Стартовая страница Рейтинг@Mail.ru

Вступление

 

Возврат в МЕНЮ

ДВ №51 от 18 декабря 2003, стр. 3

 

Ступкин Евгений Иванович

 
учредитель, издатель и редактор газеты «Древний Волок» (2002-2009), издатель (с 2000 г.), учредитель и редактор Альманаха ВИКа (с 2002 г.), учредитель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова, председатель ВКОиС (с 2002 г.), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов.
     

Спасите бейшлот

Во время подготовки к юбилейным мероприятиям несколько раз заходила речь об открытии проезда через бейшлот для легковых автомобилей. Объясняли это острой необходимостью, экономией и другими вескими причинами. Слышал я это мнение и от других уважаемых жителей нашего города. И, уверяю вас, я бы тоже ратовал за это, если бы речь шла о другом сооружении, а не о бейшлоте – историческом памятнике, одном из главных гидросооружений Вышневолоцкой водной системы.
Почему никому не приходит в голову переделать под жилой дом Эрмитаж или Лувр, хотя и в Питере и в Париже десятки тысяч жителей ютятся в ужасных условиях, а тысячи вообще не имеют жилья? Почему же тогда идёт речь о перестройке бейшлота в автомобильный мост? А ведь это – то же самое, на том же уровне абсурда. Можно как-то оправдаться за то, что разрушаются из-за нехватки денег на ремонт и реставрацию множество исторических памятников. Но речь идёт не о ремонте, а о капитальной перестройке, то есть об уничтожении бейшлота. Почему же тогда не засыпать Цнинский канал? Ведь он тоже, как и бейшлот, является памятником всероссийского уровня. Гидросооружения Вышневолоцкого водораздельного участка, будь то бейшлот, или каналы, или водохранилище, – уникальны. Их не повторить, как не повторить тысячи и тысячи памятников, исчезнувших за последние 80 лет. А вот уничтожить можно. Ломать – не строить!
Никакие материальные или еще какие-то более весомые соображения не могут оправдать кощунства. И давайте не забывать, что мы это уже проходили. В первые годы советской власти было отчеканено 144.114.000 штук серебряных полтинников и 16.048.000 штук рублей общим весом 1761.62 тонны. Большая часть этих монет была изготовлена из церковного серебра. Сотни тонн, сотни тысяч килограммов, сотни миллионов граммов бесценных окладов икон, дискосов, подсвечников, дарохранительниц, паникадил и другой серебряной церковной утвари были переделаны на полтинники и рубли, а точнее на обыкновенный серебряный лом, так как эти монеты ценятся сегодня даже среди коллекционеров по цене металла. Трудно даже вообразить, сколько бесценных, уникальнейших произведений искусства было безвозвратно утрачено.
Мне могут возразить, что делалось это, так сказать, во всероссийском масштабе. К великому сожалению, кощунство и вандализм были повсеместны: в нашем уезде по решению комитета бедноты картины И. Левитана и Ю. Жуковского отстирывали от краски, пытаясь использовать на онучи. Давайте не повторять этого. Наши потомки нам этого не простят.
Современный автомобильный мост – сооружение принципиально другое, нежели бейшлот. Бейшлот служил мостом, но... только для лошадок. Проектировали и строили его больше 200 лет назад. Машин в то время не предвиделось, а проезд лошадиной повозки – это, согласитесь, и нагрузки, и вибрации, и все прочие воздействия совершенно другого порядка, чем при переезде автомашины. Даже легковой, не говоря о грузовых автомашинах. И потом, не нужно забывать о том, что за века службы все конструкции бейшлота, а в особенности несущие, серьезно устарели, накопили усталость, и никто сегодня не гарантирует, что даже при небольшой нагрузке они не начнут разрушаться. Чтобы по бейшлоту могли ездить машины без угрозы провалиться, необходимо заменить все несущие конструкции, проще говоря, переделать бейшлот в мост. Но, во-первых, эта переделка обойдётся дороже постройки нового моста, а во-вторых, это бейшлот и другого такого в России просто нет. И еще один момент: бейшлот поддерживает необходимый уровень воды в каналах и реках центра города. В случае аварии мы будем иметь в центре города не Северную Венецию, а груды мусора в канавах, облицованных гранитом. Под угрозой окажутся многие исторические здания центра, построенные на плотах, конструкция которых рассчитана на постоянный уровень воды.
Рушится Цнинский канал: когда спущена вода, видны разрушения. Деревянные конструкции настолько одряхлели, что уже не выдерживают смонтированных на них гранитных плит. Давным-давно необходим срочный ремонт. Почему об этом не идёт речь? Как невозможно представить Париж без Эйфелевой башни или Санкт-Петербург без Медного всадника, так и Вышний Волочёк нельзя представить без бейшлота и канала.
Вышневолоцкий бейшлот – памятник не местного значения, это национальная ценность всей России, и судьбу его не могут и не имеют права решать городские власти, даже если их поддерживает часть населения нашего города.

Возврат в МЕНЮ