Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление Возврат в МЕНЮ

ДВ №19 от 12 мая 2004 стр. 2

 

Ступкин Евгений Иванович

 
учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (2002-2009), издатель (с 2000 г.), учредитель и редактор Альманаха ВИКа (с 2002 г.), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (с 2002 г.), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов.
     

Российская Аффения

В моём архиве много лет бережно хранится небольшая самодельная тетрадь. Потемневшие от времени странички с расплывшимися местами старинными ореховыми чернилами. Это знаменитая российская «Аффения», которую можно назвать сборником рукописных правил и норм поведения. Одними из первых ревнителей старого благочестия были сёстры княгиня Урусова и боярыня Морозова, погибшие в земляной тюрьме г. Боровска в 1672 г. А через 10 лет был заживо сожжён в далёком Пустозёрске и их духовный наставник, один из самых неистовых борцов за старую веру, несгибаемый протопоп Аввакум.
Официальные власти царской России не жаловали приверженцев этих правил – «афени», или «офени», преследовались. Начиная с 17 века и до середины 19-го пропагандисты «Аффении» частенько попадали в застенок, а то и на плаху. Тексты «Аффении» переписывались и передавались из рук в руки потаённо, через надёжных, проверенных людей. Сначала, в 17 веке, это были в основном раскольники, а впоследствии к ним прибавился и другой бродячий люд. Последними хранителями таких тетрадей были торговцы мелким товаром и книгами. Можно только предположить, через сколько рук прошли сшитые простой суровой ниткой 12 листков, исписанных разными чернилами и почерками. Первый «самиздат» первых российских «правозащитников». Публикуемая ниже «Аффения» пришла к нам, вероятнее всего, из петровских времён – в ней предаются анафеме новшества, введённые именно Петром I.

Российская Аффения

Исполнилось пророческое суждение и философское рассуждение; о нынешнем народе рассуждают и последним временем называют, что последних пришли веки, в растлённом житии живут человеки, не поклонятся како богу угодити. Стараются как бы более себе денег нажить, даельнскую себе одежду шить, в жилетках показывают красоту премногу, а в щанах кланаяются, откиня ногу. Бороду желают часто брить, а нос табаком набить. Креститься не умеют, а около носа мотают подобно как в балалайку играют. А писания Божия ничего не знают, а скверны словеса как проповеди читают. У таковых в дому нет ни ладану не кадила, но токмо держится во устах табачное курило. Говорят, что табак курить не грешно, потому что в дому произошло, и учители наши о том знают – курить и нюхать нам не воспрещают. Потому что они сами употребляют и тем себя оправдывают что от ладану кинареки умирают, а от табаку здоровы бывают и весело воспевают. Кто сие будет исполнять – тот будет сыну века пребывать, а кто не будет исполнять – того будут дураком называть.

Как видим, сочинителей «Аффении» триста лет назад волновали почти те же проблемы, что волнуют нас сегодня. Правда, нужно признать, что мы за 300 лет далеко продвинулись по пути цивилизации: «афени» шли на дыбу за критику курения табака, а у нас сегодня в школах чуть ли не в открытую предлагают наркотики. Ну а табак считается вообще невинной детской забавой – ещё совсем недавно все программы телевидения были заполнены рекламой сигарет. Сквернословие не только очень многим из нас заменяет сегодня нормальный язык, но и успешно прижилось в кино, на телевидении и театральной сцене. Деградация личности – только следствие охватившей страну наркомании, порнографии, проституции, повальной коррупции и других благ современной жизни.
Что будет еще через 300 лет?

Возврат в МЕНЮ