Пальцево, что в четырех километрах от Тубосса. Присоединились к нам и три женщины: Любовь, её мать Анна и Валентина. Все наши спутники – люди не просто глубоко верующие, а посвятившие себя возрождению православной веры на своей земле.
Перед дорогой попили чайку у радушного хозяина-фермера. Потом Николай пригласил всех в храм Святителя Николая, один из приделов которого посвящен святому Кириллу. Это память о бывшем здесь когда-то Кирилловском мужском монастыре.
До деревни Фефелово заросшая дорога шла берегом озера. Жаркий, душный июньский день, а кругом нетронутое косой разнотравье, заброшенные поля, на которые наступает кустарник. Запустенье...
Почти сто лет прошло с того времени, когда в девятую Ильинскую пятницу (по Пасхе) и 28 октября, в день памяти святой Параскевы, по этой самой дороге шли пешком и ехали на лошадях множество богомольцев из разных уголков России. Собирались они в наши места на поклонение святой Параскеве Пятнице. До революции здесь был женский монастырь, располагавшийся в живописном Пятницком бору, в двух километрах от озера.
А история Параскево-Пятницкой женской общины такова. Ещё во времена императрицы Анны Иоанновны, почитай триста лет назад, недалеко от деревни Фефелово в непроходимом бору явилась икона святой Параскевы, называемой Пятницей. Чуда явления был удостоен деревенский юродивый. На месте явления поставили вскоре небольшую деревянную часовню.
В 1860-е гг. дворовая девица Пелагея Силантьева, будущая схимонахиня Казанского женского монастыря, поставила вблизи Параскево-Пятницкой часовни первый домик-келию. В 1902 г. монахиней Казанского монастыря Антонией на этом месте была основана киновия Вышневолоцкого Казанского женского монастыря. 7 июля 1907 года она была преобразована в самостоятельную женскую общину. Земли для общины были куплены купчихой Е.И. Кирсановой у крестьян села Фефелова. После открытия в обители выстроили каменную церковь Параскевы Пятницы. В киновии были возведены колокольня, два корпуса для сестер, просфорня и хлебопекарня, трапезная с кухней, дом для священника, странноприимный дом со двором, сторожка и различные хозяйственные службы. Сразу после революции обитель закрыли.
Дорога к бывшей обители, точнее к месту, где она была, заняла почти час. На пути деревня Фефелово, в которой остался один дом. Живёт в нём Антонина Сергеевна Семёнова. Ей уже 70, но она держит крепкое хозяйство, ухаживает за престарелым мужем, помогает семьям двоих сыновей.
От Фефелова идём сначала полями, потом болотом. После болота и сырой лесной низины – как подарок уютная светлая поляна Пятницкого бора. Недавно здесь, на Бору, Николай Дубровин поставил на месте монастыря крест и привёл в порядок святой источник.
Побывали мы и на месте обители, и на святом источнике, и на старинном кладбище, где похоронены герои-моряки русско-японской войны.
Чувства после посещения святых мест были самые разные. Но главным было всё-таки одно: если есть такие люди, как Николай Дубровин, Антонина Семёнова, Леонид Кондратьев, Любовь Большакова – значит, не всё ещё потеряно. После тяжких лет безвременья начинает возрождаться православие. Значит, жива Россия. На святых, намоленных местах ставят пока, и то далеко не везде, простые кресты. И это только первые шаги.

Возврат в МЕНЮ