Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление Возврат в МЕНЮ

ДВ №12 от 24 марта 2004, стр. 3, ДВ №15 от 14 апреля 2004, стр. 3, ДВ №16 от 21 апреля 2004, стр. 3

 

Ступкин Евгений Иванович

 
учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (2002-2009), издатель (с 2000 г.), учредитель и редактор Альманаха ВИКа (с 2002 г.), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (с 2002 г.), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов.
     

Самый первый, хлебный, Солпенский

Древняя вышневолоцкая земля!
Она помнит новгородских дружинников, белокурых норманнов, опричников Ивана Грозного и польские орды Смутного времени. Но все завоеватели шли дорогами, уже до них проторёнными торговцами и купцами. С Тверцы через волок и по Мсте к Великому Новгороду издревле проходил Великий Волжский водный путь. Ещё в 947 году от Рождества Христова, больше тысячелетия этому назад, княгиня Ольга, «идя к Нову городу», ставила по Мсте погосты – так в старину называли поселения. Вдоль Тверцы и Мсты шёл и путь посуху, соединяя сначала Москву Новгород, а позднее и Санкт-Петербург.
Одним из узловых пунктов на этом древнейшем торговом пути был Вышний, или Верхний, волок, из-за малого размера чаще называемый Волочком. С обоих концов десятивёрстного волока ещё в незапамятные времена возникли селения. Селение на Тверце впервые упоминается как Никольский погост, а на Цне как Вышневолоцкий ям. Вокруг этого центра сложилась территория, называемая сегодня Вышневолоцким краем. Один из торговых центров края – Имоложский погост – упоминается в берестяных грамотах и договорах XII века.
Значение вышневолоцкой земли неизмеримо возросло с начала XVIII века, когда неистовый Пётр, подняв на дыбы Московию, «прорубал» через наши земли «окно в Европу»: летом 1703 года близ Вышневолоцкого яма началось строительство судоходного канала.
История нашего района неразрывно связана с историей Вышневолоцкой водной системы, которая сыграла выдающуюся роль в становлении Санкт-Петербурга и во всей экономике России XVIII-XIX веков. 180 лет Вышневолоцкая водная система была главной транспортной магистралью, связывавшей северную столицу Российской империи с Поволжьем, а сто лет – с 1706 года, когда через Гагаринский канал в Санкт-Петербург прошли с грузом первые суда, и до 1808 года – была единственной дорогой, по которой в Санкт-Петербург поступали необходимые грузы. В столицу, являвшуюся и единственным «окном в Европу» – морским портом на Балтике, – шли самые разнообразные грузы: строительные материалы, военные припасы и, конечно, продовольствие. Первыми в столицу приходили караваны с хлебом. Хлеб в Питере всегда был значительно дороже, чем в Москве. Его частенько не хватало, и, если в работе системы происходил сбой, это сразу обостряло ситуацию и приводило к «...великой нужде в провианте» в северной столице. Вспыхивали страшные в своей безысходности голодные бунты.
И самым первым, долгожданным караваном, приходившим в столицу уже к середине мая, был наш. Вышневолоцкий, солпенский караван привозил каждую весну в Питер около миллиона пудов хлеба, который собирался в основном в Вышневолоцком уезде: Есеновичах и Лужникове, Млёве и Овсище, в Ильинском и Курове, Спирове и Осечно.
Судоходство по Вышневолоцкой водной системе осуществлялось караванами, по мере накопления воды в хранилищах. Для непрерывного судоходства необходимо было в сутки не менее 10 миллионов кубометров воды, а за 6 месяцев – 1800. А все водохранилища, озёра и реки со всеми их притоками давали только около половины этого количества. Гидросооружения вышневолоцкого водораздельного участка: каналы, плотины, бейшлоты – и регулировали расход воды, накапливая её в водохранилищах и затем по мере надобности отдавая во время пропуска караванов. Караванов было три: весенний, летний и осенний. Самый большой, весенний (1200 –  1500 барок) составлялся из нескольких караванов: Солпенского, Новоторжского, Тверского, Гжатского и Верхневолжского. Летний (1000 – 1200 судов) – Рыбинский. Осенний (750 – 1200 судов) – низовье Волги и зазимовавшие. Названия свои караваны получали от пристаней, где они формировались.
Солпенский караван формировался на реке Мсте при Солпенской пристани, в двух верстах ниже Мстинского шлюза. Караван этот отваливал при первой прибыли воды после очистки Мсты ото льда между 7 и 15 апреля (20 – 28 апреля по новому стилю). В составе его было от 70 до 120 барок с 15-вершковою (37 см) осадкою. Общая стоимость груза до 400000 руб. серебром: муки ржаной до 600 четвертей, пшеничной до 60000 мешков, овса до 500 кулей, масла постного до 8000 пудов.
С верхней, несудоходной части реки Цны, где проживало около 10 тысяч жителей, в Вышний Волочёк ежегодно поступало до 500 четвертей ржи, 600 четвертей муки ржаной, 4000 мешков муки-крупчатки, 2000 кулей крупы гречневой, 400 мешков ячневой, 400 мешков овсяной, 700 мешков пшена, 300 мешков солоду, 11000 кулей овса, 2000 пудов соли, 300 пудов масла конопляного, 600 кулей льняного семени. Часть этих грузов предназначалась для Солпенского каравана.
В 1836 году, например, Солпенский караван состоял из 122 барок. Считая среднюю загрузку барки с 15-вершковой осадкой в 7,5 – 8 тысяч пудов, караван в 1836 году привёз в столицу почти миллион пудов провианта, т. е. около 15 тысяч тонн (1 вершок равен 2,44 см; 1 пуд равен 16 кг). Привозили хлеб на пристань санные обозы. Если считать среднюю загрузку на одни сани в 40 пудов (640 кг), то общее число подвод, необходимых для загрузки 120 барок, доходило до 25 тысяч. С половины зимы и всю весну каждый день через Вышний Волочёк, и минуя его, шли и шли к Солпенской пристани хлебные обозы. Прямо с возов кули с зерном и мукой перегружали в барки.
Деревенька Солпа. Сегодня здесь всего несколько домов, большинство из которых – дачи. Жизнь в таких деревнях зимой почти замирает. Во время наивысшего расцвета Вышневолоцкой водной системы – в первой половине XIX века – в Солпе было тоже всего 10 крестьянских дворов. На противоположной стороне Солпенского плёса большое село Подол, принадлежащее дворянам Манзеям – 100 дворов. Население их, вместе со стариками и ребятишками, не превышало 700 человек. И вот, начиная с января, каждый день приходят в Солпу и Подол хлебные обозы. Каждый день сотни и сотни подвод с кулями и мешками. Их нужно быстро разгрузить, чтобы освободить место другим, уже ждущим очереди. Лошадям нужен отдых перед обратной дорогой, их необходимо накормить, напоить, подремонтировать упряжь. Нужен отдых и людям – распоясаться в тепле, съесть нехитрую перехватку, согреться стаканчиком. Кроме хлебных идут к Солпе и Подолу и другие обозы – с припасами для оборудования барок. Шутка сказать, одной ходовой бечевы для каравана нужно больше тысячи пудов. Да чуть не 100 тысяч штук рогож. Бурлит Солпа: сотни дел необходимо завершить до отправки каравана.
Вот как описывает С. Максимов в своей книге «Куль хлеба и его похождения» подготовку барок к загрузке: «На воде хлебную барку окончательно снаряжают: утверждают на столбах крышу, чтоб не мочило хлеб сверху, кладут толстые жерди вдоль барки и на них такие же поперёк – это подстилка, чтоб не мочило хлеб снизу. Для отлива воды в середине барки приготавливают место вроде коридора, обставленное с обеих сторон лубками – сюда собирается вся вода, и отсюда её будут убирать деревянными черпаками. Над крышей приделывается «стояно», или балкон для лоцмана. На многих барках в корме устраивается «казёнка» – комната для приказчика».
Солпенский караван отваливал от пристани обычно в начале апреля по старому стилю, или в середине апреля – по новому.
В Вышнем Волочке все барки проходили через судомер. Судомер опускался в воду на 15 вершков, и через его железную полосу должна была пройти барка. Если барка сидела в воде глубже, то она должна была разгрузиться, и лишний хлеб поступал в казну. Но этого никогда не бывало. Караванные сборщики, повидавшись с кем следует и уплатив кому следует, проходили беспрепятственно с грузом на 16 и даже на 17 вершков. Так что на барке могло быть не 7500 пудов хлеба (123 тонны), а 8000 и более.
Размеры барки для Вышневолоцкой водной системы впервые были установлены в правилах «О судоходстве по реке Волге через Вышневолоцкий канал до Санкт-Петербурга» 1809 года. Затем, практически не изменившись, они вошли в Устав путей сообщения – Свод законов, том XII, часть I. Согласно ст. 18 Устава, суда на Вышневолоцкой системе должны были быть не более: длины – 17 сажен (36,4 м), ширины – 4 сажени (8,53 м). Статья 99 предусматривала наказание за отступление от размеров.
Остов барки, или набор, собирался чаще из елового леса толщиной около 16 см. Днище обшивалось байдаком – досками толщиной 50 мм, а бока тёсом – доски вдвое тоньше (25 мм). На каждой барке с боков делались полати и гребки для рабочих. Управлялась барка с помощью потесей, или поносных, – своего рода огромных вёсел длиной до 9 сажен (19 м), толщиною 45 – 50 см, две – спереди и две сзади. Потеси были необходимы для прохождения порогов. После Новгорода надобность в таких вёслах отпадала. Здесь их раскалывали надвое и из половинок выделывали вёсла, с которыми барки шли до Санкт-Петербурга. А оставшиеся продавали. Таким образом, потеси могли служить нескольким караванам. Приходил Солпенский караван в Петербург в первых числах мая (15 – 20 мая по новому стилю), как раз на «Николу вешнего». Обычное время прохождения караванов составляло от 30 до 36 суток: Мста – Новгород 14 дней, по Волхову 6 дней, по Ладожскому каналу 7 – 14 дней, по Неве 2 дня. Солпенский же караван проходил в Петербург иногда быстрее, так как для его прохождения не требовалось помощи резервных вод. Не нужно было ждать, когда в водохранилищах накопится достаточное количество воды. Если по очищении Мсты ото льда воды прибывали медленно, то караван успевал пройти Боровицкие пороги до начала весеннего половодья. Случалось, что у Боровицких порогов суда встречали уже столь сильную прибыль воды из реки Увери, что вынуждены были ожидать её упадка иногда до двух недель. При этом владельцы груза несли серьёзные убытки: приходилось платить простойные деньги рабочим. Но самое главное – столица не получала вовремя долгожданный хлеб. Можно было, конечно, сдерживать паводковые воды с помощью запирания Березайского и Уверского шлюзов, но их быстро возрастающая мощь была очень опасна для гидротехнических сооружений.
Вышневолоцкая водная система имела пять пунктов остановки караванов для смены лошадей и обслуживающего персонала. Один из них находился в Вышнем Волочке. Здесь на каждую барку нанимали до Новгорода одного записного вышневолоцкого лоцмана, двух помощников лоцмана, называемых концевыми, и от 6 до 12 судорабочих – сходочных. Кроме того, на каждой барке было два коренных, которые отливали воду и следили за сохранностью груза. Таким образом, на каждую барку требовалось от 11 до 17 человек. А на весь Солпенский караван требовалось до двух тысяч человек.
Для прохождения Мстинских порогов, начиная с Ношкинских и Басутинских, на каждую барку к прежним рабочим ставилось дополнительно до 25 человек, а для прохода через Боровицкие пороги дополнительно ещё один лоцман и два концевых. А число рабочих, управляющих потесями, доходило до 70 человек. Кроме того, на порогах довольно часто приходилось прибегать к помощи женщин для отлива воды из барки.
В Новой Ладоге барки опять проходили через судомер, здесь предъявлялись билеты и расчётные тетради рабочих. В этом последнем пункте на барках оставался только вышневолоцкий лоцман, два коренных и 8 новгородских сходочных.
Чтобы иметь более полное представление о том, что такое Солпенский караван, приводим данные, которые относятся к 1830-м годам, когда в навигацию по системе проходило до 6000 судов.

I. Жалованье обслуживающему персоналу и рабочим:

1. Лоцману от Вышнего Волочка до Санкт-Петербурга – 23 руб.
2. Концевому до Новгорода – 11 руб. 42 коп.
3. 12 сходочным по 8 руб. 57,5 коп. = 102 руб. 90 коп.
4. Добавочным рабочим на Ношкинском пороге: 11 человек по 71,5 коп. = 7руб. 86,5 коп.
5. Добавочным рабочим на Басутинском пороге: 11 человек по 71,5 коп. = 7 руб. 86,5 коп.

II. На Боровичских порогах:

6. Лоцману по положению – 1 руб. 20 коп.; ему же наградных – 6 руб., всего 7 руб. 20 коп.
7. Двум концевым по 95 коп. = 1 руб. 90 коп.
8. 67 человекам рабочим по 40 коп. = 26 руб. 80 коп.
9. 65 женщинам по 2 коп. = 13 руб.
10. Караванному приказчику жалованья за 4 месяца – 40 руб.
Итого зарплаты 241 руб. 95 коп.
Кроме этих, так сказать, официальных расценок была масса самых разных непредвиденных расходов и потерь. И самую большую «статью» их составляли взятки. Чиновники, поставленные надзирать за водной системой, славились мздоимством со времён Матвея и Василия Гагариных. Даже наследники Сердюкова частенько, под разными предлогами, задерживали в Вышнем Волочке караваны судов. Каждый лишний день, на который «застревали» в городе сотни человек рабочего люда, ощутимо увеличивал доходы сердюковских стоек и кабаков. Наживались владельцы питейных и продовольственных лавок, а хозяева груза, вынужденные выплачивать простойные деньги рабочим, несли убытки. А сколько разного рода чиновников приходилось ублажать, чтобы не чинили препятствий хлебному каравану! Где пятиалтынный или двугривенный, а где и весь целковый, а расходы-то все из одного кармана. Славу лихого мздоимца оставил после себя командир Боровицких порогов Бобрищев-Пушкин. Он облагал «данью» лоцманов и писарей, а те в свою очередь – купцов. Брали за всё: за излишний груз, за большой размер судна, за обход очереди и т. д. Размеры поборов составляли от 2 до 5 руб. с каждого судна. Умножьте на 5 тысяч судов, и станет ясно, почему начальники дистанций или порогов после нескольких лет службы оказывались в списках местных помещиков.
Постоянными были потери на порогах. Нагрузка на барку на порогах была такая, что почти все они давали течь. Барки тонули как от неопытности лоцмана и рабочих, так и от низкого качества. С 1811-го по 1823 год на Мстинских порогах разбилось 284 барки. Правда, следует отметить, что ввиду мелководья барки в большинстве случаев не тонули, а погружались в воду, при этом замокало 1-2, реже 3 ряда кулей. Кладь при этом не пропадала, так как внизу помещали ржаную муку, мало страдающую от подмочки, а овёс, крупу и другие хлебные продукты укладывали в верхние ряды. После разгрузки барки и ремонта её, она, как правило, отправлялась дальше. Случаи, когда судно гибло полностью, были редки – в основном весной при большой скорости течения и высоком уровне воды.
Устав путей сообщения строго регламентировал контроль за состоянием судов и сохранностью груза. Так, статья 188 Устава предписывала, чтобы в Опеченском Рядке каждое судно было осмотрено. Устав также подробно регламентировал размещение груза на барке. Статья 100 требовала, чтобы бунты отстояли от бортов не более пяти четвертей (88 см), расстояние от кормы до бунта должно было быть 4 аршина (2,8 м), а от носа – 5 аршин (3,6 м). Согласно 101-й статье, груз располагался равномерно по всему судну.
Вышний Волочёк был городом лоцманов: в 1805 году 206 семейств основным занятием называли лоцманство.

III. Расходы на оборудование барки

Барки для Солпенского каравана делались в основном в селе Алексеевском. Все необходимые припасы для оборудования барок покупались в Вышнем Волочке. Приводим данные о расходе материала на оборудование одной барки: пробой боков –1 руб.; оковка носа – 1 руб.; устройство казёнки для приказчика – 15 руб.; 1 лодка – 5 руб.; 9 лубков по 12 коп. – 1 руб. 08 коп.; 630 рогож для слищей и чехлов по 18 руб. 15 коп. за сотню – 114 руб. 34,5 коп.; 6 пудов белых снастей из новой пеньки по 1,10 руб. за пуд – 6 руб. 60 коп.;  3 круга новой ходовой бечевы весом 13 пудов по 2,28 руб. за пуд – 29 руб. 64 коп.; 1 конец канавной бечевы весом 1,2 пуда по 1 руб. за пуд – 1 руб. 20 коп.; 1 шейма подержанная весом 4,5 пуда по 57,5 коп. за пуд – 2 руб. 58,5 коп.; пуд мочала для шитья и запасу 63 коп.; 1 топор – 40 коп.; 1 топорище 13/7 коп.; 1 бурав большой, или напарь, – 33 коп.; 1 бурав средний – 22 коп.; 1 бурав малый, или подвёртыш, – 113/7 коп.; 1 долото – 126/7 коп.; 1 скобель – 122/7 коп.; 1 багор 44/7 коп.; 4 наконечника железных для шеста по 26/7 коп. – 113/7 коп.; 4 крюка кулевых по 31/7 коп. – 124/7 коп.; 2 иглы кулевых по 31/7 коп. – 62/7 коп.; 2 ножа по 4 коп. – 8 коп.; 3 бурундучных кольца по 4 коп. – 12 коп.; 2 скобы мачтовых по 33/7 коп. – 66/7 коп.; 1 молоток 31/3 коп.; 2 фунта гвоздей весовых и 30 штук троетёсу весом 2,5 фунта по 2,14 коп. за пуд – 21,5 коп.; 12 гвоздей оковных по 113/7 за сотню – 13,7 коп.; 200 скоб ластовых по 10 коп. за сотню – 20 коп.; 1 фонарь со стёклами 71/7 коп.; 10 вёдер или шаек по 71/7 коп. – 71,7 коп.; 3 шеста по 13/7 коп. – 42/7 коп.; 2 весла лодочных по 10 коп. – 20 коп.; 3 войлока по 64/7 – 195/7 коп.; 1/3 пуда пакли по 922/7 коп. за пуд – 305/7 коп.; 1 фунт свечей – 10 коп.
Всего расходов на оборудование барки: 182 руб. 25 коп.
Припасы для оборудования барок частью покупались в Вышнем Волочке, частью привозились из других мест.
Барки и потеси для Солпенского каравана использовались в основном местного производства. В «Генеральном соображении по Тверской губернии 1783 года» говорится следующее: «Главный промысел здешних крестьян состоит в хождении на барках: в лоцманах, концовых и работниках. По реке Цне строятся барки и другие суда из лесу, около той реки находящегося, в чем упражняются владельческие и экономические крестьяне дер. Борьково, села Покровского, сельца Болобонова, дер. Подола, Городка, Спицина, сельца Кузнецова, деревни Зенцова, сельца Алексеевского. Ежегодно делается барок до 60, полубарок до 30, лодок до 200, которые на месте и в Вышнем Волочке продаются; барки от 50 до 55 рублей, полубарки от 18 до 20, лодки – большая от 10 до 15, малая от 3 до 4 рублей, потеси по 25 коп. Последними в Вышнем Волочке не малый торг происходит, ибо каждое идущее к Петербургскому порту судно оставляет тут мачту, более для него ненужную и приделывают 4 потеси, а как чрез Вышний Волочек в год не менее 2300 судов пройдет то и потесей до 10.000 штук и более распродается». На карте 1849 года показаны места, где они изготовлялись и складировались, – острова в центре города и на берегах рек Цны и Шлины. Все заводы с паровыми лесопилками появились только в средине XIX века, а до этого потребность в досках в полном объёме удовлетворялась за счёт ручной пилки леса. В 1850-х годах в губернии «...промыслом этим, особливо же близ сплавных рек, занято зимою до 16.000 человек».
В конце XVIII века в городе открывается канатный завод, произведший в 1795 году 1500 пудов снастей. Большая часть его продукции шла на оснащение Солпенского каравана. В 1836 году для 122 барок потребовалось более 1700 пудов ходовой и канавной бечевы. После сокращения судоходства через Вышневолоцкий водораздельный участок отпала надобность и в продукции канатного заводика – во второй половине XIX века известий о нём уже не встречается.
На каждую барку требовалось 630 рогож для защиты кулей. Да и сам куль – вещь покупная, и требуется их на барку до 800 штук. А на весь Солпенский караван до 80 тысяч рогож и до 100 тысяч кулей. Заготовкой их занимались целые местности. Раскроем опять книгу Максимова «Куль хлеба и его похождения»: «...Исключительно кормятся этим ремеслом сотни деревень по лесным местам, около сплавных рек, там, где много выросло лесов липовых. Славится этим в особенности Ветлужский уезд Костромской губернии и много мест в Вятской губернии. Где ткут рогожи, там шьют и кули. Куль, назначенный для хлеба и насыпанный им так, что и зашит веревками с обеих сторон, весит обыкновенно девять пудов (145 кг) с походом. Этот поход, или излишек, составляет собственно сам куль, который бывает обыкновенно самый прочный и самый большой; весу в нем до 16 фунтов (6.5 кг); рогожа имеет длины 1.5 аршина (1 м) и ширины 3.25 аршина (2.3 м). В куле для овса весу не больше 6 фунтов (2.5 кг), в солевом куле до 10 фунтов (4 кг). Таким образом, куль ржи весит обыкновенно 9 пудов 10 фунтов (150 кг), а куль овса – 6 пудов 5 фунтов (100 кг). Куль идёт, как отвлеченная величина, за меру зерновых хлебов, означая четверть: овса – шесть пудов пять фунтов, ржи девять пудов десять фунтов (то есть четверть овса равнялась 100 кг, а четверть ржи – 150 кг). Худая рогожа идёт на покрышки тех же хлебных кулей, называется крышечною полупудовкою или таевочною». В Вышневолоцком уезде производством изделий из лыка, в том числе и рогож, занимались в Ясеновской и Заборовской волостях. Но объёмы выделываемых изделий были невелики и серьёзного торгового значения не имели. Но, что вполне естественно, рогожи местного производства были дешевле привозных и закупались для каравана в первую очередь.
В 1805 г. в городе числилось 12 семейств кузнецов. 12 каменных и 8 деревянных кузниц, принадлежавших этим семьям, полностью обеспечивали Солпенский караван всем необходимым «железным припасом».
Ждёт Питер караван. Чтобы снарядить его, растили и собирали хлеб тверские мужики, на далеком Урале добывали и плавили металл демидовские мастера, долгими зимними вечерами ткали рогожи вятские крестьянки – тысячи человек трудились для него в разных уголках России.
Вот и середина апреля. После молебна отваливает караван от Солпенской пристани. Перекрестился коренной, махнул зажатой в руке шапкой помощникам – по местам! – шевельнули девятисаженными потесями сходочные, и первая барка с хлебом двинулась вниз по Мсте.

Май придёт, и будет в Питере
Долгожданный караван!
Самый первый, хлебный, солпенский...
Как указ петровский дан.

Литература

1. Генеральное соображение по Тверской губернии 1783-1784 года.
2. Судоходный дорожник Европейской России, издаваемый Главным управлением путей сообщения и публичных зданий. Часть II. Отд. I. СПб, 1855.
3. Мельников С.Е. Хлебные караваны на Вышневолоцкой системе // Записки императорского Казанского экономического общества. Вып. I. I860.
4. Историко-статистическое описание Вышневолоцкой водной системы // Журнал Министерства путей сообщения. Кн. 2. СПб, 1875.
5. Максимов С. Куль хлеба. М., 1985.
6. Историко-статистическое описание Тверской губернии. Тверь, 1879-1882.
7. Берштейн-Коган С.В. Вышневолоцкий водный путь. М., 1946.
8. Сорина X.Д. Очерк социально-экономической истории г. Вышнего Волочка во II половине XVIII века и начале XIX века.

Возврат в МЕНЮ